Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы – обобщить и систематизировать знания об акцизах в системе таможенных платежей.В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание акцизов в системе таможенных платежей.
2. Проследить эволюцию акцизов.
3. Определить налоговую базу для исчисления акцизов.
4. Проанализировать порядок уплаты акцизов в системе таможенных платежей.
5. Обозначить перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Содержание, эволюция и роль акцизов в системе таможенных платежей

1.1. Содержание и эволюция акцизов в системе таможенных платежей…….5

1.2. Роль акцизов в системе таможенных платежей………………………….12

2. Современное состояние механизма исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных платежей

2.1. Механизм исчисления и уплаты акцизов в системе таможенных
платежей…………………………………………………………………………17

2.2. Проблемы, возникающие при изменении ставок акцизов в системе таможенных платежей…………………………………………………………..26

3. Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей………..32

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Самсонова.docx

— 141.95 Кб (Скачать файл)

       Когда таможенная  граница между тремя странами  отсутствует, дисбаланс в акцизах  может привести к росту нелегального  оборота табачных изделий. В  России будут продаваться сигареты, произведенные якобы для потребления  в Белоруссии и Казахстане. Сейчас  Евразийская экономическая комиссия  как раз занимается гармонизацией  ставок на табак.

        А вот увеличение  ставок на алкогольную продукцию  хорошо отразилось на поступлениях  в бюджет. Статистика показала, что за три квартала 2012 года в результате повышения акцизных ставок для спиртных напитков поступления в бюджет выросли почти на четверть. При сохранении нынешних темпов по итогам года казна может пополниться на 250 млрд руб. При этом, несмотря на рост розничных цен, сокращения потребления алкоголя в стране не предвидится.

Затеянная государством в 2010 году алкогольная реформа дает ощутимые плоды в виде роста поступлений в бюджет от уплаты акциза. Как следует из данных Федерального казначейства, за девять месяцев 2012 года поступления от уплаты акциза на производство и импорт алкогольной продукции составили 180,5 млрд руб. Это на 24% больше, чем годом ранее, и вдвое выше, чем за тот же период 2007 года.

На такую динамику оказали влияние  два фактора:

1) индексация акцизов на алкогольную продукцию;

2) изменение порядка уплаты акцизов на алкогольную продукцию, в том числе введение авансового платежа. Авансовый платеж уплачивается до закупки спирта, что позволяет предотвратить образование недоимки по акцизам на алкогольную продукцию.

По данным Федерального казначейства, наиболее значительный рост поступлений  в бюджет обеспечили производители  крепкого алкоголя. В январе—сентябре  нынешнего года с компаний, выпускающих  спиртные напитки крепче 9 градусов (за исключением натуральных вин), собрали на 40% больше, чем в прошлом  году (79,9 млрд руб.). Причина очевидна: резкий рост ставки акциза с 1 июля 2012 года на 18% и увеличение легального производства крепкого спиртного в основных категориях (водки — на 10%, коньяка — на 25%). Ощутимый вклад в рост собираемости акциза внесли жесткие действия регулятора — Росалкогольрегулирования, выдавившего с рынка значительное число производителей-нелегалов.

Практически половину суммы акцизных поступлений обеспечили пивовары. По данным казначейства, за девять месяцев 2012 года они перечислили 89,7 млрд руб. акцизных платежей, что на 19% больше, чем годом ранее. Для примера: в 2007 году пивовары дали государству сумму в пять с лишним раз меньше — всего 17 млрд руб.

По прогнозам, общая сумма алкогольных акцизов по итогам этого года составит 250 млрд руб., что почти на 30% выше прошлогоднего показателя. Запланированное в бюджете на ближайшие три года повышение ставок до 500 руб. за 1 л спирта в крепких алкогольных напитках будет способствовать ежегодному увеличению доходов бюджета от акцизов на алкоголь на 25%.

       Можносказать, что государство добилось успеха в фискальной части при проведении алкогольной реформы. Доходы бюджета динамично растут, при помощи регулятора удалось снизить присутствие на рынке нелегальной продукции и отфильтровать потребителей, не учитываемых в официальной статистике самогона и спиртсодержащих жидкостей, — эта часть граждан точно не станет покупать водку по минимальной цене 170 руб.

При этом, что как всегда печально, заметных успехов в области снижения алкоголизации не замечено. «Потребление легального крепкого алкоголя в следующем году вырастет до 90—95 млн. и дальше будет колебаться вокруг этого значения», — прогнозируют эксперты. По подсчетам, число потребителей легального алкоголя в России составляет порядка 100 млн человек. Таким образом, каждый из них за девять месяцев 2012 года заплатил в госказну по 1805 руб. алкогольного акциза.8

      Опять же, не все  так гладко, в Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП) опасаются, что существенный рост налоговой нагрузки приведет к оттоку потребителей в нелегальный сектор. То, что собираемость акциза растет, — это здорово. Вопрос в том, каким этот показатель будет через полгода, после повышения акциза.9 
В сентябре 2012 года Минтранс, Минэконоразвития, Минэнерго и Минфин согласовали проект закона «О внесении изменений в статью 193 ч. 2 Налогового кодекса РФ», а также единогласно поддержали инициативу Минфина увеличить акцизы на топливо экологических классов «Евро-4» и «Евро-5». Во втором полугодии 2013 года они будут повышены на 6%, а с 2015 года — на 20%. При этом в Минэнерго сообщили, что в следующем году такая мера приведет к росту стоимости бензина в среднем на 30 копеек, а дизель подорожает на 14 копеек.

       Индексация акцизов  на автомобильный бензин и  дизель 4-го и 5-го классов с  1 июля 2013 года, а не с 1 января 2014 года, как было предусмотрено  ранее, приведет к росту цен  на бензин не менее чем на 30 копеек за литр, а на дизельное  топливо — на 14 копеек.

       Стимулируя модернизацию  нефтеперерабатывающих мощностей,  правительство два года назад  сделало низкие акцизы на топливо  высокого экологического класса  и продолжало эту политику  до середины 2012 года. Так, ставка  акциза на моторное топливо  «Евро-5» с 1 июля 2012 года была  довольно существенно снижена  по сравнению с уровнем, который  действовал с 1 января: по бензину  на четверть, до 5143 рубля за 1 т,  по дизельному топливу — на 17%, до 2962 рублей. Ставки акцизов для  бензина и дизтоплива 4-го класса  остались на уровне 6822 рублей  и 3562 рублей соответственно.

          При  этом акцизы на топливо более  низкого качества с 1 июля выросли  на 5–13% в зависимости от класса. По прогнозу макроэкономического  развития Россия на ближайшую  трехлетку, потребление низкоэкологичных  классов топлива будет снижаться,  хотя сегодня они лидируют  в общем объеме потребления.  Кроме того, вступил в силу  технический регламент, по которому  с 2015 года на территории Таможенного  союза не будет использоваться  топливо ниже «Евро-4», а с  2016 года — ниже 5-го. Изначально  инициатива дополнительно увеличить  акцизы на «Евро-4» и «Евро-5»  исходила из Минтранса, поскольку  сильная разница в акцизах  на разные виды топлива ведет  к сокращению дорожных фондов (их средства используются для ремонта и строительства дорог). В ведомстве настаивают на более массированном и единообразном повышении акцизов – на 3 рубля в год на все виды топлива. В Минтрансе считают, что дорожные фонды из-за принятого решения по росту «Евро-4» и «Евро-5» все равно недополучат в 2013–2016 годах 350 млрд рублей. Ранее Минтранс оценивал потери дорожных фондов в 15 млрд рублей в 2013 году, более 20 млрд рублей — в 2014-м и 97 млрд рублей — в 2015 году.  Но, если акцизы будут расти, а цены на бензин сдерживаться, то стоит ожидать дефицита топлива в стране.

На данный момент в стране сдерживаются цены на бензин, несмотря на то что в  Федеральная антимонопольная служба России подтверждает, что с нефтяниками  не подписано никаких документов, а они выполняют социальный заказ. А тем временем в стране не хватает  ресурсов, потому что при таких  замороженных ценах неоткуда везти  бензин. Белоруссия готова поставлять бензин, но цены должны быть другими. Таким  образом, невозможно решить задачу повышения  акцизов без повышения цен.10

С вступлением в ВТО Россия вынуждена  понизить заградительные пошлины на импорт автомобилей. Чтобы компенсировать снижение пошлин и защитить отечественного производителя, с 1 сентября вступил  в силу новый налог на ввоз машин  — так называемый утилизационный сбор. Ставки утилизационного сбора  должны защитить российский рынок от «автохлама». Налог состоит из базовой  ставки (для легковых автомобилей  она составляет 20 000 рублей, для коммерческих — 150 000 рублей), которая умножается на повышающий коэффициент, зависящий  от возраста автомобиля и объема двигателя (у легковых машин), тоннажа (у грузовиков и фургонов) и длины (у автобусов). Спецтехника также облагается повышенным коэффициентом. Как сообщается, для покупателей новых легковых машин ничего не изменится. Снижение пошлин, которое будет ощутимым с 2018 года (ставка составит 15% вместо нынешних 25%), полностью нивелирует утилизационный сбор и инфляция. Автомобили по-прежнему будет выгоднее собирать в России, нежели ввозить их из-за рубежа. Несмотря на это, сейчас многие модели, купленные на европейском рынке, обойдутся дешевле, чем, если бы они приобретались в России.

         Делая выводы из всего вышесказанного, можно сказать, что в нашей  стране как всегда не все  так просто. Повышая ставки на  различные акцизы, тем самым, получая,  первое время, высокие доходы  в бюджет, но потом, собирательность  налогов резко снижается из-за  нелегальных продаж, либо теневой  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития акцизов  в системе таможенных платежей

Сложившаяся на сегодня в России система акцизного  налогообложения характеризуется  громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует  больших расходов по налоговому администрированию  со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев  приводит к искажению объекта  акцизного налогообложения, порождает  массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.

В ряде случаев  применяемая система акцизного  налогообложения допускает неоднократное  взимание налога с одного и того же объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая обоснованность действующего перечня подакцизной  продукции, политика формирования ставок.

Проблемам совершенствования действующего механизма  исчисления и взимания акцизов уделяется  значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях  периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных  и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного  механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.

Произошедшая  «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее этому  законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое  было им присуще в конце XIX – начале XX века. Назначение акцизов сегодня  заключается, в первую очередь, в  целенаправленном регулировании отдельных  сфер общественной жизни.

В настоящее  время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения акцизами. Это – взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

Структуру (перечень) подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового  регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное  закрепление исчерпывающего перечня  подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими  товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения  в отношении акцизов: предмет  налогообложения – это подакцизные  товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения – операции с этими товарами. То есть, при  установлении акцизов предмет налогообложения  – признак «фактического характера» – получил непосредственное правовое закрепление.

В условиях объективно необходимой регламентации  отдельных вопросов, связанных с  исчислением и взиманием акцизов, подзаконными нормативными актами, органам  исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно  законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых  законов, что нередко является предметом  судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые  в результате разрешения налоговых  споров, формируют правовые ориентиры во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности .

К сожалению, теоретические и практические аспекты  воздействия акцизного налогообложения  на развитие сферы производства и  потребления тех или иных товаров, вопросы повышения регулирующего  значения косвенного налогообложения  остаются до настоящего времени слабо  разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного  налогообложения, возможности использования  альтернативных вариантов налогообложения  товаров, включенных в настоящее  время в перечень подакцизных, в  связи с чем рекомендации современных  экономистов по совершенствованию  системы налогообложения подчас носят противоречивый и дискуссионный  характер.

Все это  делает актуальной проблему изучения экономической обоснованности и  эффективности применения действующего в РФ механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков  с целью выявления направлений  его совершенствования.

Информация о работе Перспективы развития акцизов в системе таможенных платежей