Практика мер принимаемых там органами при выявлении товаров обладающих признаками контрафактных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:47, отчет по практике

Описание работы

На российском рынке реализуются значительные объемы контрафактной продукции импортного и отечественного производства. По последним экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в т.ч. на носителях - CD-, DVD-дисках, подделываются на 70 - 80%; алкоголь, одежда, обувь - на 30 - 40%; чай, кофе, готовые продовольственные изделия - на 30%; текстильные изделия - на 25%, медикаменты и парфюмерия - на 10 - 15%, а табачные изделия - на 1 - 2%

Содержание работы

Введение………………………….……………………………………….…..…..3
Глава 1. Понятие и классификация контрафакта………………….……..…...4
Глава 2. Исследование практических мер, применяемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции.………………….…8
Глава 3. Меры, применяемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных………………………...…16
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

контрафактная продукция. практика.docx

— 62.41 Кб (Скачать файл)

Эти сроки необходимы правообладателю  для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному  оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель или  его представитель вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать его и даже получить образец товара.

Если правообладатель  подтверждает, что товары являются контрафактными, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров  в Российскую Федерацию с целью  введения их в гражданский оборот квалифицируется как административное правонарушение по ст. 14.10 КоАП РФ. Аналогичная  норма содержится в КоАП Республики Казахстан – ст. 145 «Незаконное  использование чужого товарного  знака».

Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен  в таможенный реестр – ТРОИС или  ЕТРОИС.

Но, предположим, что правообладатель  не успел предпринять действия по включению товарного знака в  указанные реестры. Будет ли предоставлена  ему защита в этом случае? В России и Казахстане – да, в Белоруссии – нет. Это связано с тем, что  в соответствии с законодательством  РФ и РК их таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (право действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый в России и Казахстане товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Белоруссии не предусмотрено.

По праву ex-oficio таможенные органы в Российской Федерации вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до семи рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане – на срок до трех рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.

В остальном порядок приостановления  выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от обычной процедуры, применяемой к зарегистрированным в таможенном реестре товарным знакам. Но есть важная особенность – в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд таможенными средствами, то он должен включить его в таможенный реестр.

Важно отметить, что таможенные органы не вправе предъявлять претензии  по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки к:

гражданам, ввозящим товары (даже, если те обладают признаками контрафактных) для личных целей;

международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;

к дипломатическим работникам.

Не так давно (до июля 2010 г., т. е. до вступления в силу ТК ТС) большие  споры вызывал вопрос: вправе ли таможня проверять транзитные грузы  на предмет наличия контрафактных  товаров? Ответ на него заинтересованные стороны пытались найти и в  судах.

Так, арбитражные суды Северо-Кавказского  округа, рассматривая заявление Новороссийской таможни в защиту товарных знаков Nissan и Subaru, отказали в привлечении транспортной компании к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. Согласно обстоятельствам дела товар был задержан таможней на стадии таможенного транзита.

В то же время были и решения  арбитражных судов о привлечении  к ответственности транспортных компаний, перевозивших грузы по процедуре  таможенного транзита.

В настоящее время ТК ТС (ч. 2 ст. 328) поставил точку в этих спорах и запретил проверять на предмет  контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.

Доказывание контрафакта

В зависимости от сложности  дела возможно использование комплекса  доказательств. По нашему мнению, никто  лучше правообладателя не определит, является ли ввезенный товар подделкой  или нет. Поэтому одним из доказательств  является мнение самого правообладателя, которое может быть выражено в  форме заявления, заключения специалиста  и т. д. Однако российские арбитражные  суды критично относятся к документам, исходящим от правообладателя, считая его заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимое доказательство.

К примеру, прокурор в г. Зеленограде  обратился в арбитражный суд  с заявлением о привлечении индивидуального  предпринимателя к ответственности  за продажу контрафактной продукции  с товарным знаком Chanel. Однако суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку проведение сравнительного исследования товара, маркированного товарным знаком Chanel, было проведено представителем его правообладателя, т. е. заинтересованным лицом .

В связи с этим следует  прибегать также к иным доказательствам:

заключение патентного поверенного;

экспертное заключение таможенной лаборатории и др.

Хорошим доказательством  сходства до степени смешения между  оригинальным товаром и подделкой, между товарным знаком и его имитацией  является опрос общественного мнения. Но опрос должен быть проведен по всем правилам: выборка опрашиваемых должна быть репрезентативной.

Для таможенных органов собрать  некоторые из доказательств весьма затруднительно. Поэтому правообладатель  должен всячески помогать таможне в  подготовке серьезной доказательственной базы.

Иные органы, уполномоченные вести борьбу с распространением контрафакта

В России на борьбу с распространением контрафактной продукции уполномочены не только таможенные органы, но и полиция, антимонопольные органы, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее:

таможенные органы контролируют импортные товары;

остальные государственные  органы – товары внутреннего производства.

В практике имели место  случаи, когда таможенные органы проводили  проверки на внутреннем рынке и возбуждали административные дела по фактам продажи  контрафактной продукции. Арбитражные  суды, рассматривая подобные дела, обращали внимание на то, что таможенные органы выходят за пределы своих полномочий, которые ограничиваются товарами, находящимися или находившимися под таможенным контролем. Аналогичную позицию  занял и ВАС РФ .

На территории Белоруссии распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, в Казахстане меры ответственности  за ввоз и реализацию контрафактной  продукции применяет финансовая полиция.

Ответственность за распространение  контрафактной продукции

Наиболее распространенная мера ответственности, применяемая  в РФ к изготовителям и распространителям  контрафактной продукции, – ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование  чужого товарного знака».

Пересылка контрафактных  товаров по почте – проблема международного значения. Правообладатели большинства  стран мира отмечают, что существенная доля контрафакта поступает в  международных почтовых отправлениях. Основными причинами роста количества пересылаемых в МПО контрафактных  товаров являются развитие рынка  Интернет-торговли, а также существующие весовые и стоимостные квоты  беспошлинного ввоза товаров  в МПО.

Товары, запрещенные к  пересылке актами Всемирного почтового  союза, являются запрещенными к ввозу  на территорию Таможенного союза  физическими лицами, в том числе, для личного пользования. Это  определено Соглашением между Правительствами  Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 июня 2010 года, регламентирующим вопросы  перемещения товаров для личного  пользования.

Создание в ноябре 2011 года в структуре Пулковской таможни  Почтового таможенного поста  инициировало возникновение нового направления работы – выявление и пресечение ввоза контрафактной продукции в МПО. Отделом торговых ограничений разработан и реализуется во взаимодействии с Почтовым таможенным постом алгоритм выявления и пресечения ввоза контрафактных товаров. Наиболее острым остается вопрос выявления в МПО товаров с признаками контрафактности в условиях ограниченных временных ресурсов. В целях повышения эффективности таможенного контроля МПО, в том числе минимизации временных затрат, формируется статистика перемещений в МПО контрафактных товаров, определены страны группы риска, из которых наиболее часто осуществляются отправки МПО с такого рода товарами.

Всего в 2012 году Пулковской таможне удалось предотвратить  ввоз в МПО более 1,5 тысяч единиц продукции с признаками контрафактности, в числе которых наклейки, ярлыки, обувь, одежда, различные аксессуары, чехлы для телефонов, инструкции, упаковочные пакеты, коробки, футляры. По выявленным фактам ввоза в МПО контрафактных товаров возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 14.10 КоАП России.

Выявление в МПО контрафактной  продукции, предотвращение ее ввоза  и недопущение введения в гражданский  оборот на территории Российской Федерации  имеет большое значение, поскольку  обеспечивает решение возложенной  на таможенные органы задачи по обеспечению  защиты прав интеллектуальной собственности, а также позволяет исключить  сложившееся представление о  МПО, как удобном способе перемещения  контрафакта.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важная роль для предотвращения ввоза контрафакта отводится  тесному взаимодействию таможенных органов с правообладателями  и их уполномоченными представителями, так как именно они обладают полной информацией о ввозимой ими продукции  на территорию России. Постоянно растущий список товарных знаков, вносимых в  таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и ежегодно увеличивающееся  количество выявленных контрафактных  товаров, внесенных в него, являются подтверждением необходимости данного  сотрудничества.

Российские таможенные органы в 2012 году выявили 19,1 миллиона единиц контрафактной  продукции, что более чем в  два раза превышает показатель 2011 года, сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС).

"В результате выявленных  случаев перемещения товаров  с признаками нарушения прав  интеллектуальной собственности  предотвращен ущерб, который мог  бы быть нанесен правообладателям, на сумму 2,3 миллиарда рублей", - говорится в сообщении ФТС.

Для сравнения: в 2011 году ФТС  выявила 9,3 миллиона единиц контрафактной  продукции и предотвратила ущерб  на 1,7 миллиарда рублей. Всего с 2007 года выявлено 68,5 миллиона единиц продукции. Предметами правонарушений чаще всего  являются одежда, обувь, алкогольная  продукция, кондитерские изделия.

ФТС России на основании  заявлений правообладателей ведет  реестр объектов интеллектуальной собственности  для предотвращения ввоза на территорию Таможенного союза контрафактной  продукции. По состоянию на конец 2012 года в реестре содержится 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям, из них 2568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.

За три квартала 2012 года таможенными органами было возбуждено 773 дела об административных правонарушениях, в том числе 757 дел – за незаконное использование товарного знака и 16 дел – по фактам нарушения авторских и смежных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ИА «БИЗНЕС-ТАСС» 09.01.13г.
  2. Статья: Контрафакт таможню не пройдет! (Сухаренко А.) ("ЭЖ-Юрист", 2013, N 9)
  3. Статья: Противодействие обороту контрафактной продукции на территории Таможенного союза
  4. Статья 1252. Защита исключительных прав
  5. Приказ ФТС России от 10.04.2013 N 691
  6. "О внесении изменений в Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный приказом ФТС России от 25 марта 2011 г. N 626"
  7. "Право интеллектуальной собственности: Учебник" (Судариков С.А.) ("Проспект", 2010)
  8. Статья: Контрафакт и пиратство: вопросы теории и практики (Пирогова В.) ("ИС. Авторское право и смежные права", 2010, N 12)

 


Информация о работе Практика мер принимаемых там органами при выявлении товаров обладающих признаками контрафактных