Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:11, контрольная работа
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления - это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Введение
1. Основные понятия процесса управления
1.1 Процесс управления в системе таможенных органов
1.2 Принципы организации процессов управления в таможенных органах
1.3 Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах
2. Анализ процесса управления в системе таможенных органов
2.1 Организационные структуры управления в системе таможенных органов
2.2 Анализ организационной структуры управления
2.3 Работа по воспитанию кадров
3. Проблемы процесса управления и пути их решения
3.1 Проблемы, возникающие в процессе управления и пути их решения
3.2 Устранение управленческих ошибок
Заключение
Список литературы
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. При анализе организационных структур и управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.
К звеньям управления в системе
таможенных органов относятся: ГТК
России, управления и самостоятельные
отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ,
таможни, отделы таможен, таможенные посты
и отдельные специалисты, выполняющие
соответствующие
Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.
При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:
1) ГТК России -- РТУ;
2) РТУ -- таможня;
3) начальник таможни -- отделы таможни;
4) отдел таможни -- отдел таможни;
5) таможня -- таможенный пост;
6) таможенный пост -- таможенный пост;
7) таможня -- таможня;
8) ГТК России -- таможня.
В центре таких взаимоотношений -- таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности. Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
Вертикальные управленческие отношения (ГТК -- РТУ; РТУ -- таможня; начальник таможни -- отделы таможни; таможня -- таможенный пост; ГТК -- таможня);
Горизонтальные управленческие отношения (РТУ -- РТУ; отдел таможни -- отдел таможни; таможенный пост -- таможенный пост; таможня -- таможня);
Диагональные управленческие отношения (пост -- взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня -- взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ГТК -- взаимодействующее Управление ГТК РФ).
Рассмотрим эти
Вертикальные отношения
Вертикальные отношения в
Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.
В функциональном же подчинении (вертикальные
функциональные взаимоотношения) начальник
отдела кадров таможни находится
у начальника отдела кадров РТУ, а
также у начальника Управления кадров
и учебных заведений ГТК
Таким образом, приведенный пример
показывает сложную иерархию вертикальных
взаимоотношений. Помимо этого они
включают в себя и так называемые
отношения управленческого
Но вместе с тем им предоставляются порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного руководителя может быть разрешено вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желания последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным вопросам.
Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы.
Горизонтальные отношения
Диагональные отношения - это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и тому подобное.
Если в организации (службе, системе органов и тому подобное) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.
Аналогично при создании в рамках
линейной структуры управления института
помощников и советников, которые
готовят соответствующие
Линейная и функциональная организационные структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.
Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.
В качестве примера стихийного программно-целевого
образования можно назвать
Сочетание рассмотренных структур
управления порождает так называемую
смешанную организационную
В числе преимуществ линейной организации многие авторы чаще всего выделяют:
- Ярко выраженную систему
- Ответственность,
- Четкое распределение
- Оперативный процесс принятия решений.
- Простоту в понимании и
- Возможность поддерживать
Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.
К недостаткам линейного
Преимущества линейно-штабной
Недостатками линейно-штабной
Создание линейно-штабных
Функциональная специализация
аппарата управления, а именно ей в
последнее время начинают уделять
все большее внимание в таможенных
органах, повышает эффективность его
деятельности. Вместо универсальных
руководителей, которые должны разбираться
в особенностях всех функций управления,
появляется штат специалистов, имеющих
высокую компетентность в своей
области и отвечающих за определенное
направление деятельности. Так появляются
функциональные службы, к которым
в таможенных органах можно отнести
кадровую службу (Управление кадров и
учебных заведений ГТК РФ, отделы
кадров и отделы подготовки кадров
таможенных органов), финансовые службы,
службы по борьбе с таможенными
К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.
К общим недостаткам такой
Программно-целевая
Создание программно-целевой
Преимущества программно-
Недостатками программно-
2.2
Анализ организационной
Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.
Прирост кадров в таможенных органах.
1. Простота и экономичность.
Очевидно, что чрезмерно сложная
организационная структура
Информация о работе Организация процесса управления в системе таможенных органов