Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации и Таможенного союза, было обусловлено особенностями экономического развития государств – членов Таможенного союза, попыткой защиты национальной валюты государств, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные положения валютного контроля
1.1. Общие положения о валютном контроле
1.2. Органы и агенты валютного контроля в РФ
ГЛАВА 2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
2.1. Статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля
2.2. Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

18385 готов.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Таможенный валютный контроль, в отличие от банковского валютного контроля, не столь задокументирован. Он регулируется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров и сведений, заявленных в таможенной декларации (утверждена Приказом ФТС России от 17 ноября 2009 г. N 2075).

Документы и информация, используемые таможенными органами для целей валютного контроля, являются основанием для выделения трех относительно самостоятельных процедур в рамках валютного контроля:

1. Проведение должностным лицом  проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для таможенного  оформления товаров.

2. Проведение должностным лицом  проверки соблюдения правил заявления  в таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного  контроля.

3. Проведение должностным лицом  проверки соблюдения правил оформления  паспорта сделки.13

По сути, речь идет о том, что в рамках таможенного валютного контроля должностным лицом таможенного органа анализируются на предмет правильности оформления и соотнесения друг с другом три документа: паспорт сделки, таможенная декларация и внешнеторговый контракт.

При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" наделил ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. Служба уже подготовила проект нормативного акта, согласно которому не требуется представлять паспорт сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом сохранено требование об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии ПС в региональной базе данных валютного контроля.

Таким образом, в рамках Таможенного союза насущным выглядит как унификация, так и упрощение процедур таможенно-банковского валютного контроля, что, безусловно, положительно скажется на развитии внешнеторговых связей внутри Союза.

Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран - участниц Таможенного союза между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, иными органами государственной власти. Одной из ключевых предпосылок создания эффективной системы таможенного валютного контроля является обеспечение информационного взаимодействия таможенных органов между собой, с иными субъектами валютного контроля трех стран и наднациональными органами в этой сфере.

Правовое обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей валютного контроля, т.к. наряду с другими факторами позволяет повысить его эффективность, в т.ч. за счет:

1) исключения дублирования функций  органов, агентов валютного контроля;

2) повышения уровня оперативности  принятия решений;

3) обеспечения большей результативности проведения мероприятий валютного контроля.

Большое значение для организации внутреннего и внешнего валютного контроля в Таможенном союзе имеет, во-первых, создание институциональных основ валютного контроля в виде координирующих наднациональных органов валютного регулирования и валютного контроля и, во-вторых, организация взаимодействия между национальными и наднациональными органами в указанной сфере.

Вопросы взаимодействия субъектов валютного контроля необходимо рассматривать в контексте более общих вопросов организации единой информационной и правовой базы стран - участниц Таможенного союза, а также создания общих механизмов взаимодействия таможенных органов этих стран между собой.14

27 ноября 2009 г. решением Межгоссовета  ЕврАзЭС одобрен проект Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. В качестве цели создания системы называется обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанной цели предполагается достичь среди прочих решением следующих задач:

- созданием и ведением единой  системы нормативно-справочной информации  внешней и взаимной торговли  Таможенного союза;

- формированием интегрированной  информационной структуры межгосударственного  обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

- созданием общих для государств-членов  интегрирующих элементов и пополняемых  централизованных информационных  ресурсов;

- организацией информационного  взаимодействия органов государств-участников для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

- организацией информационного  взаимодействия органов, осуществляющих  государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

- обеспечением информационного  взаимодействия на основе межгосударственных  и межведомственных соглашений;

- обеспечением доступа к нормативным  правовым актам государств - членов  Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

Как уже отмечалось, организация информационного взаимодействия стран - членов Таможенного союза в сфере валютного контроля имеет основой создание системы и технологии взаимодействия между таможенными органами трех стран.

21 мая 2010 г. решением Межгосударственного  совета ЕврАзЭС N 41 принято Соглашение  о требованиях к обмену информацией  между таможенными органами и  иными государственными органами  государств - членов Таможенного  союза, а 21 сентября 2010 г. подписано  Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.

Первый документ имеет целью создание нормативной правовой базы для организации обмена информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза, а также между таможенными органами одного государства - члена Таможенного союза и иными государственными органами другого государства - члена Таможенного союза.

Второй регламентирует отношения, возникающие в процессе составления, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов государственными органами государств сторон, физическими или юридическими лицами при применении информационных технологий для обмена электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.

Учитывая, что архитектура информационного взаимодействия таможенных органов с иными субъектами даже внутри отечественной системы валютного контроля только недавно начала обретать зримые черты, можно предположить, с какими трудностями предстоит столкнуться столь близким, но все-таки и столь разным правовым и информационным системам трех государств.

На сегодняшний день в России в сфере валютного контроля нормативно урегулировано информационное взаимодействие:

- между органами валютного контроля (Об информационном взаимодействии  между Центральным банком Российской  Федерации и Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора по  вопросам валютного контроля: Соглашение от 15 августа 2007 г.);

- агентов валютного контроля  с Центральным банком РФ как  органом валютного контроля (Правила  по обеспечению взаимодействия  не являющихся уполномоченными  банками профессиональных участников  рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 11.09.2006 N 560);

- иных субъектов валютного контроля  с Росфиннадзором как органом  валютного контроля (Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации: утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 166);

- агентов валютного контроля  с резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции (Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 17.02.2007 N 98).

С 16 февраля 2011 г. действует Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Теперь основные вопросы информационного взаимодействия между субъектами валютного контроля не только более четко регламентированы, но и "подняты" с подзаконного уровня на уровень Основного Закона, регулирующего валютные правоотношения.15

Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. С вступлением в силу изменений в Закон N 173-ФЗ российским участникам ВЭД становится более понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.

В декабре 2009 г. на неформальном саммите в Алматы Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010 - 2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, что предполагает уже следующий после создания Таможенного союза виток интеграции трех стран. План предусматривает разработку и подписание к 1 января 2012 г. двадцати международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

В целях своевременного выполнения этого Плана утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010 - 2011 гг., предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 г. и второго пакета из 6 документов по ЕЭП - до 1 января 2012 г.

Пакеты разбиты по направлениям:

1. Экономическая политика.

2. Свобода движения капитала, валютная  политика.

3. Энергетика, транспорт, связь.

4. Свобода передвижения рабочей  силы.

5. Техническое регулирование.

В рамках второго направления в первом пакете до 1 января 2011 г. должны были быть подписаны и до 1 июля 2011 г. введены в действие Соглашение об основах инвестиционной деятельности и Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Во втором пакете до 1 июля 2011 г. должно быть подписано и до 1 января 2012 г. введено в действие Соглашение о согласованных принципах валютной политики.

Таким образом, путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств - участников Таможенного союза создаются предпосылки для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.16

В данной главе курсовой работы была рассмотрена деятельность таможенных органов Таможенного союза в системе валютного контроля. Было выявлено, что таможенные органы являются агентами валютного контроля и имеют определенные обязанности, а именно, контроль за:

  1. полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  2. обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  3. эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  4. законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  5. соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Также нами было выявлено, что при объединение  
Таможенного союза, формируется новая законодательная база для стран-участниц союза. Данная законодательная база регулирует перемещение валюты и все валютные операции на территории Таможенного союза. Законодательство стран-участниц не должно противоречить Таможенному кодексу Таможенного союза, и в связи с этим явлением некоторые законы стран-участниц утрачивают свою силу. Система валютного контроля таможенными органами отражена главным образов в ТК ТС и КоАП.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие итоги.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле".

Информация о работе Осуществление валютного контроля таможенными органами Таможенного союза