Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:47, отчет по практике
На российском рынке реализуются значительные объемы контрафактной продукции импортного и отечественного производства. По последним экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в т.ч. на носителях - CD-, DVD-дисках, подделываются на 70 - 80%; алкоголь, одежда, обувь - на 30 - 40%; чай, кофе, готовые продовольственные изделия - на 30%; текстильные изделия - на 25%, медикаменты и парфюмерия - на 10 - 15%, а табачные изделия - на 1 - 2%
Введение………………………….……………………………………….…..…..3
Глава 1. Понятие и классификация контрафакта………………….……..…...4
Глава 2. Исследование практических мер, применяемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции.………………….…8
Глава 3. Меры, применяемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных………………………...…16
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..26
ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на стадии таможенного оформления поставки.
Анализ норм таможенного
законодательства показывает, что основной
мерой защиты прав интеллектуальной
собственности таможенными
Так, если при таможенном
оформлении товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности, включенные
в любой из реестров, обнаруживаются
признаки нарушения прав интеллектуальной
собственности, выпуск таких товаров
приостанавливается на 10 рабочих дней.
Данный срок может продлеваться не
более чем еще на 10 дней, но только
по запросу правообладателя (его
представителя). Исчисление срока действия
решения о приостановлении
Указанные сроки нужны правообладателю для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель (его представитель) вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать и даже получить его образец.
Товары, в отношении которых
принято решение о
В этом случае решение таможенного
органа о приостановлении выпуска
товаров подлежит отмене. Кроме того,
решение о приостановлении
- в таможенный орган
поступило заявление
- объект интеллектуальной
собственности исключен из
Отмена решения о
После отмены решения о
приостановлении выпуска
По истечении срока
приостановления выпуска
Так, если по истечении срока
приостановления выпуска
Выпуск таких товаров
возобновляется и производится в
установленном порядке. Если после
изъятия или ареста товары не будут
конфискованы или уничтожены в соответствии
с действующим
Если правообладатель подтверждает, что товары контрафактные, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров на территорию РФ в целях введения их в гражданский оборот является административным правонарушением (ст. 14.10 КоАП РФ). Аналогичная норма содержится в КоАП Казахстана (ст. 145). Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в ТРОИС или ЕТРОИС.
Если правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры, защита ему будет предоставлена только в России и Казахстане.
Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (права действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Беларуси не предусмотрено.
По процедуре ex-oficio таможенные органы РФ вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до 7 рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане - на срок до 3 рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.
В остальном порядок
Но есть важная особенность - в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд, он должен включить его в таможенный реестр.
Таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки:
- к гражданам, ввозящим товары (даже если те обладают признаками контрафактности) для личных нужд;
- международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;
- дипломатическим работникам.
Кроме того, ч. 2 ст. 328 ТК ТС запрещает проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.
В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств, одним из которых является заявление правообладателя.
Однако российские арбитражные суды критично относятся к таким документам, считая правообладателя заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимые доказательства.
В связи с этим следует прибегать к иным доказательствам:
- заключению патентного поверенного;
- экспертному заключению таможенной лаборатории и т.д.
Наиболее распространенной
мерой ответственности, применяемой
к изготовителям и
- товар должен быть
помещен под таможенную
- правонарушение должно
быть оконченным, то есть декларантом
должна быть подана таможенная
декларация, необходимая для помещения
товаров под таможенную
Такие действия, как приобретение контрафактного товара, независимо от цели приобретения, а также его хранение или перевозка без цели введения в гражданский оборот на территории РФ, не образуют состава рассматриваемого правонарушения.
Субъектом данного правонарушения является любое лицо, которое занимается реализацией контрафактного товара, а также любое лицо, которое ввозит его для введения в гражданский оборот.
Вина считается доказанной, если лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в России и (или) осуществляет ли он такое использование на законных основаниях.
В России с правонарушителя
может быть взыскан штраф в
размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а
контрафактная продукция
Лица, причинившие крупный
ущерб правообладателям объектов интеллектуальной
собственности и средств
Кроме того, за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена (ст. 1253 ГК РФ).
Таким образом, правовые инструменты для защиты брендовой продукции от контрафакта на территории ТС в значительной мере уже созданы.
ГЛАВА 3 МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ТОВАРОВ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ КОНТРАФАКТНЫХ
В целях обеспечения защиты
прав интеллектуальной собственности
и пресечения незаконного оборота
через таможенную границу Российской
Федерации товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности, правообладатель
вправе подать заявление о принятии
мер, связанных с приостановлением
выпуска только тех товаров, которые
содержат объекты авторского права,
смежных прав, товарные знаки, знаки
обслуживания, наименования мест происхождения
товаров и в отношении которых
у правообладателя имеются
Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя.
Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Вопросы таможенной защиты брендов регламентированы гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также национальными таможенными законами России , Казахстана и Белоруссии, которыми в т. ч. охвачены вопросы:
приостановления таможенного оформления контрафактных товаров;
особенности ведения национальных таможенных реестров товарных знаков и др.
Процедуре регистрации товарных
знаков в Едином таможенном реестре
товарных знаков посвящено Соглашение
о Едином таможенном реестре объектов
интеллектуальной собственности государств-
Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. было ратифицировано Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2011 г. В соответствии с указанным Соглашением три государства приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (далее – ЕЭП).
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
Необходимо помнить, что не только государственные органы ответственны за борьбу с контрафактной продукцией, но и правообладатели должны содействовать этому. Как показала практика, только эффективное взаимодействие между государством и владельцами брендов способно давать ощутимые результаты в борьбе с контрафактом. Правовые механизмы для такого взаимодействия созданы и научиться пользоваться ими должен сам правообладатель.
Прежде всего, необходимо внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Данный реестр также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках поддельной продукции. Из ТРОИС также можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. Крайне важно своевременно актуализировать информацию в реестре. И это задача правообладателя.
Таможенные реестры товарных знаков существуют и в России, и в Казахстане, и в Белоруссии.
Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее – ЕТРОИС). Единый реестр имеет прямое действие сразу в трех странах Таможенного союза. На данный момент ЕТРОИС ведет ФТС России.
ТРОИС и ЕТРОИС выполняют не только информационную функцию, но и помогают таможенникам выявлять контрафакт на стадии таможенного оформления поставки.
Приостановление таможенного оформления
Процедура приостановления таможенного оформления (или, согласно легальному определению, содержащемуся в ст. 331 ТК ТС, «приостановление выпуска») товаров, которые имеют признаки контрафактных , определена ст. 331–333 ТК ТС и поэтому одинакова на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Таможенное оформление может
быть задержано на 10 рабочих дней.
Решение об этом принимает таможенный
орган самостоятельно в письменной
форме. Затем таможенный инспектор
обязан сообщить об этом как владельцу
товарного знака (или чаще всего
его российскому представителю)