Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:43, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
изучение сущности налога на добавленную стоимость и его влияния на внешнеторговые операции;
подробное рассмотрение основы начисления и ставок данного вида налога;
анализ порядка исчисления и взимания налога на добавленную стоимость;
рассмотрение механизма освобождения от уплаты и частичной уплаты данного налога.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. НДС, как один из инструментов фискальной политики государства….5
1.1 НДС – основа формирования федерального бюджета РФ……………………5
1.2 Порядок исчисления и взимания НДС…………………………………………9
Глава 2. Особенности взимания и уплата НДС при ввозе на таможенную территорию государств – членов таможенного союза…………………………..13
2.1 Правовое регулирование, анализ взимания и уплаты НДС в РФ…………...13
2.2 Правовое регулирование и статистика уплаты и взимания НДС в Республике Казахстан……………………………………………………………...19
2.3 Правовое регулирование взимания и уплаты НДС и уплаты в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..25
Глава 3. Проблемы начисления и уплаты НДС на территории ТС………….....32
2.2 Основные проблемы, возникающие при уплате НДС при ввозе товаров на таможенную территорию ТС……………………………………………………...32
2.3 Экономическая эффективность от применения НДС на территории ТС…..35
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников
При ввозе на территорию Республики Беларусь от налогообложения НДС в том числе освобождаются: транспортные средства, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств; товары, перемещаемые транзитом; товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством; белорусские рубли, иностранная валюта; технические средства, материалы, которые используют для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные и ветеринарные средства, медицинская техника по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь; специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел; культурные ценности, безвозмездно передаваемые организациям культуры; все виды печатных изданий, получаемых по международному книгообмену; драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (кроме ювелирных изделий); банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые для реализации их банкам; товары, предназначенные для пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств; семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания; иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь19.
Налоговая база НДС при реализации приобретенных, произведенных, а также реализуемых на основе договоров поручения, комиссии товаров (работ, услуг) определяется на основании статьи 98 НК РБ, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов без включения в них НДС, либо как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная с учетом регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС.
Статьей 100 НК РБ определяется момент фактической реализации товаров, работ, услуг. Так в п. 5 этой статьи сказано, что при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах, моментом их фактической реализации признается день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров, работ, услуг. Пунктом 9 этой же статьи установлено, что днем выполнения работ по производству товаров из давальческого сырья для нерезидентов Республики Беларусь признается день отгрузки товаров, произведенных из давальческого сырья.
В республике Беларусь в
целях исчисления НДС установлены
налоговым законодательством
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 % относят: услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным и другими видами транспорта за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики, включая частичное оказание этих услуг и на ее территории. Основанием для применения ставки 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление в налоговый орган реестра международных транспортных документов подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг20.
К экспортируемым работам по производству товаров из давальческого сырья, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят работы собственного производства, оказанные иностранным организациям и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья. Основанием для применения ставки 0 процентов при реализации таких работ является предоставление таких документов как: договора; документов, подтверждающих выполнение работ; документов, подтверждающих вывоз товаров, произведенных из давальческого сырья, с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ТС; документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого ввезены товары представляется плательщиком одновременно с налоговой декларацией по НДС.
Представление копий документов являющихся основанием для применения ставки НДС 0 % при реализации работ и услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов, единиц железнодорожного подвижного состава являются: договора; документы, подтверждающие выполнение работ и услуг.
Основанием для применения ставки НДС 0 % при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных в государства – члены ТС (в том числе товаров, вывезенных по договорам лизинга, договорам займа, договорам на изготовление товаров, договорам комиссии, поручения), является наличие у плательщика следующих документов: договора; транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров в другое государство – члена ТС; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое представляется одновременно с налоговой декларацией по НДС.
Документальное подтверждение фактического вывоза товаров на территорию государств – членов ТС производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки этих товаров, включая товары, произведенные из давальческого сырья.
Порядок исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определен ст.103 НК РБ. Она исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Общую сумму НДС уменьшают на налоговые вычеты. Налоговые вычеты определяют в соответствии с нормами ст. 107 НК РБ. К ним относят суммы НДС в том числе уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь уплаченные в бюджет при приобретении на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах.
Суммы НДС, подлежащие вычету определяются при приобретении товаров и услуг по договорам, в которых сумма выражена либо в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, либо в иностранной валюте фактически уплаченной плательщиком при приобретении товаров и услуг. Суммы НДС в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на день уплаты сумм НДС.
В полном объеме вычет сумм НДС производится: по товарам при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 10 %, по товарам освобождаемым от НДС, а также по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 0 %, – при наличии у плательщика предусмотренных документов и поступлении выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) на счета плательщиков в банках Республики Беларусь либо на открытые на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь счета плательщиков в иностранных банках, или в случае ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг по осуществляемым в соответствии с законодательством товарообменным операциям, операциям товарного займа.
После предоставления декларации по решению налогового органа производится возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей исчисленной суммой НДС.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, при приобретении на ее территории товаров и услуг у иностранных организаций обязаны исчислить по установленным ставкам и уплатить в бюджет сумму НДС независимо от того, являются ли они плательщиками по своей основной деятельности. Не платят НДС по основной деятельности организации и индивидуальные предприниматели применяющие особые режимы налогообложения определенные разделом 7 НК РБ. Перечень особых режимов налогообложения определяет п. 2 ст. 10 НК РБ.
Оформление счетов-фактур
налоговым законодательством
Глава 3. Проблемы начисления
и уплаты НДС на территории ТС
2.2 Основные проблемы, возникающие при
уплате НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию таможенного союза
На сегодняшний день российская экономика находится на труднейшем рубеже, преодоление которого можно сравнить с закатыванием огромного камня на гору: чуть стоит споткнуться и этот камень понесется вниз по склону горы, возможно даже задавив того, кто его толкал, но необходимо сделать решающий шаг, последнее усилие, для того чтобы закатить камень, лишь только это сможет поставить окончательную точку в общих стараниях.
Налоги играют далеко не последнюю роль в решении поставленных государством проблем выхода из сложившейся в России ситуации, следовательно, рассмотрев досконально все проблемы, связанные со сбором, учетом, начислением налогов, можно возвести надежную опору, плацдарм для дальнейших действий в экономике страны. Так перейдем же к рассмотрению проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость – одного из звеньев налоговой системы.
Первая проблема, нуждающаяся в решении,- это проблема оптимизации налоговых ставок НДС, обеспечив сохранение за этим налогом ведущего места в системе доходных источников бюджета. Следует сказать, что, с одной стороны, в случае принятия сравнительно низкой ставки налога на добавленную стоимость доходы бюджета, связанные с этим налогом существенно сократятся, что незамедлительно повлияет на расходные статьи бюджета – этого нельзя допустить, так как государственный бюджет попросту «потеряет» дополнительные финансовые средства, которые могли быть направлены на инвестиции в промышленность. С другой же стороны в случае завышения ставок НДС, государственный бюджет также может недополучить финансовые средства из-за того, что часть предприятий уйдет в теневую экономику в связи с нежеланием платить высокий налоги ( производимая ими продукция или услуги не смогут выдержать достойной конкуренции на рынке, так как НДС заставит их товар «подорожать» и он не будет пользоваться спросом ). Делая из вышесказанного вывод, скажу, что для российских условий хозяйствования (так как было выше сказано , что в Великобритании основная ставка НДС составляет 15% - это, очевидно в свое время также вытекало из определенных условий хозяйствования в данной стране) возможные предельные границы налога на добавленную стоимость в России составляют от 14% до 22% , а оптимальная ставка – 18%21.
Сравнивая данную величину с реальной ставкой налога на товары, не обладающие льготой налогообложения по НДС (20%), получим, что она отличается от оптимальной на 2%, но попадет в интервал, характеризующий благоприятные значения ставки НДС, что свидетельствует о возможности субъектов хозяйственной деятельности уплачивать налог по данной ставке.
Для решении данной проблемы, необходимо определить для государства сферы приоритетных интересов, то есть куда оно хотело бы инвестировать (вкладывать) свои денежные ресурсы в первую очередь и, исходя из этого, пользоваться регулирующей функцией НДС. К примеру, для Российской Федерации необходимо поднять отрасль черной металлургии (допустим, эта отрасль является сферой приоритетных интересов для России), но особенно необходимо стимулировать производства, скажем, листового проката. Тогда государство идет на временные уступки металлургам: оно снижает НДС с реализации произведенного в России металлопроката с 20% до 15%. Это непосредственно способствует уменьшение цены проката, а следовательно, и бремени, ложащегося на конечного потребителя (т.к. НДС, как уже неоднократно, отмечалось больно бьет именно по конечным потребителям товаров и услуг). Из-за снижения цен на прокат постепенно растет и спрос на данный прокат, а отсюда появляются у предприятий дополнительные средства для расширения собственных производств (при определенных условиях отечественный прокат может составить конкуренцию и западным аналогам на мировом рынке, что способствует долгожданному подъему в отрасли). Но из вышесказанного не следует делать выводы о том, что предоставление льгот по налогообложению государству всегда выгодно.
В последнее время замечена тенденция на сокращение предоставления льгот тем или иным отраслям промышленности, не говоря уж об отдельных субъектах хозяйствования. Это связано с тем, что за последние годы было сделано слишком много льгот по налогообложению, что привело непосредственно к «утечке» денежных средств из федерального бюджета. Поэтому следует уделить особое внимание исследованию, которое позволило бы выявить приоритетные сферы влияния государства в России сегодня.
Следующая проблема, связанная с НДС состоит в ложном экспорте товаров из России, по которым начисляется НДС. Это производится с целью освобождения от НДС, так как товары, экспортируемые за пределы государств-участников стран СНГ, не облагаются от данного налога. Некоторые предприятия несмотря на противозаконность этих действий сначала оформляют реализуемый товар как идущий на экспорт, а затем пытаются его реализовать в России (стоимость продаваемого товара без учета НДС представляется для его покупателя очень выгодной, в связи с чем товар продается довольно-таки быстро). Но данная проблема на сегодняшний день решается сравнительно быстро таможенными органами Российской Федерации. Так как они обладают всеми необходимыми полномочиями.
Существует также ряд проблем, связанных на практике с начислением НДС, так некоторой фирме (название не буду называть по субъективным причинам) было предложено купить медное сырье (концентрат) в Казахстане для дальнейшей его переработке в России, а затем, очевидно, экспорте за рубеж. При согласовании контракта цены фирмы поставщика сырья казались очень подходящими и выгодными, но после тщательного их анализа выяснилось, что в них не был включен НДС, а, как известно, НДС при импорте товара в Россию берется по медному сырью в полном размере, то есть по 20%-ой ставке. И когда фирма-покупатель скалькулировала действительную реальную цену на поставляемое сырье оказалась, что она выше аналогичной мировой. То есть после переработки данного сырья его стоимость была бы на порядок выше аналогичной мировой, что привело бы к огромным убыткам данной фирмы-покупателя. Поэтому она своевременно отказалась от поставки такого медного сырья. Вывод в этой ситуации прост: всегда при производстве товаров надо заранее анализировать цену товара после производства и рыночную цену, сложившуюся на него, как в конкретной стране, так и на мировом рынке.
2.3 Экономическая эффективность от применения НДС на территории ТС
В последние годы продолжаются дискуссии о реформе налога на добавленную стоимость, причем эти обсуждения активизировались в связи с разработкой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России и спорами о том, как создать стимулы для инновационного экономического роста. Некоторые предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется другая идея - полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж (НСП).
Информация о работе НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза