Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Как видно из табл. 2, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач как внешнеторговой, так и экономической политики в целом в рамках правил ВТО.
С учетом изложенного, снижение среднего уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно создать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференцированный подход. Это обеспечит, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку, прежде всего, по товарам, не конкурирующим с отечественными, и нечувствительными производствами, а с другой, – защиту чувствительных и потенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом отвечает правилам и практике ВТО. (23, 173)
Таможенное регулирование импорта в РФ до недавнего времени не было определяющим инструментом регулирования экономики, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте явно носили защитительно-фискальный характер и становились все более обременительными. По оценкам аналитиков, среднеарифметический уровень импортных пошлин повысился с 7,3% в 1993 г. до 12,6% в 1997 г. при некотором расширении применения комбинированных ставок обложения.
В настоящее время, с учетом предполагаемого вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была произведена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, отказа от малопродуктивных запретительных пошлин и преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции.
Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.
По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (более 11 тыс.) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.
С 1 октября 2001 г. изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 – некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств, контрольно-измерительных аппаратов и инструментов, органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи.
Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.
По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (более 11 тыс.) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 С 1 октября 2001 г. изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 – некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств, контрольно-измерительных аппаратов и инструментов, органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты.
С января 2002 г. начала действовать новая редакция Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, в которой, согласно обязательствам России, учтены изменения, внесенные в Государственный стандарт обозначения товаров (в части кодовых обозначений). Введен в действие новый Таможенный тариф, зафиксировавший ранее сделанные и внесший ряд новых поправок в ставки таможенного обложения в основном в сторону снижения (по 140 позициям). (13, 137)
Все это обусловило некоторое снижение средневзвешенного импортного тарифа к середине 2002 г. до 10,0–11,0%, что соответствует линии на последующее понижение импортных тарифов в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Видимо, такая политика должна быть продолжена при определенной дифференциации шагов и сроков. Возможный серьезный ущерб может возникнуть при несоразмерном и поспешном снижении пошлин на импорт, которое могло бы привести к необоснованному ослаблению чувствительных и потенциально конкурентоспособных отечественных производителей.
По самым предварительным оценкам, средние ставки таможенного тарифа России при вступлении в ВТО должны сложиться на первоначальном уровне 7,0–9,0%.
Изложенные подходы к либерализации импорта, соответствующие практике и правилам ВТО, в основном реализуются в ходе проводимых рабочих переговоров с ВТО и основными странами-партнерами России. На данный момент предварительно достигнуты договоренности по большинству таможенных позиций. Главные принципы, положенные в основу этих переговоров следующие.
1. Нет каких-либо заранее
2. В момент присоединения к
ВТО ни одна ставка
3. Через определенное время после официального присоединения к ВТО импортные пошлины по некоторым товарным позициям могут быть незначительно (на 3–5 процентных пунктов) снижены. Это в основном те товары, в более широком допуске которых на российский внутренний рынок наша сторона заинтересована.
Во-первых, не производимые в России виды сырья и полуфабрикатов, элементы отделки, комплектующие, повышающие конкурентоспособность отечественной продукции, прогрессивное технологическое оборудование. Во-вторых, товары, снижение таможенных импортных пошлин на которые ничем не грозит для отечественных товаропроизводителей (например, вино, кругляк и пиловочник, изделия из черных металлов).
4. По каждому из товаров, где
возможно снижение пошлин, в обязательном
порядке должен предусматривать
5. Российская сторона не
Необходимо отметить, что методы тарифного регулирования, поощряемые ВТО, позволяют достаточно эффективно проводить структурную политику, благоприятствуя развитию определенных отечественных производств и, напротив, ограничивая другие. Это достигается более глубокой дифференциацией ставок импортного таможенного тарифа при общем снижении их уровня.
Россия пока еще не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь.
Таблица 3
Масштабы распространения отдельных уровней ставок импортного тарифа (25)
Страны |
Число позиций, по которым применяются ставки импортных пошлин на уровне | ||||
12-19 % |
20-29 % |
30-99 % |
100-299 % |
свыше 300 % | |
ЕС |
599 |
341 |
342 |
31 |
2 |
США |
546 |
197 |
144 |
15 |
11 |
Япония |
276 |
361 |
157 |
67 |
31 |
Канада |
444 |
49 |
21 |
68 |
- |
Бразилия |
4130 |
770 |
- |
- |
- |
Республика Корея |
58 |
432 |
341 |
- |
- |
Китай |
1400 |
996 |
2211 |
46 |
- |
При вступлении стран-претендентов в ВТО допустимо обоснованное избирательное использование на согласованные сроки импортного таможенного тарифа для целей защиты потенциально конкурентных производств. В таком контексте повышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны-члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных производителей. Это относится как к экономически развитым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать данными, представленными в таблице 3.
Отметим, что в целом приведенные выше уровни ставок импортного тарифа распространяются на 9% всей товарной номенклатуры импорта в США; на 10% в Японии; на 7% в Бразилии; на 8% в Республике Корея и более чем на 40% в Китае.
По предварительным оценкам, такой вариант поддержки (защитительная роль повышенных ставок таможенного обложения) отечественных производителей может быть обоснованно применен в отношении: гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхозмашин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом на данном этапе должна ставиться задача закрепления указанных отечественных производителей, в первую очередь, на внутреннем рынке11. И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможенные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3–5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США – 14,6%, ЕС – 9,1% и в Японии – 7,6%. (15, 84)
Отдельный вопрос – сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе на тарифно-таможенные меры. Хотя уже сейчас в ряде стран, прежде всего экономически развитых, на многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин.
В США импортный тариф составляет: на сахар – 244%, на молоко – 83%; в Канаде: на масло – 360%, сыр – 289%, куриные яйца – 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа составляют: на мясо крупного рогатого скота – 15%, куриное мясо – 25%, молоко – 15%, пшеницу – 5%, – 25%.
В развитых странах и, в частности, в США и Европейском Союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Суммарная годовая величина их достигала в США в 1999–2000 гг. 175 млрд. долл., а в ЕС – 100 млрд. евро. В расчете на 1 га угодий субсидии в США составляли 200 долл., в Швеции – 800 долл., в Норвегии – 3500 долл. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики.
Для раскрытия сути отечественной практики таможенного регулирования следует отметить, что после дефолта в 1998 г., который был спровоцирован резким сокращением таможенных доходов, поступавших ранее в федеральный бюджет, законодательные и исполнительные власти приняли ряд принципиальных решений, направленных на увеличение поступлений в федеральный бюджет, в том числе за счет введения вывозных (экспортных) пошлин на относительно многочисленную группу товаров экспортоориентированных отраслей.