Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………….……….5
1.1. Исторический путь возникновения преференций………………………...5
1.2. Понятие и содержание преференциальной системы…………………….8
1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26
2.1. Единая система преференций таможенного союза………………………26
2.2. Порядок определение страны происхождения товара………………….35
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА………………………………46
3.1. Направления развития системы преференций таможенного союза……46
3.2. Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

диплом Гучетль Microsoft Office Word (9).docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

Важное место в создании единой системы преференций таможенного  союза занимает формирование принципов, то есть основополагающих правил этого  процесса. Систему принципов предоставления тарифных преференций можно условно  разделить на 7 групп:

Обязательное выполнение условий международных соглашений (тарифные преференции предоставляются  развивающимся и наименее развитым странам, а также государствам-участникам СНГ при одновременном выполнении ряда условий, связанных с наличием подтверждающих документов по происхождению  товара, закупке товара и отгрузке товара из стран-пользователей единой системы преференций таможенного  союза);

Не взаимный характер преференций. Не дискриминационный характер преференций (преференциальный режим должен предоставляться вне зависимости от нюансов внешнеторговой политики на текущий момент);

Периодичность пересмотра ЕСП (связан с временной характеристикой  действия единой системы преференций  таможенного союза. Зависит от изменений внутренней и внешнеэкономической среды. ЕСП ТС в настоящее время пересматривается один раз в пять лет);

Применение режима наиболее благоприятствуемой нации (является одним  из важнейших принципов при определении  страны происхождения товаров. В статье 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что «в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона»); Чувствительность преференциальных товаров (этот принцип включает в себя использование факторов, групп и критериев чувствительности товаров при определении страны происхождения товаров);

Прозрачности, прогнозируемости (принцип основан на том, что таможенная деятельность должна быть прозрачной и предсказуемой, а также нейтральной  в ходе перераспределения преференций  в отношении различных наименее развитых, развивающихся или конкурентоспособных  стран, имеющих с Россией режим  наибольшего благоприятствования).

Таким образом, система принципов  применения единой системы тарифных преференций таможенного союза, с одной стороны, учитывает методологию  национальной системы тарифных преференций, а с другой стороны, показывает, что  предоставление тарифных преференций  как важного элемента внешнеторговой политики таможенного союза осуществляется в соответствии и в рамках общепринятых международных норм и практики. Как  видно из представленных элементов  ЕСП ТС страна происхождения товара является одним из главных составляющих ЕСП. Для предоставления тарифных преференций  необходима декларация о происхождении  товара или сертификат страны происхождения./28/

Декларация о происхождении  товара представляет собой заявление  о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом  или отправителем в связи с  вывозом товаров, при условии, что  в нем указаны сведения, позволяющие  определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (товаросопроводительные документы, счет-фактура, счет-проформа и др.).

Сертификат происхождения  товаров - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товаров  и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или  страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения  товаров. При вывозе товаров с  таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств-членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами. Так же важным элементом ЕСП является технология определения страны происхождения товаров. Под технологией определения страны происхождения товара понимается совокупность таможенных процедур по установлению достоверности заявления страны происхождения товара и обоснованности предоставления тарифных преференций, выраженных в виде формализованных алгоритмов принятия решений.

1 этап - Установить группу  стран-пользователей ЕСП (относится  ли она к развивающимися или наименее развитым);

2 этап - Относится ли ввозимый  товар к преференциальным;

3 этап - Относится ли страна  к числу развитых или наименее развитых.

Отсюда можно сделать  вывод, что страна происхождения  товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится  к преференциальным товарам, то без  определения страны происхождения  товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит  в основе единой системы преференций  таможенного союза. Из представленного  видно, что принципиальных отличий  между национальной системы преференций  РФ (НСП) и единой системой тарифных преференций таможенного союза  нет. Существенных изменений в ЕСП, по сравнению с НСП РФ, не внесли. Общая система преференций лежит  в основе обеих систем.

 

 

 

 

2.2. Порядок определение  страны происхождения товара

 

Страна происхождения  товара определяется с целью осуществления  тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Таможенные пошлины применяются  при ввозе в страну иностранных  товаров или при вывозе отечественных  товаров по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные пошлины, которые  являются важным источником поступлений  в государственную казну и  выполняют роль основного экономического инструмента, регулирующего ввоз товара. Существуют таможенные пошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой об экономических интересах страны и фактически являются средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства. /11/

Повышение таможенных тарифов  ведет к увеличению таможенных доходов  и к развитию внутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного  обложения товаров, не являющихся социально  значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды  и уменьшению официального ввоза  товаров.

С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров  или ограничивать их, ставить в  равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие  иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области  внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов  ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Предельные ставки ввозных  таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или  группам стран и от национальной системы преференций. В соответствующих распоряжениях даются перечни развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки или беспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования. /14/

Принципы определения  страны происхождения товара в РФ:

 Первый принцип основан  на том, что таможенное дело  в РФ должно развиваться в  направлении гармонизации и унификации  с общепринятыми мировыми нормами  и практикой. Не случайно в  заключительных положениях ФЗ  РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением,  участником которого является  РФ, установлены иные нормы, чем  те, которые содержатся в настоящем  законе, то применяются нормы  международного соглашения. Реализация  этого принципа в мировой таможенной  практике осуществляется в трех  основных направлениях:

1) направление связано  с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством стран СНГ соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном и присоединением к последнему Киргизии и Таджикистана.

2) это участие России  в международных торгово-таможенных  организациях, таких как Всемирная  торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирная таможенная организация  (ВТО/СТС). С января 1992 г. Россия  является членом ВТО/СТС, принимая  участие в разработке проектов  международных таможенных конвенций,  рекомендательных документов по  таможенно-правовым вопросам.

3) направление связано  со сближением таможенного дела  РФ с общепринятыми международными  делами и практикой. Если раньше  режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто является субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль ТН ВЭД.

 Второй принцип связан  с тем, что таможенные преференции  являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные  уступки развивающихся стран,  что явно указывает на характер  помощи. Они сопровождаются строгим  контролем, а также оговорками  о защитных мерах, чтобы избежать  возможности нанесения слишком  значительного ущерба стране  со стороны конкурирующих стран  третьего мира, поставляющих дешевые  товары из-за крайне низкого  в этих странах уровня заработной платы. /23/

 Третьим принципом  является недискриминационный характер таможенных преференций, иначе говоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.

 Четвертый принцип  связан с действием национальной  системой преференций РФ, пересматриваемой  периодически, но не реже одного  раза в год, Правительством  РФ. Согласно этой системе, при  осуществлении торгово-политических  отношений РФ с иностранными  государствами допускается установление  преференций по таможенному тарифу  РФ в виде освобождения от  уплаты пошлины, снижение ставок  пошлин, либо установления тарифных  квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров  и т.д.

 Пятый принцип - режим  наиболее благоприятствуемой нации  или режим наибольшего благоприятствования  (РНБ), является одним из важнейших  принципов при определении страны  происхождения товара. В ст. 3 Закона  «О таможенном тарифе» говорится,  что в отношении товаров, происходящих  из стран, торгово-политические  отношения с которыми не предусматривают  РНБ, ставки ввозных таможенных  пошлин, определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, за исключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего закона.

 Шестой принцип - гласность  и общедоступность внешнеторговой  политики, в соответствии с которыми  определяется страна происхождения  товара. Именно гласный характер  таможенного тарифа России и  процедуры установления таможенных  пошлин позволили не только  учесть в большей степени интересы  различных отраслей народного  хозяйства при установлении таких  пошлин, но и повысили его торгово-политическую  значимость для стран-контрагентов. Этот демократический принцип нового таможенного тарифа, в свою очередь, потребовал создания такого механизма, который позволил на общедоступной основе с привлечением широкого круга заинтересованных организаций РФ согласовать ставки пошлин на товары импорта и экспорта, подготовить предложения по вопросам таможенно-тарифной политики, рассмотреть проекты законодательных актов, индивидуальных договоров, затрагивающих вопросы таможенно-тарифной политики, внести предложения об изменении ставок, в том числе и в ответ на дискриминационные меры других государств.

В Российской Федерации ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размер зависит от наличия или  отсутствия Соглашения о режиме наибольшего  благоприятствования о торгово-политических отношениях с Россией.

При осуществлении таможенно-тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

· нулевые;

· минимальные (базовые);

· преференциальные;

· максимальные (двойные). /29/

Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым  в торговле с РФ предоставлен режим  наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет  РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие  ставки называются максимальными или  генеральными.

Преференциальные ставки - это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам  или группам стран. РФ имеет собственную  систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся  страны.

Информация о работе Особенности предоставления тарифных преференции в условиях функционирования Таможенного союза