Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание акцизов в системе таможенных платежей.
2. Проследить эволюцию акцизов.
3. Определить налоговую базу для исчисления акцизов.
4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.
5. Обозначить перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей

1.1. Содержание и эволюция акцизов в системе таможенных платежей…….5

1.2. Роль акцизов в системе таможенных платежей………………………….12

2. Современное состояние механизма исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей

2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных
платежей…………………………………………………………………………17

2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26

3. Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей………..32

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Самсонова.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

Материалы проверок свидетельствуют  о низкой эффективности действующего механизма взимания акцизов на алкогольную  продукцию, предусматривающего начисление и уплату основной части акцизов  при реализации алкогольной продукции  в оптово-розничную сеть. Широко используемая недобросовестными налогоплательщиками  практика многоступенчатой отгрузки алкогольной  продукции без уплаты акцизов  из одних регионов в другие при  отсутствии действенного контроля за движением алкогольной продукции, следовательно, и за уплатой акцизов  со стороны налоговых органов  приводит к значительным потерям  бюджетов всех уровней. В ходе проведенных  Счетной палатой Российской Федерации11 встречных проверок установлено, что объемы и номенклатура алкогольной продукции, полученной акцизными покупателями, не совпадают с объемами и номенклатурой алкогольной продукции, отгруженной в их адрес акцизными поставщиками.

Несовершенство  системы уплаты акцизов на алкогольную  продукцию позволило отдельным  организациям использовать так называемую «коньячную» схему ухода от налогов, когда согласно представленным в  налоговые органы документам организации-производители  закупали небутилированный коньяк по ценам, включающим 100-процентно уплаченный акциз, разливали его или использовали для производства алкогольной продукции. При этом сумма акциза, уплаченного  при покупке небутилированного  коньяка, предъявлялась к вычету при начислении акциза на алкогольную  продукцию, которая по документам поставлялась в оптовые организации, действовавшие, как правило, по принципу фирм-однодневок. Кроме того, уменьшалась сумма  начисленного к уплате акциза за счет зачета переплаты по налогу на добавленную  стоимость, которая возникала в  результате действия схемы, приводящей к превышению налоговых вычетов  по налогу на приобретенные и оприходованные товары над налогом, начисленным  за реализованную продукцию 

В целях  стабилизации ситуации на алкогольном  рынке, сокращения потерь бюджетной  системы предлагается еще раз  рассмотреть неоднократно вносимое Счетной палатой Российской Федерации  в Правительство Российской Федерации12 предложение о переносе налоговой нагрузки на производителей спирта и переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, позволяют в ряде случаев на производственных площадях действовавших ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители.

Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических  лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых  им лицензий. Налоговый контроль за сбором акцизов находится не на должном  уровне. Но прежде чем говорить о  проблемах, необходимо определить, каким  образом осуществляется налоговое  администрирование производства и  реализации алкогольной продукции. Оно заключается, прежде всего, в  лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции. При  выдаче лицензии налоговые органы изучают  документы на предмет соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Перечень представляемых документов весьма обширен. В рамках лицензирования налоговые органы обследуют  территорию и помещения, предназначенные  для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные налоговые и внеплановые тематические проверки, если есть основания предполагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, выпускающих  спирт и алкогольную продукцию, сотрудники налоговых органов контролируют учет производства данной продукции. Для  этого они используют приборы, определяющие концентрацию и объем абсолютного  алкоголя в готовой продукции. Такие  приборы установлены на линиях розлива  всех спиртовых заводов. При длительных и междусменных простоях налоговые  органы блокируют оборудование для  розлива алкогольной продукции.

Необходимо  усилить контроль за алкогольной  продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на наш взгляд, целесообразно. На наш взгляд также целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.

Предлагается  оставить ЕГАИС только учетно-аналитическую  функцию, лишив при этом разрешительно-запретительных полномочий.

Также необходимо отказаться от обязательной спецмаркировки алкогольной продукции, как от бесполезного механизма регулирования отрасли  и пересмотреть функции ЕГАИС, поэтапно вводимой с 2006 г. В ситуации возврата регионам полномочий контроля за алкогольным рынком каждый субъект федерации будет устанавливать свои правила.

Предлагается  ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением  банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (т.е. закупающих спирт  как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой.

Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин – целесообразно  взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду  специфичности данного товара –  необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в  момент регистрации, непосредственно  с владельца.

Таким образом, развитие акцизов в  системе таможенных платежей происходит высокими темпами. Только вот различные  нововведения не всегда «срабатывают». Так что методом «проб и ошибок», Правительство РФ найдет идеальное решение для налогообложения подакцизных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Акцизы могут обеспечить как  доходы, помогающие справляться  с трудностями переходного периода,  пока экономика развивается, так  и помочь налоговому ведомству  перейти на новые, более сложные  методы налогообложения.

          В-первых, существуют определенные  выгоды от обложения акцизами  определенных товаров, считающихся  вредными, или ассоциирующихся с  негативными побочными явлениями.  Налогообложение может отчасти  воспрепятствовать потреблению  потенциально опасных товаров,  таких как табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление  которых связанно с загрязнением  атмосферы. Такие косвенные выгоды  могут стать побочным результатом  налога, однако большинство акцизов  вводятся, как это и должно  быть, для получения налоговых  поступлений.

       Для достижения этой цели акцизы  должны быть просты как в  организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания  минимального перечня подакцизных  товаров. В настоящее время  большинство стран ограничило  список подакцизных товаров табаком,  алкоголем и определенным ассортиментом  нефтепродуктов. Доходы от этих  товарных групп высоки, круг их  производителей относительно узок  и большинство товарных категорий  четко определены.

         Во-вторых, ставки налога не должны  быть слишком высоки. Страны с  переходной экономикой имеют  относительно открытые границы,  и контрабанда может стать  проблемой в случае, если местные  акцизы значительно выше соответствующих  налоговых ставок в соседних  странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство  алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком  высоки. Подобное производство имеет  тенденцию снижать выгоды для  общественного здоровья, которые  предусматривались как одно из  следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

      Два других фактора являются  отличительной чертой современных  акцизов. Во-первых, налог начисляется  либо на стоимость, либо на  единицу продукции, с поправкой  на инфляцию. Налог в процентах  от стоимости сложно применять  на стадии производства, из-за  трудности расчета заводской  цены на момент отгрузки. Эта  проблема может быть решена  с использованием справочных  рыночных цен, когда налог на  стоимость рассчитывается на  основе этой цены, после чего  по этому результату рассчитывается  стоимость единицы продукции  и взимается налог на стадии  производства. Другим удовлетворительным  вариантом может быть взимание  налога с единицы продукции  с поправкой на инфляцию в  случаях, когда относительные  цены изменяются незначительно,  а инфляция высока.

        Во-вторых, методы налогообложения  добавленной стоимости используются  для кредитования акцизов, уплаченных  на ресурсы, использованные для  производства подакцизной конечной  продукции, например, крепленых вин.  Иными словами, следует избегать  каскадной схемы акцизов, и  использовать методы аналогичные  НДС, обеспечивая тем самым  взимание акциза как налога  только на конечную продукцию.

         Суммируя вышесказанное, следует  отметить, что акцизы являются  важным источником налоговых  поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от  акцизов, наиболее высока на  самом первом этапе переходного  периода, благодаря относительной  легкости их сбора и четкому  определению налоговой базы. Доходы  бюджета не являются эластичными  по отношению к личным доходам,  и поэтому бюджетные доходы  стабильны даже в первоначальных  экономических циклах, которые могут  возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная  неэластичность акцизов по отношению  к доходам вызовет падение  относительной важности акцизных  доходов с началом экономического  роста.

          Ключевым направлением реформирования  акцизного налогообложения могут  стать следующие: установление  автоматической индексации специфических  ставок акцизов, изменения принципа  авансового платежа с использованием  акцизных марок по некоторым  видам подакцизных товаров, реформирование  способов контроля за уплатой  акцизов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Таможенный кодекс таможенного союза. - Москва: Проспект, 2010

2. Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005. – 752С.

 

3. Налоговый кодекс РФ.Части первая и вторая:текст с изм.и доп. на 1 октября 2011г.- М.: Эксмо,2011

 

4. Федеральный Закон № 2-ФЗ от 2 января «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»

 

5.Протокол от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»

 

6.Приказ ФТС РФ от 11.01.2007 № 7 (в ред. от 21.10.2011 № 1929) «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ»

 

7. Романова Е.В. Таможенные платежи. – СПб.: Питер, 2010. – 240С

 

8. Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года // Российский налоговый курьер. – 2009. - №24. – С.12 – 16.

 

9. Красноперова О.А. Особенности начисления и уплаты акцизов / О.А. Красноперова. – М.: ПрессМедиа, 2010. – 192С. – Справочник для бухгалтера.

 

10. www.gks.ru – Федеральная службы государственной статистики

 

11. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

 

12. www.ach.gov.ru – Cчетная Палата РФ

 

13. www.govemment.ru – Правительство РФ

 

14. www.nalog.ru – ФНС РФ

 

15. www.minfin.ru – Министерство Финансов РФ

 

16. www.garant.ru – ГАРАНТ – Законодательство

 

 

Приложение  № 1

Налогообложение подакцизных товаров (кроме спирта коньячного, а также спирта этилового  из всех видов сырья, в том числе  этилового спирта-сырца из всех видов  сырья) осуществляется по следующим  налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка за единицу измерения  
(в ред. от 28.11.2011 N 338-ФЗ)

с 01.01.2012 по 30.06.2012.

с 01.07.2012 по 31.12.2012.

с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая  продукция в металлической аэрозольной  упаковке

0 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизном  товаре.

Спиртосодержащая продукция бытовой  химии в металлической аэрозольной  упаковке

0 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизном  товаре.

Спиртосодержащая продукция (за исключением  спиртосодержащей парфюмерно-косметической  продукции в металлической аэрозольной  упаковке и спиртосодержащей продукции  бытовой химии в металлической  аэрозольной упаковке)

230 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  спирта этилового, содержащегося  в подакцизных товарах

270 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  спирта этилового, содержащегося  в подакцизных товарах

320 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  спирта этилового, содержащегося  в подакцизных товарах

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в  качестве сырья для производства табачной продукции)

610 руб. за 1 кг

680 руб. за 1 кг

1000 руб. за 1 кг

Сигары

36 руб. за 1 штуку

40 руб. за 1 штуку

58 руб. за 1 штуку

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

530 руб. за 1000 штук

590 руб. за 1000 штук

870 руб. за 1000 штук

Сигареты, папиросы

360 руб. 00 коп. за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 руб. за 1000 штук

390 руб. 00 коп. за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 штук

550 руб. 00 коп. за 1000 штук + 8% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 730 руб. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью  двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью  двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

31 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

302 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобильный бензин: не соответствующий  классу 3,4,5

7 725 руб. за 1 тонну

8 225 руб. за 1 тонну

10 100 руб. за 1 тонну

Автомобильный бензин: класса 3

7 382 руб. за 1 тонну

7 882 руб. за 1 тонну

9 750 руб. за 1 тонну

Автомобильный бензин: класса 4 

6 822 руб. за 1 тонну

6 822 руб. за 1 тонну

8 560 руб. за 1 тонну

Автомобильный бензин: класса 5 

6 822 руб. за 1 тонну

5 143 руб. за 1 тонну

5 143 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо: не соответствующее  классу 3,4,5

4 098 руб. за 1 тонну

4 300 руб. за 1 тонну

5 860 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо: класса 3

3 814 руб.  за 1 тонну

4 300 руб. за 1 тонну

5 860 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо: класса 4

3 562 руб. за 1 тонну

3 562 руб. за 1 тонну

4 934 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо: класса 5

3 562 руб. за 1 тонну

2 962 руб. за 1 тонну

4 334 руб. за 1 тонну

Моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

6 072 руб. за 1 тонну

6 072 руб. за 1 тонну

7 509 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

7 824 руб. за 1 тонну

7 824 руб. за 1 тонну

9 617 руб. за 1 тонну

Информация о работе Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей