Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:16, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. выявить современные факторы, влияющие на формирование торговой политики региональных объединений;
2. определить соотношение национальных, региональных и глобальных факторов в формировании международной системы регулирования торговли;
3. оценить роль региональных соглашений в развитии многосторонней преференциальной системы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………….……….5
1.1. Исторический путь возникновения преференций………………………...5
1.2. Понятие и содержание преференциальной системы…………………….8
1.3. Формирование и функционирование системы преференций таможенного союза……………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИФЕРЕНЦИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ…….26
2.1. Единая система преференций таможенного союза………………………26
2.2. Порядок определение страны происхождения товара………………….35
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА………………………………46
3.1. Направления развития системы преференций таможенного союза……46
3.2. Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………64
Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.
Россия, как и ЕС, предоставляет
преференциальные торговые
В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.
России следовало бы
пойти по пути
Фискальные цели в
рамках реформирования
Внесение существенных
изменений в российскую схему
тарифных преференций
Наряду с составлением
списка товаров, подпадающих
Наличие списка товаров,
включенных в систему
Опыт ЕС свидетельствует,
что одной из центральных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы по итогам исследования:
1. В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Например, такие как, Китай, Корея, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция и др.
Новый, всё более дифференцированный
подход к различным по уровню развития
странам-бенефициарам национальных схем
тарифных преференций давно является
актуальным и уже приводится в
жизнь многими странами. Россия также
должна пойти по этому пути, что,
с одной стороны, увеличило бы
в перспективе поступления в
бюджет от импортных пошлин, а с
другой стороны, повысило бы эффективность
российской схемы тарифных преференций
как торгово-политического
2. Для постепенного преобразования таможенно-тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынках государственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможность незначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциал использования не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации. В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытия импортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования и сырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходными экспортно-ориентированными производителями.
3. Рассмотренный в ходе исследования Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России создан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.
Функционирование Таможенного
союза трех государств основано на
следующих шести
· объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию;
· отмена таможенных пошлин во взаимной торговле;
· отмена ограничений экономического характера во взаимной торговле;
· применение единых мер нетарифного регулирования;
· принятие и применение единого таможенного тарифа;
· осуществление единообразного таможенного регулирования на территории Таможенного союза.
В соответствии с соглашением о ЕТТР допускается предоставление тарифных льгот (в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки) в отношении товаров:
· ввозимых под таможенным
контролем в рамках соответствующих
процедур, установленных
· ввозимых в качестве вклада учредителя в уставный фонд в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого фонда.
· кроме того, соглашением о ЕТТР определены отдельные категории товаров, при ввозе которых из третьих стран на таможенную территорию ТС предусмотрено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.
· тарифные льготы, установленные
до 2010 года национальными нормативно-
Однако необходимо отметить,
что в рамках ТС унифицированы
только ввозные таможенные пошлины.
Ставки вывозных таможенных пошлин, НДС
и акцизов, взимаемых таможенными
органами, а также таможенных сборов
устанавливаются
Данная система преференций должна способствовать преодолению нашими странами последствий мирового финансово-экономического кризиса, расширению потенциальных возможностей субъектов хозяйствования трех государств, улучшению инвестиционного климата в них, свободному беспошлинному перемещению товаров по территории ТС, отсутствию контролирующих органов на внутренних границах государств - членов ТС и исключению простоев транспортных средств с товарами, снятию каких-либо барьеров и ограничений во взаимной торговле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Таможенного
союза http://customsunion.ru/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект - 2010 - 432 с.
3. Федеральный закон «Об
основах государственного
4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 23 мая 1993 г. (в ред. Федерального закона от 27.06.2006) //Система ГАРАНТ
5. Перечень стран - пользователей схемой преференций РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057 (в ред. от 6 июня 2005 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 21. - Ст. 2400.
6. Абалкина А. Изменение
подхода к экономической
7. Алифанов С.Д. Общие системы внешнеторговых преференций в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и России // Экономический журнал - 2002. - № 6. - С. 167-175.
8. Андреев И. А. Определение таможенной стоимости товаров // Всё о налогах, 2005, № 8, с.22 - 25.
9. Арбатова Н. Общее политическое пространство между Россией и ЕС: утопия или реальность? // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 12, с.3-12
10. Бакаева О. Ю. Исчисление и уплата таможенных платежей // Юрист, 2005, № 4, с.28 - 31.
11. Глинкин А. Н. Соглашение по АЛКА: за год до финиша // Латинская Америка. - 2004. - № 1. - С. 4-21.
12. Давыденко Е. Л. Региональные интеграционные соглашения в системе Всемирной торговой организации // Белорусский экономический журнал. - 2007. - № 2. - С. 110-119.
13. Егиазарова В. Стрижова О. Изменения в Законе о таможенном тарифе //Приложение к журналу «Хозяйство и право», 2006, № 8 - 64 с.
14. Ершов А. Д. Льготы и преференции в таможенном деле :учебное пособие -СПб. :Бизнес-пресса,2004. -256 с.
15. Журавлев А.А. О проблемах
поступления таможенных