Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:05, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание акцизов в системе таможенных платежей.
2. Проследить эволюцию акцизов.
3. Определить налоговую базу для исчисления акцизов.
4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.
5. Обозначить перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей
1.1. Содержание и эволюция акцизов в системе таможенных платежей…….5
1.2. Роль акцизов в системе таможенных платежей………………………….12
2. Современное состояние механизма исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей
2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных
платежей…………………………………………………………………………17
2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26
3. Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей………..32
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..42
Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей» (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.
Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.
Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене.
Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение
развивалось главным образом
по пути расширения перечня подакцизных
товаров, в тесной связи с применением
казенных монополий на основные подакцизные
товары. Постепенно индивидуальное акцизное
налогообложение
В СССР слово «акциз» употреблялось
только для характеристики соответствующих
налогов капиталистического государства,
хотя в 80-е годы налог с оборота
по алкогольной продукции
В настоящее время акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она имеет тенденцию к увеличению. Основной причиной резкого увеличения доли акцизов является то, что с 1996 г. таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).
Номенклатура отечественных и
импортируемых подакцизных
При таможенных операциях особое значение придается оформлению подакцизных товаров.
Таким образом, система
1.2.
Роль акцизов в системе
Фактически, акцизное налогообложение
носит регрессивный характер, когда
налогообложение равным
В настоящий момент акцизы выполняют в
большей своей части фискальную функцию,
что выражается в стремлении властей при
введении тех или иных акцизов не столько
к регулированию производства и потребления
тех или иных товаров, сколько к пополнению
бюджета (ярким примером может служить
постановление Конституционного Суда
«По делу о проверке конституционности
части первой статьи 2 федерального закона
от 7 марта 1996 года «О внесении изменений
в закон РФ «Об акцизах»). Фискальная направленность
акцизов на бензин не вызывает сомнений,
и это при том, что повышение цен на бензин
- один из факторов, влияющих на повышение
издержек практически любого производства,
следовательно, повышения общественно
необходимых затрат на производство той
или иной продукции, что приводит к снижению
конкурентоспособности экономики в целом.
Тем не менее, регулирующее воздействие
акцизов все же проявляется, и наиболее
оно благотворно в сфере оборота алкогольной
продукции. Таким образом, государство
не только пополняет казну, не только уменьшает
уровень потребления алкоголя, но и способствует
реализации только качественной продукции.
Спорными остаются
величины ставок акцизов, а также способы
индексирования величины специфических
ставок. Применение адвалорных ставок
приводит к серьезным трудностям при оценке
объекта налогообложения. Специфические
же ставки недостаточно оперативно корректируются
в связи с инфляционными процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще недостаточно
проработана. В частности это относится
к большому объему документов, которые
недостаточно систематизированы и трудны
для восприятия. Исправление этого невозможно
без принятия второй части Налогового
Кодекса, что в свою очередь зависит от
множества политических факторов. Это
позволяет предположить, что в ближайшие
год-два в этом направлении ничего в положительную
сторону не изменится.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов
воздействия государства на экономические
процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование
налогообложения в сфере акцизов является
одним из важнейших условий улучшения
экономической ситуации, пополнения федерального
и региональных бюджетов.
В целом,
все косвенные налоги имеют регрессивный
характер. Их роль заключается в
перераспределении доходов и
препятствии образования
Произошедшая «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж) и соответствующее этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще в конце XIX - начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни.
В настоящее
время существуют некоторые приоритетные
направления государственного регулирования
в сфере налогообложения
Законодательное
закрепление исчерпывающего перечня
подакцизных товаров и
На современном этапе правового регулирования акцизного налогообложения, изыскивая наиболее оптимальные способы взимания акцизов, законодатель обращается, к механизмам техники взимания косвенных налогов, которые уже использовались российским государством в XVIII — начале XX века (институт обязательной маркировки отдельных подакцизных товаров, исчисление и взимание акцизов посредством функционирования режимов налоговых складов).
В условиях объективно необходимой регламентации отдельных вопросов, связанных с исчислением и взиманием - акцизов, подзаконными нормативными актами, органам исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых законов, что нередко является предметом судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые в результате разрешения налоговых споров, формируют правовые ориентиры, во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности.
На данный момент в России
существует Акцизная таможня
– это таможенный орган,
Также как и другие таможенные
органы Российской Федерации,
акцизная таможня обеспечивает
поступление пошлин и налогов
в бюджет страны: осуществляет
продажу марок акцизного сбора
импортерам и контроль
Таможенное оформление
Поскольку акциз подлежит
Делая выводы, можно отметить, что
роль акцизов в системе
Глава
2. Современное состояние
2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей
Применение
акцизов к товарам, ввозимым на таможенную
территорию Российской Федерации и
вывозимым с этой территории, осуществляется
в соответствии с Таможенным кодексом,
Законом Российской Федерации «Об акцизах», Федерального Закона № 2-ФЗ от 2 января «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об акцизах»», части первой Налогового
кодекса Российской Федерации, части второй
Налогового кодекса Российской Федерации3, Федерального
закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации письма ГТК России от 19.12.2000
№ 01-06/36951, постановления Правительства
Российской Федерации от 04.09.99 № 1008 «О марках акцизного
сбора», Приказа ГТК № 896 ОТ 03.10.00.
Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары:
1) спирт
этиловый из всех видов сырья,
за исключением спирта
2) спиртосодержащая продукция (
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
3) алкогольная
продукция (спирт пищевой,
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
7) автомобили легковые и мотоциклы;
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные
масла для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных)
Информация о работе Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей