Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.
Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 15
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 25
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 25
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 34
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.
Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.
Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.
3) отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений /запретов/ на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.
4) адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.
Двусторонние соглашения РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривают осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики. (26, 47)
Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.
В соответствии с планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества к 2011 г. Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.
В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ: подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ; двухсторонние соглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.
5) оптимизация национальной схемы тарифных преференций.
В России установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 % от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включены 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего – 53), таможенная пошлина не взимается.
В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов: содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-бенефициаров в отношении России.
6) последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения вплоть до нуля ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями.
Будет продолжен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ.
7) обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.
Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 г. будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.
Планируются также следующие меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики.
Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшено качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.
Необходимо разработать методику сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.
Предстоит упростить технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.
Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.
Запланировано упростить систему таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности. (23, 304)
Необходимо принять нормативный правовой акт правительства РФ, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.
Внешняя торговля РФ – важный инструмент экономического развития страны. Многие стержневые отрасли национальной экономики (например, отрасли ТЭК) работают преимущественно на внешний рынок. Для других отраслей, а также и для внутреннего потребительского рынка импорт стал существенным элементом хозяйственной деятельности. Большое значение для национальной экономики имеют и платежи, взимаемые при осуществлении внешнеторговых операций. В 2008 году в бюджет РФ перечислено 757,6 млрд. руб. таможенных платежей, что составило 40 % его доходной части.
Внешнеторговый комплекс обеспечивает не только устойчивое развитие промышленности страны, но и стабильность российской валюты, сбалансированность государственного бюджета, низкий уровень инфляции и многие другие важнейшие параметры экономики. Поэтому вопрос о создании эффективной системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли остается актуальным до настоящего момента.
Главным критерием оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин является повышение эффективности национальной экономики и рост совокупного дохода общества.
На динамику и вектор трансформации внешнеторгового комплекса страны значительное влияние оказывают тенденции развития мировой экономики. По данным ВТО оборот международной торговли в 2008 году вырос на 4,5 % и может увеличиться в текущем году еще на 7,5 %. (12, 8)
Экономическое сотрудничество России с зарубежными странами развивается, опираясь на деформированную структуру народного хозяйства, стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада – вот основные причины того, что РФ участвует в международном разделении труда в качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.
Доля России в мировом товарном экспорте в 2000 – 2003 гг., несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5 %, в импорте – 0,7 %.
В целях стабилизации роста национальной экономики и обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику государственное регулирование внешнеэкономических связей должно быть направлено на: сохранение позиций на мировых товарных рынках и расширение экспорта продукции глубокой степени переработки; повышение конкурентоспособности экономики РФ; обеспечение доступа российских товаров на мировой рынок, а также осуществление адекватной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. (12, 8)
Основная задача государства в области международного товарообмена:
– помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентными на внутреннем рынке. (20, 508)
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Предметом постоянных дискуссий среди экономистов и политиков является преимущество протекционизма (который дает возможность развиваться национальной промышленности) или свободной торговли (которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с мировыми). В истории международной экономики в разное время доминировали различные подходы. В 50 – 60-е годы внешняя торговля была более либеральной, затем с начала 70-х годов государства стали защищать внутренний рынок различными тарифными и особенно нетарифными барьерами.
Традиционным, общепринятым инструментом государственного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина. Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам внешней торговли, однако возможны и такие ситуации, когда, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям таможенные пошлины соответствуют интересам страны, по другим критериям – противоречат им и наносят ущерб, а в целом оказывают негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.
В международной практике наибольшее распространение получила импортная таможенная пошлина (тариф). Ставка импортного тарифа в разных странах дифференцирована в зависимости от вида импортируемого товара и страны его происхождения.
Следует отметить, что при проведении переговоров России с ВТО о снижении ставок импортного тарифа рассматривается эффективный уровень таможенной защиты. Эффективная ставка импортного тарифа – это реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, учитывающий долю импортных комплектующих в конечной продукции и ставки таможенных пошлин на них. Например, номинальный и эффективный тарифы на продукты питания в ЕС составляют 10,1 % и 17,8 % соответственно, в США – 4,7 % и 10,6 %, в Японии – 25,4 % и 50,3 %. На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются решения в области торговой политики, он является предметом переговоров во время возникновения торговых конфликтов.