Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование досмотра как формы таможенного контроля и его роли в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из выбранной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть характерные черты таможенного досмотра как формы таможенного контроля;
2) изучить порядок проведения таможенного досмотра;
3) проанализировать эффективность применения технических средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика таможенного досмотра как формы таможенного контроля
1.1 Понятие, принципы, цели и задачи таможенного досмотра товаров и транспортных средств…………………………………………………………….5
1.2 Порядок проведения таможенного досмотра……………………..….9
2. Организация таможенного досмотра
2.1 Система управления рисками ……...………………………………...15
2.2 Технические средства таможенного контроля, применяемые при таможенном досмотре………………………………………………………..….19
3. Направления совершенствования осуществления досмотра товаров и транспортных средств……………………………………………………….......25
Заключение……………………………………………………………..…30
Приложение…………………………………………………………….…32
Список использованных источников……………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсач ОТК.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

1) при неявке  указанных лиц либо такие лица  неизвестны;

2) при существовании  угрозы национальной (государственной)  безопасности, жизни и здоровью  человека, животных, возникновения  эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке  товаров в международных почтовых  отправлениях;

4) при оставлении  на таможенной территории таможенного  союза товаров в нарушение  таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный  орган проводит таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в присутствии 2 (двух) понятых.

По результатам  таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. Форма акта таможенного досмотра приведена в приложении 1. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о  должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения  таможенного досмотра в отсутствие  декларанта или иного лица, обладающего  полномочиями в отношении товаров;

3) результаты  таможенного досмотра;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр  акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его  представителю, если это лицо установлено.[1]

В случае если таможенному  досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении таких товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.[5]

Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения, или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения.

Если должностным лицом проведение таможенного досмотра не завершено в связи с окончанием его рабочего времени, то должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, письменно докладывает об этом начальнику отдела таможенного досмотра (лицу, его замещающему). Начальник отдела таможенного досмотра (лицо, его замещающее) вправе определить иное уполномоченное должностное лицо, которое в течение рабочего времени таможенного органа завершит таможенный досмотр.

После прибытия на место проведения таможенного  досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр:

а) проверяет  полномочия лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;

б) устанавливает  факт предъявления товаров к таможенному  досмотру и осуществления действий, указанных в требовании (в случае его направления декларанту перед проведением таможенного досмотра);

в) проверяет  факт присутствия должностных лиц  вышестоящих таможенных органов  и иных государственных органов, участие или присутствие которых  при проведении таможенного досмотра предусмотрено правовыми актами. В случае, если требованиями охраны труда при досмотре предусмотрено присутствие определенных лиц (водитель автотранспортного средства, представитель экипажа воздушного судна, член локомотивной бригады и т.д.), должностное лицо, ответственное за проведение таможенного досмотра, начинает проведение таможенного досмотра только в присутствии данных лиц.

Временем начала таможенного досмотра является время  начала действий должностного лица, проводящего  таможенный досмотр, по визуальному  осмотру упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Срок проведения таможенного досмотра в соответствии с положениями части продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней.

В целях повышения  эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять  иные формы таможенного контроля (устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение). Результаты таможенного наблюдения, оформленные в установленном порядке должностным лицом в виде акта таможенного наблюдения, прокладываются к акту таможенного досмотра.

Таможенный  досмотр в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также к вывозу с территории Российской Федерации, может проводиться с применением служебных собак кинологического подразделения таможенного органа в случае указания такой необходимости в поручении.[3]

Итак, таможенный досмотр как одна из форм таможенного  контроля предусматривает  широкий  перечень действий, необходимый для  выполнения должностными лицами таможенного  органа.

Исходя из этого, таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Порядок осуществления таможенного досмотра регламентируется Приказом Федеральной таможенной службы «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эффективность  применения технических средств  с помощью системы управления  рисками

2.1 Система управления рисками (СУР)

При осуществлении  таможенного контроля, таможенный орган  зачастую руководствуется принципом  выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.

Таможенные  органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной  перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного  контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.

Основы и  принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение  в пределах компетенции таможенных  органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни  и здоровья человека, охране окружающей  среды;

2) сосредоточение  внимания на областях повышенного  риска и обеспечение более  эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление,  прогнозирование и предотвращение  нарушений таможенного законодательства  таможенного союза и (или) законодательства  государств - членов таможенного  союза:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных  с уклонением от уплаты таможенных  пошлин, налогов в значительных  размерах;

- подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;

- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Система управления рисками основывается на базовых  принципах построения и управления, обеспечивающих решение основных задач  таможенной службы. Среди них:

-        принцип целевой направленности;

-        принцип целостности;

-        принцип информационного единства;

-        принцип законности;

-        принцип единства управления  рисками;

-        принцип стратегического управления;

-        принцип оперативного управления;

-        принцип тактического управления.

Основываясь на этих базовых принципах, система  управления рисками обеспечивает организацию  эффективного таможенного контроля, который помогает таможенным органам  сосредоточить свое внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, определяя области наибольшей вероятности возможных нарушений и внедрения мер по их минимизации и предотвращения.

Основными элементами системы управления рисками являются:

- Сбор и обработка  информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

- Сбор и обработка  всей существующей информации  из различных источников о  товарах и транспортных средствах,  перемещаемых через таможенную  границу ТС.

- Выявление  и анализ рисков.

- Определение  совокупности условий и факторов, влияющих на риски; объектов анализа; критериев и параметров риска и пр.

- Разработка  и реализация мер по управлению  рисками.

- Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер, а также вероятности наступления этих последствий.

- Обобщение  результатов принятых мер и  подготовка предложений.

- Контроль за  применением предпринятых форм  таможенного контроля, анализ их  эффективности, и корректировки  в случае необходимости.[8]

К объектам анализа  риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

1) товары, находящиеся  под таможенным контролем либо  помещенные под таможенную процедуру  выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные  средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся  во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся  в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты  применения форм таможенного  контроля.[1]

Гибкая система  управления рисками является основой  современных методов таможенного  контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.

В рамках действующей  СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы "риска" и "прикрытия", под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.

Таможенный  досмотр является одной из форм таможенного  контроля, применяемого к грузам в  соответствии с показаниями системы учета рисков. Благодаря принципу выборочности, таможенными органами каждый месяц выявляется небольшое количество правонарушений.

Рассмотрим  статистику данных таможенного поста  Морской порт Владивосток. По данным ежемесячного отчета отдела таможенного досмотра в среднем за месяц проводится около 720 досмотров и из них выявляется обычно от 5 до 15 правонарушений (рис.1, рис. 2).

Информация о работе Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств