Основные направления совершенствования системы таможенного контроля ввоза отдельных видов товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы применения мер нетарифных ограничений во внешней торговле 5
2 Порядок и анализ перемещения через таможенную границу ТС отдельных видов товаров…………………………………………………………………….14
3 Основные направления совершенствования системы таможенного контроля ввоза отдельных видов товаров 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

курсач (1).docx

— 96.68 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1 Теоретические  основы  применения мер нетарифных  ограничений во внешней торговле 5

2 Порядок и анализ перемещения  через таможенную границу ТС  отдельных видов товаров…………………………………………………………………….14

3 Основные  направления совершенствования  системы таможенного контроля  ввоза отдельных видов товаров 31

Заключение 34

Список использованных источников 36

Приложение А……………………………………………………………………38

Приложение Б……………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях  стран, безусловно, актуальная на сегодняшний  день тема. Многие страны уже оценили  преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений  в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие  экономически сильные страны осознают всю необходимость использования  инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Таможенно-тарифные ограничения  остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи  с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных  условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной  организации. Но странам невыгодно  терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние  нетарифных ограничений на международную  торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как  их влияние не носит явно выраженного  характера. По данной теме пока нет  достаточного количества практического  материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.

Исследование вопросов, связанных с таким нетарифным методом регулирования торговли как применение разрешительной системы, является достаточно актуальным, поскольку использование нетарифных методов и в частности – установление разрешительного порядка импортируемых (экспортируемых) в РФ товаров – является достаточно гибким и эффективным методом регулирования товаропотоков, а также средством защиты государства, жизни и здоровья граждан, окружающей среды от импорта (экспорта) отдельных видов товаров, которые могут нанести серьёзный ущерб.

Цель данной работы –  изучить механизм функционирования разрешительной системы нетарифных ограничений во внешней торговле Таможенного союза.

Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

1. изучить теоретические основы применения мер нетарифных ограничений во ВТД;

2. рассмотреть порядок и анализ перемещения через таможенную границу ТС отдельных групп товаров;

3. выявить пути совершенствования ввоза на таможенную территорию ТС отдельных видов товаров.

Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом  – нетарифные ограничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы применения мер нетарифных ограничений во внешней торговле

Во всех странах регулирование  внешней торговли осуществляется в  той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой  экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в  политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя.

В последнее время возросла степень воздействия государства  на международную торговлю в результате значительного расширения форм и  методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам  государственного регулирования международной  торговли правительства активно  используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как  часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.  

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны.

Нетарифные ограничения  из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать  почти бесконтрольно. Зачастую перед  правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный –  использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в  достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует  себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими  эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

Как известно, в мире действуют  официальные классификационные  схемы нетарифных мер регулирования  внешнеторговой деятельности, разработанные  ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы  классификации применяются для  сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных  групп нетарифных ограничений, составления  национальных систем регулирования  внешнеторговой деятельности.  

Наибольшее распространение  в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла  широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных  торговых переговоров. Согласно классификации  ВТО, система нетарифных ограничений  включает меры финансового воздействия  и административные инструменты, которые  представлены пятью группами:

1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);

3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

В мировой практике и в  торговой политике принято различать:

- меры нетарифного регулирования,  специально создаваемые с тем,  чтобы с их помощью осуществлять  государственное регулирование  внешней торговли (запреты, квотирование, добровольные ограничения экспорта, квазитарифные меры и др.);

- запреты и ограничения,  возникающие в результате проведения  технической политики, реализации  норм здравоохранения, осуществления  финансовых и административных мер, соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, защиты культурных ценностей, выполнения международных обязательств, обеспечения национальной безопасности и др. Побочное действие этих мер может создавать препятствия для международной торговли и превращать их в нетарифные ограничения. 

Применение мер нетарифного  регулирования опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим  органам исполнительной власти, как  правило, центральным правительственным органам.

Условиями создания Таможенного  союза предусмотрено неприменение мер тарифного и нетарифного  регулирования во взаимной торговле между государствами-членами Таможенного  союза и вынесение указанных  мер на внешние границы Таможенного  союза. 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусмотрено, что с момента  создания единой таможенной территории государства-члены Таможенного союза  не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

Меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов  Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Полномочия по принятию решений  о введении мер нетарифного регулирования  внешней торговли возложены на ЕЭК. Любое из государств-членов Таможенного союза может внести предложение в ЕЭК о введении таких мер. В случае если ЕЭК не примет предложение о введении указанных мер, то они могут применяться в одностороннем порядке на срок не более 6 месяцев.

Порядок применения мер нетарифного  регулирования на единой таможенной территории установлен Соглашением  о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран в отношении торговли с третьими странами установлено, что на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования и полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены ЕЭК. Этим же Соглашением определены принципы применения таких мер нетарифного регулирования, как запреты и временные ограничения экспорта, ограничения импорта, исключительное право на экспорт и (или) импорт, лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом, и отдельные вопросы применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю и вводимых исходя из национальных интересов, особых видов запретов и ограничений внешней торговли. 

С подписанием Решения  Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 года:

- вступили в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (подписано в г. Москве 25 января 2008 года), Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (подписано в г. Москве 9 июня 2009 года) и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (подписано в г.Москве 9 июня 2009 года);

Информация о работе Основные направления совершенствования системы таможенного контроля ввоза отдельных видов товаров