Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание акцизов в системе таможенных платежей.
2. Проследить эволюцию акцизов.
3. Определить налоговую базу для исчисления акцизов.
4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.
5. Обозначить перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей

1.1. Содержание и эволюция акцизов в системе таможенных платежей…….5

1.2. Роль акцизов в системе таможенных платежей………………………….12

2. Современное состояние механизма исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей

2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных
платежей…………………………………………………………………………17

2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26

3. Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей………..32

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Самсонова.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой  исключительное право государства  на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная  монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей» (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем  распределяла 80% этого количества между  всеми винокуренными заводами пропорционально  их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством  финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались  в казну с торгов. Для винокуров  были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи  по свободной цене.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение  развивалось главным образом  по пути расширения перечня подакцизных  товаров, в тесной связи с применением  казенных монополий на основные подакцизные  товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над  уплатой акцизов многочисленными  субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность  акцизов снижалась вследствие роста  расходов на налоговое администрирование.

В СССР слово «акциз» употреблялось  только для характеристики соответствующих  налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота  по алкогольной продукции составлял  не более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь  введена система акциза.

         В настоящее время акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она имеет тенденцию к увеличению. Основной причиной резкого увеличения доли акцизов является то, что с 1996 г. таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).

        Номенклатура отечественных и  импортируемых подакцизных товаров  одинакова и определяется в законодательном порядке.

       При таможенных операциях особое значение придается оформлению подакцизных товаров.

      Таким образом, система акцизов  в России складывалась в длительный  период времени. За столь большой  срок накоплено немало опыта.  Именно опыт прошлых лет применяется до сих пор. Акцизы по-прежнему играют немалую роль в доходах бюджета России.

 

1.2. Роль акцизов в системе таможенных  платежей

 

        Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения.  Изначально задуманные как социально  направленные налоги, акцизы на  данный момент выполняют асоциальные  функции, еще больше увеличивая  разрыв между беднейшими и  состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог,  акцизы перекладываются на беднейшую  часть населения и то, что более  20% налоговых поступлений в бюджет  составляют акцизы – тревожный  знак. Именно косвенные налоги  оказывают значительный сдерживающий  эффект на экономику, что еще  более опасно в условиях затянувшегося  кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать  прямые налоги. 
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета (ярким примером может служить постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах»). Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции. 
       Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами. 
         Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится. 
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

В целом, все косвенные налоги имеют регрессивный характер. Их роль заключается в  перераспределении доходов и  препятствии образования сверхприбылей.

Произошедшая  «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж) и соответствующее этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще в конце XIX - начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни.

В настоящее  время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования  в сфере налогообложения акцизами. Это - взимание акцизов по операциям  с алкогольной продукцией, по операциям  с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой  рентабельностью производства в  указанных сферах и соответствующим  потенциалом для обеспечения  фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы фиска  будут удовлетворяться только при  компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

Законодательное закрепление исчерпывающего перечня  подакцизных товаров и минерального сырья (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими товарами и сырьем) позволяет четко разграничить понятия  предмет и объект налогообложения  в отношении акцизов: предмет  налогообложения — это подакцизные  товары и минеральное сырье, поименованные  в перечне, установленном налоговым  законом, а объект налогообложения  — операции с этими товарами и  минеральным сырьем.

На современном  этапе правового регулирования  акцизного налогообложения, изыскивая  наиболее оптимальные способы взимания акцизов, законодатель обращается, к  механизмам техники взимания косвенных  налогов, которые уже использовались российским государством в XVIII — начале XX века (институт обязательной маркировки отдельных подакцизных товаров, исчисление и взимание акцизов посредством функционирования режимов налоговых складов).

В условиях объективно необходимой регламентации  отдельных вопросов, связанных с  исчислением и взиманием - акцизов, подзаконными нормативными актами, органам  исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых законов, что нередко является предметом судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые в результате разрешения налоговых споров, формируют правовые ориентиры, во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности.

          На данный момент в России  существует Акцизная таможня  – это таможенный орган, который  входит в единую систему таможенных  органов Российской Федерации.  Например, в Центральном федеральном  округе – ЦФО – акцизная  таможня представлена постами,  находящимися в Брянской, Калужской  и Владимирской областях и  подчиненных Центральной акцизной  таможне – ЦАТ.

       Также как и другие таможенные  органы Российской Федерации,  акцизная таможня обеспечивает  поступление пошлин и налогов  в бюджет страны: осуществляет  продажу марок акцизного сбора  импортерам и контроль использования  этих марок. Именно акцизная  таможня определяет налоговую  базу для каждой ввозимой на  таможенную территорию РФ партии  подакцизных товаров и применяет  разные виды ставок акцизов:  адвалорные, специфические и комбинированные.

       Таможенное оформление перемещаемых  через таможенную границу таких  подакцизных товаров, как драгоценные  камни, валюта и ювелирные изделия, - акцизная таможня включает в  сферу своей деятельности.

        Поскольку акциз подлежит уплате  при ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации,  то для выполнения своих функций  акцизная таможня может привлекать  органы правопорядка, учреждения  и предприятия, экспертов для проведения таможенного контроля.

        Делая выводы, можно отметить, что  роль акцизов в системе таможенных  платежей – немаловажна. Для  их регулирования был создан  специальный орган – Акцизная  таможня. Но проблемы в этой сфере деятельности также еще остаются, о них подробнее в следующей главе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние механизма  исчисления и уплаты акцизов в  системе таможенных платежей

2.1. Механизм исчисления и уплаты  акцизов в системе таможенных  платежей

Применение  акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и  вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации «Об акцизах»,  Федерального Закона № 2-ФЗ от 2 января «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»», части первой Налогового кодекса Российской Федерации, части второй Налогового кодекса Российской Федерации3, Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации письма ГТК России от 19.12.2000 
№ 01-06/36951, постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99 № 1008 «О марках акцизного сбора», Приказа ГТК № 896 ОТ 03.10.00.

Объектом  налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров  на таможенную территорию Российской Федерации.

При ввозе  на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары:

1) спирт  этиловый из всех видов сырья,  за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов. 

Не рассматривается  как подакцизные товары следующая  спиртосодержащая продукция:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
  • товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

3) алкогольная  продукция (спирт пищевой, водка,  ликероводочные изделия, коньяки,  вино и иная пищевая продукция  с объемной долей этилового  спирта более 1,5 процентов, за  исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная  продукция; 

6) ювелирные  изделия. 

7) автомобили  легковые и мотоциклы; 

8) автомобильный  бензин;

9) дизельное  топливо; 

10) моторные  масла для дизельных и (или)  карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Информация о работе Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей