Понятие таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разглядеть и сделать анализ таможенных тарифов и тенденций развития.
На основании цели в работе установлены следующие задачи:
- сделать анализ понятия и составляющих элементов таможенных тарифов;
- обнаружить функции таможенного тарифа
- рассмотреть способы и виды формирования таможенных тарифов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие таможенного тарифа, его структура
Признаки и понятие таможенного тарифа
Структура таможенного тарифа.

Глава 2. Виды таможенного тарифа
2.1. Классификация таможенного тарифа
2.2. Особенности таможенного тарифа зарубежных стран

Глава 3.Таможенныц тариф – инструмент таможенного-тарифного регулирования
3.1.Таможенный тариф как классический инструмент таможенно-тарифного регулирования.
3.2.Организационная система таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации и таможенном союзе

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kasimova_kursach.docx

— 63.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды таможенного тарифа

2.1. Классификация  таможенного тарифа

Таможенные  тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

В настоящее время по структуре ставок таможенный тариф делится на простой(одноколонный) и сложный(двух- и многоколонный)

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и  поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке, так как он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким способом к своему рынку, дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Обычно более высокая, практически максимальная  автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется режим наибольшего благоприятствования (далее РНБ). Более низкая договорная(конвенционная)ставка пошлин часто она минимальная. Устанавливается на основе согласований, проведенных в результате раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, и распространяются на товары тех стран, которым предоставлен   РНБ.

Так например, в таможенном тарифе ЕС минимальные  ставки пошлин в рамках режима наибольшего благоприятствования относятся ко всем товарам, ввозимым из стран – членов ВТО, а также из тех стран, с которыми есть соглашения ЕС о действии данного режима. Их размер в 1,5-2 раза меньше автономных ставок таможенных пошлин, а средний уровень не превышает 5.4%

  Автономный  – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими государствами или союзами других государств. Особенности:    

1) решение об отводе и вводе  принимается государством самостоятельно в соответствии с теми полномочиями, которыми государство обладает как носитель таможенного суверенитета;     

2) правовая база такого тарифа  – исключительно национальные  нормативно-правовые документы;    

3) государство в этом случае  присоединяется к международным  соглашениям по вопросам предоставления  тарифных преференций и другим  проблемам тарифного регулирования;     

4) решение о введении каких-либо  ставок или видов пошлин принимают  уполномоченные органы государства  без каких-либо консультаций с  уполномоченными органами стран-внешнеторговых партнеров;    

5) такой тариф часто являлся  способом реализации внешнеторговой политики – протекционизма в области внешней торговли;    

6) этот тариф часто применялся  в условиях недостаточной открытости национальной экономики отдельных стран, которые характеризовались реализацией курса на эк. замкнутость или закрытость.     

Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза[9].    

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит:    

1) обычно известную информацию  собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы  измерения, одна или несколько  ставок ввозных или вывозных  пошлин);    

2) может содержать ставки сезонных  пошлин (только на товары сезонного  характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены  антидемпинговые, компенсационные  или специальные пошлины;    

3) может быть указано наличие  или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени.    

Запретительный  таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины.  Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая  средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин[9].     

 Использование этого тарифа уменьшает  ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая  конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.

Таможенный тариф имеет определенный принцип построения и воздействия на разнонаправленные внешнеторговые потоки- как импортные, так и экспортные – за счет использования соответствующих тарифов. Хотя в международной практике, как известно, используются преимущественно импортные таможенные тарифы, в то время как экспортные во многих странах запрещены национальным законодательством(например в США).

Импортный таможенный тариф как активный инструмент государственного регламентирования внешнеторговых операций применяются во всех развитых странах, охватывая 2/3 их внешнеторгового оборота. К тому же они оказывают влияния на систему формирования цен и структуру товарного предложения и потребления на внутреннем рынке, на конкурентоспособность национальных компаний, а также на стимулирование процессов развития импортозамещающего производства и прогрессивных технологических и структурных изменений . Во многих странах импортный таможенный тариф используется в качестве инструмента строгого государственного контроля за прохождением внешнеторговых грузов через таможенную границу. При таком  подходе , даже не смотря на сравнительно невысокие ставки таможенных пошлин, ввозимые товары подвергаются тщательной идентификации и количественному контролю при их таможенном оформлении, включая контроль за таможенной стоимостью.

Что касается экспортных таможенных тарифов, то чаще всего они служат фискальным целям государства, оказывая при этом отрицательное влияние на конкурентоспособность национальной экспортируемой продукции за счет возрастания экспортной цены . К тому же применение экспортных тарифов чревато подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и экономику в целом и другим неблагоприятными последствиями.

Тарный  таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.    

Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.  

 

2.2.Особенности таможенных тарифов зарубежных стран.     

Существуют  два основных вида таможенной политики государства, отражающих общие подходы  к международной торговле - протекционизм  и "свободная торговля". Протекционизм  предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью[5].     

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам  отдельных стран, их можно разделить  на следующие группы:     

- Тарифы промышленно развитые государств;      

- Тарифы развивающихся стран.     

Таможенные  тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство.     

Таможенные  тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.      

Ограничительная функция таможенных тарифов в  основном реализуется посредством  сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.      

Наиболее  часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные  категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.     

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах  используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.     

Характерной особенностью таможенных тарифов стран  Запада является то, что все они  основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.[5]     

Информация о работе Понятие таможенного тарифа