Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
В перечень товаров, на которые были установлены вывозные пошлины, попали продукты экспортоориентированных отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой природных ископаемых: нефтяной и газовой промышленности, нефтехимии, металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
До 2001 г. включительно конкретные ставки вывозных пошлин устанавливало федеральное правительство, как правило, сроком действия на предстоящий бюджетный год. Затем, в связи с принятием поправок в Федеральный закон «О таможенном тарифе», были изменены правила и процедуры установления вывозных пошлин на сырую нефть.
На экспортную сырую нефть вывозная пошлина устанавливается исходя из внешнеторговой цены на нефть Юралс, которая представляет собой смесь сырой нефти различных сортов, добытых на месторождениях Западной Сибири, Урала и Поволжья, и поставляемая на продажу в порты Средиземноморья. При этом если цена ниже 15 дол. США, то применяется нулевая ставка. Если цена находится в диапазоне от 15 до 25 дол. за баррель нефти, то применяется ставка в 35% разницы между фактической ценой и ценой базовой за баррель (15 дол.). При уровне цены выше 25 дол. за баррель применяется комбинированная ставка, исходя из начальной специфической ставки в 25,53 дол. и адвалорной в 40% на разницу между фактической ценой и ценой в 25 дол. Но сами пошлины, как известно, устанавливаются в расчете на 1 т сырой нефти, которая по своему объему равняется 7,31 бар. (23, 73)
В настоящее время прорабатывается вариант повышения средней (эффективной) ставки вывозной пошлины на сырую нефть в целях дополнительного учета так называемой природной ренты (табл. 4).
Использование вывозных пошлин есть результат приватизации в топливно-энергетическом комплексе России, поскольку в большинстве стран, экспортирующих сырую нефть господствуют государственные компании, сверхдоходы которых напрямую регулируются государством, исходя из принятых налоговых режимов:
а) исходя из разницы доходов и расходов компаний, так называемый сметный подход, на основе которого сверхдоходы напрямую поступают в бюджетную систему страны;
Таблица 4
Предложения по изменению формирования вывозной таможенной пошлины на сырую нефть
Уровень цены Юралс за баррель |
Условия формирования ставки |
До 15 дол. |
Нулевая ставка |
До 20 дол. |
35% разницы |
До 25 дол. |
12,78 дол. и плюс 50% разницы |
Свыше 25 дол. |
31,73 дол. и плюс 70% разницы |
б) квази-налогового режима, когда применяются налоги на сверхдоходы (прибыль) государственных компаний, занимающихся добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья.
В последнее время в России ставится задача применения налогового режима (режима б) по отношению к сверхдоходам частных нефтяных компаний, однако, его применение в российских условиях требует жесткого контроля деятельности частных компаний, по сути дела холдингов, собственники которых находятся за рубежом. Кроме того, должны быть устранены недостатки налогового планирования, позволяющие нефтяным компаниям значительно уменьшать размеры налогооблагаемой части прибыли, в том числе за счет так называемого трансфертного ценообразования.
На нынешнем этапе, когда ведутся переговоры о вступлении нашей страны в ВТО, Россия еще не связана международными многосторонними обязательствами Доступ иностранным товарам и услугам на внутренний рынок следует открывать осторожно и продуманно, не повторяя ошибок первой половины 1990-х гг., когда преждевременное широкое открытие доступа иностранным товарам на внутренний рынок страны нанесло серьезный ущерб российским товаропроизводителям и поставило под угрозу экономическую безопасность страны.
В экономическом плане структура доходов от внешнеторговой деятельности, поступающих в федеральный бюджет, выглядит следующим образом:
а) доходы от таможенных пошлин;
б) доходы от таможенных сборов, к которым относятся сборы с физических лиц (челноков), сборы за оформление и сопровождение товаров;
в) косвенные налоги на товары и услуги внешнеторгового обмена, связанные с реализацией товаров. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на специфические товары (товары народного потребления);
г) внутренние налоги, связанные с деятельностью предприятий и организаций, а также с производством и реализацией (косвенные и прямые налоги). В первом случае к ним можно отнести налоги на продукты, включаемые в конечную цену реализации. В частности, акцизы на природный газ и сырую нефть. Прямо подсчитать стоимость этих налогов невозможно, поэтому для расчета вклада внешней торговли применяется другой относительно простой способ, определяемый расчетами долей внешнеторгового обмена с производством и потреблением внутри страны.
Между внутренним налоговым регулированием и таможенным регулированием есть тесная взаимосвязь. Например, в 2004 г. предусмотрено повышение адвалорной ставки вывозной пошлины на экспорт природного газа с 5 до 30% с одновременной отменой акциза и вводом в действие налога на добычу природного газа по схеме близкой к определению НДПИ сырой нефти. В целом произошло переложение налогового бремени на таможенные пошлины. Поскольку экспорт сжиженного газа из России носит эпизодический характер, то применение метода тарифного регулирования удобнее, чем использование внутреннего акциза. Но в свою очередь это противоречит общим методам таможенно-тарифного регулирования, применяемых странами ВТО.
Таким образом, в целом, что касается особенностей таможенно-тарифной политики РФ за последние годы, то можно отметить ряд факторов.
Во – первых, средний уровень тарифных барьеров по автономным ставкам, применяемым к России как к стране, не являющейся участником зоны «организованной» торговли, значительно превышает средний уровень отечественных ставок.
Во – вторых, торговый режим, установленный для РФ её основными партнёрами, на которых приходится подавляющая часть российского экспорта, характеризуется крайне высокими таможенными пошлинами на продукцию пищевой промышленности, индустрии стройматериалов, машиностроения и т.п.
В третьих, средний уровень таможенного тарифа таких крупнейших российских торговых партнёров, как страны ЕС, в зоне действующих правил Всемирной торговой организации (ВТО) существенно превышает средний уровень отечественных ставок. Если в России уровень средневзвешенного тарифа, определяющего реальную планку тарифных барьеров по состоянию на 2000 год, чуть больше 16%, то в странах ЕС – 27%.
Вступивший с 1 января 2001 года новый таможенный тариф ещё в большей степени сократил ставки таможенных пошлин таким образом, что средний уровень импортных пошлин сократился с 16% до 10%. Это естественным образом сказалось негативным образом не только на соотношении ставок таможенных пошлин России и основных торговых партнёров, но и на поступлении доходов от таможенных пошлин в бюджет.
В целом, динамика доли таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений в 1999 – 2001 годах свидетельствует о сокращении доходов от таможенных пошлин в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 18,9%, хотя до этого года сохранялась тенденция не к сокращению, а к росту.
Таким образом, давая оценку таможенно-тарифной политики РФ можно отметить, что на сегодняшний момент по многим товарным позициям Россия имеет более либеральный в сравнении со странами – членами ВТО режим доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Следует также признать, что за последние несколько лет, Россия совершала одну и туже грубую стратегическую ошибку – форсируя стремление стать членом ВТО, наша страна резко сократила средний уровень таможенных пошлин: так, с 1999 года по 2001 год средний уровень импортных пошлин снизился на 6%. При этом, в России в настоящее время почти не задействованы нетарифные методы регулирования импорта, а ведь ввести их после вступления в ВТО будет невозможно.
Главной целью таможенно-тарифной политики России в контексте новой макроэкономической обстановки, очевидно, должно стать использование импорта как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей обрабатывающего сектора национальной экономики. На данном этапе, с одной стороны, требуется поддержать начавшееся оживление деловой и инвестиционной активности для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой стороны, важно, не препятствуя конкуренции, поставить на период реконструкции производства разумные протекционистские барьеры широкой экспансии зарубежной продукции. (12, 94)
Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.
Усиливается роль таможенно-тарифной
политики в формировании трансграничных
производственно-
Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.
Единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
Задачами таможенно-тарифной политики
являются: содействие технологической
модернизации российской экономики за
счет облегчения доступа к использованию
передовых иностранных оборудования и
технологий; стимулирование развития
производственно-технологическо
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики:
1) стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации /переносу/ производств на территорию России.
В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию планируются следующие меры.
Будет продолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.
Для создания условий, способствующих организации производства тех товаров, на которые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будет применяться классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, предстоит работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие.
Необходимо реализовать преимущества таможенного режима переработки для внутреннего потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.
Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.
Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров /для режима "промышленная сборки", или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений/ будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть без требований по "локализации" производства.
Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей, если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки. Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.
Будут внесены изменения в Таможенный кодекс РФ с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.
2) усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.