Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута. Поставленные задачи решены. По работе можно сделать следующие выводы.
Тарифные методы являются наиболее традиционным и общепринятым средством регулирования внешней торговли. Они рассматривались как основной инструмент защиты национального рынка, и именно на их снижение направлены многосторонние переговоры о либерализации торговли, в том числе в рамках ГАТТ/ВТО. В общем, тарифные методы как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности играют большую роль в экономике страны, поскольку выполняют важные для государства функции – фискальную, стимулирующую, протекционистскую.
В бывшем СССР до начала перехода к рыночной экономике существовала государственная монополия внешней торговли, ограничивавшая свободное ее развитие. Переход к рыночной экономике в России сопровождался отменой монополии и либерализацией внешнеторговой деятельности. Торговые организации и предприятия получили право свободного выхода на мировой рынок. Однако государство осуществляет экономическое и административное регулирование внешней торговли, обеспечивающее защиту национальных производителей от иностранных конкурентов и оказывающее влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Важным экономическим регулятором внешней торговли являются таможенные пошлины и таможенные тарифы.
Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте в данную страну и экспорте из нее.
Таможенные тарифы позволяют осуществить защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенные тарифы выполняют и другие функции. Например, таможенная пошлина служит во многих странах важным источником поступления средств в государственный бюджет.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Кроме того, таможенный тариф представляет собой один из источников поступления средств в государственный бюджет. Как правило, в каждой стране применяются свои национальные таможенные тарифы, однако могут применяться и общие для ряда стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку (например, ЕС).
Пошлины бывают трех видов: адвалерные – взимаемые в процентах от цены товары; специфические – в виде денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара; смешанные – при которых товар одновременно облагается и адвалерной, и специфической пошлинами.
Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли показал, что таможенное регулирование импорта в РФ до недавнего времени не было определяющим инструментом регулирования экономики, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте явно носили защитительно-фискальный характер и становились все более обременительными. В настоящее время, с учетом предполагаемого вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была произведена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, отказа от малопродуктивных запретительных пошлин и преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%.
Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.
Постоянное увеличение положительного сальдо внешней торговли, причем в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, позволяет говорить о существовании достаточно эффективного механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Однако работа по оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешней торговли должна продолжаться.
Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики: ставка оптимального тарифа невелика (так как в этом случае возможно большую его часть переложить на иностранных поставщиков за счет снижения цены на импортный товар); ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта, чем ниже эластичность, тем выше ставка оптимального тарифа.
Одним из направлений дальнейшей оптимизации Таможенного тарифа является снижение пошлин в отношении электробытовой и компьютерной техники. Эти товары сложны по номенклатуре и высоки по таможенной пошлине. Нет необходимости в столь высоких защитных барьерах, минимальная таможенная пошлина на цифровую технику может стать оптимальной. Так как это дорогостоящая техника, то снижение импортных пошлин приведет к повышению достоверности декларирования товаров в части заявления таможенной стоимости. В этом случае объем поступлений в государственный бюджет может возрасти.
Приложение 1
Уровень таможенного обложения до и после Уругвайского раунда в развивающихся странах (промышленные товары), %1
Страна |
Средневзвешенный уровень таможенного обложения | |
До раунда |
После раунда | |
Аргентина |
38,2 |
30,9 |
Бразилия |
40,6 |
27,0 |
Чили |
34,9 |
24,9 |
Индия |
71,4 |
32,4 |
Малайзия |
10,2 |
9,1 |
Мексика |
46,1 |
33,7 |
Таиланд |
37,3 |
38,1 |
Южная Корея |
18,0 |
8,3 |
Турция |
25,1 |
22,3 |
Венесуэла |
50,0 |
30,9 |
Приложение 2
Уровень таможенного обложения до и после Уругвайского раунда в развитых странах (промышленные товары), %2
Страна |
Средневзвешенный уровень таможенного обложения | |
До раунда |
После раунда | |
Все развитые страны |
6,3 |
3,8 |
США |
5,4 |
3,5 |
Евросоюз |
5,7 |
3,6 |
Канада |
9,0 |
4,8 |
Австралия |
20,1 |
12,2 |
Австрия |
10,5 |
7,1 |
Япония |
3,9 |
1,7 |
Южная Африка |
24,5 |
17,2 |
Новая Зеландия |
23,9 |
11,3 |
1 www.wto.org
2 www.wto.org