Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 08:42, курсовая работа
Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации и Таможенного союза, было обусловлено особенностями экономического развития государств – членов Таможенного союза, попыткой защиты национальной валюты государств, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные положения валютного контроля
1.1. Общие положения о валютном контроле
1.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ
ГЛАВА 2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
2.1. Статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля
2.2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
2.1. Статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля
В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.
В соответствии с
Субъектами, реализующими функции по валютному контролю, являются:
в Федеральной таможенной службе России (ФТС России) — Управление валютного контроля;
в региональном таможенном управлении (РТУ) — отдел валютного контроля;
на таможне — отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;
на таможенном посту — должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих процедур.
При этом вышестоящий
Управление валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).
Отдел валютного контроля
регионального таможенного управления
организует и координирует
Отдел валютного контроля
таможни осуществляет
2.2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
Решением N 51 Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. утвержден Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Настоящий Договор определяет порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, не урегулированные настоящим Договором, регулируются иными международными договорами таможенного союза, а в случае их отсутствия - законодательством Сторон.6 Отдельные положения данного Договора противоречат ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Договор не содержит количественных ограничений на вывоз наличной валюты физическими лицами, тогда как в абз. 4 п. 3 ст. 15 Федерального закона содержится запрет на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Кроме того, в Договоре используются понятия, не известные российскому валютному законодательству, - "денежные инструменты". В своем решении Межгоссовет ЕврАзЭС обязал стороны привести свое внутреннее законодательство в соответствие Договору.
По ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ к административной ответственности привлекались в т.ч. физические лица, вывозившие из РФ денежные средства в эквиваленте свыше 10 тыс. долл. США без подтверждения того, что они ранее были ввезены или переведены в Россию. Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Верховного Суда РФ от 11.06.2010 N 71-АД10-4. Однако с началом действия Договора возникает правовая коллизия, поскольку международный акт разрешает ввозить и вывозить валюту без ограничений. Единственным непременным условием является письменное декларирование суммы свыше 10 тыс. долл. США. Исходя из изложенного и с учетом письма ФТС России от 23.11.2010 N 01-11/56802, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в настоящее время не применяется в части, предусматривающей ответственность за вывоз физическим лицом с территории РФ валюты на сумму свыше 10 тыс. долл. США. После ратификации Договора потребуется внести соответствующие изменения во внутреннее валютное законодательство страны7.
Репатриация валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран - участниц Таможенного союза с третьими странами. Предстоит решить вопрос о репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза. Спорность наличия данного валютного ограничения проявляется не только в том, что оно, как правило, применяется в связке с другим валютным ограничением - уже отмененной с 1 января 2007 г. обязательной продажей части валютной выручки. Необходимо отметить и внутренние технико-юридические сложности, проявляющиеся в квалификации данного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.
Так, среди проблем применения норм об ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
При последующем обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности складывается неоднозначная судебная практика относительно оценки достаточности таких мер. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 по делу N А05-13952/2008), в других случаях даже обращение за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2009 N Ф03-2683/2009 по делу N А04-271/2009). Либо участнику внешнеторговой деятельности вменяется в обязанность предусматривать во внешнеторговом контракте условия, исключающие риск неисполнения нерезидентом принятых на себя обязательств либо предусматривающие механизмы взыскания сумм оплаты в судебном порядке (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 N Ф08-933/08-351А по делу N А32-23273/2007-63/618-111АЖ).
Не добавляет ясности и правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда РФ, в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15714/08). Открытым остается вопрос о случаях, когда валютная выручка все же не поступила.
Следует согласиться с авторами, предлагающими отказаться от требования о репатриации валютной выручки с сохранением возможности введения его как чрезвычайной меры.
Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля. Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, - паспорт сделки. Происходить это должно в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза8. На территории РФ участники ВЭД при требовании таможенных органов о представлении паспорта сделки должны руководствоваться Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В Рекомендациях по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля констатируется, что анализ развития валютного регулирования и валютного контроля в странах Сообщества свидетельствует о переносе их вектора в сторону либерализации валютного законодательства. При этом в одних странах либерализация идет по широкому кругу валютных операций, в других - с сохранением некоторых ограничений. Так, требование обязательной продажи валютной выручки сохраняется в Республике Беларусь и отменено в других странах Сообщества.
В то же время в Республике Беларусь, в отличие от других стран Таможенного союза, Указом N 104 от 19 февраля 2009 г. упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существующий достаточно формализованный механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация осуществляется в день представления документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.
Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики.9
Существующая в России достаточно сложная, громоздкая система документального сопровождения внешнеторговой сделки, имеющая разрешительный характер, является серьезным бюрократическим барьером на пути интенсификации внешнеторговой деятельности. Около 80% нарушений валютного законодательства по пяти составам ст. 15.25 КоАП приходится именно на п. 6 данной статьи, предусматривающий ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно Инструкции Банка России N 117-И и Положению Банка России N 258-П10, российские участники внешнеторговой деятельности должны представлять в Банк паспорта сделки такие документы, как:
- паспорт сделки;
- справку о валютных операциях (либо расчетный документ);
- справку о поступлении валюты РФ;
- обосновывающие документы (т.е. указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле);
- справку о расчетах через счета за рубежом;
- справку о подтверждающих
- подтверждающие документы.11
С учетом того, что все документы предполагают различные сроки их представления, а также с учетом низкого объяснительного потенциала и уровня юридической техники вышеназванных нормативных актов Банка России, можно заключить, что документальная база таможенно-банковского валютного контроля в ее нынешнем виде не способствует стимулированию внешнеторговой деятельности резидентов с внешним миром, в т.ч. в рамках Таможенного союза.
Поэтому особенно ценны меры, предпринятые Центральным банком в направлении упрощения процедуры оформления внешнеторговой сделки.
Согласно указанию ЦБ России от 29.12.2010 N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И", с 26 февраля 2011 г., в частности, не требуется оформлять ПС по внешнеторговой сделке между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов).
Кроме того, со дня вступления в силу указания N 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения.12
Информация о работе Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза