Правовая природа таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить цели, объекты методы проведения экспертизы в таможенном деле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1 Методы экспертизы………………………………………………………..……4
1.1 Экспертиза и её виды…………………………………………………..4
1.2 Предмет и объекты экспертизы……………………………………….8
1.3 Таможенная экспертиза и методы её проведения…………………...9
1.4 Вопросы, решаемые при проведение экспертизы………………….12
2 Порядок проведения экспертизы……………………………………..……….18
2.1 Порядок проведения экспертизы……………………………………..18
2.2 Экспертизы и исследования продовольственных товаров при осуществлении таможенного контроля ……………………………………...20
2.3 Заключение эксперта…………………………………………………..23
3 Правовая природа таможенной экспертизы………………………..………..26
3.1 Основание ее назначение и проведения при осуществлении таможенного контроля ……………………………………………………………26
3.2 Правовой статус эксперта……………………………………………..27
3.3 Правовой статус декларанта, иных лиц обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы……………………………..……………28
Заключение……………………………………………………………………..….30
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экспертизы в тд.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)
  1. Порядок проведение экспертиз

 

2.1 Порядок проведения экспертизы

 

Основанием для назначения экспертизы является необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов, при осуществлении таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК России, ст. 195 УПК России, ст. 26.4 КоАП России)[5]. Экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном УПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно – экспертной деятельности»[4].

При проведении таможенной экспертизы эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы и при определении качества товара с учетом требований, содержащихся в контрактных (договорных) условиях,  выбирать:

  • Вид проверки

Выборочная проверка - когда решение принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок. Проверка качества товара этим способом с распространением результатов экспертизы на всю партию допускается в случаях, предусмотренных контрактными (договорными) условиями или требованиями нормативно-технической документации. Сплошная - проверка каждой единицы продукции в партии;

  • Метод проверки (органолептический, измерительный, инструментальный);
  • Вид испытаний: разрушающий (с использованием методов контроля, при котором может быть нарушена пригодность объекта к применению); неразрушающий (с использованием неразрушающих методов контроля, при которых не должна быть нарушена пригодность объекта к применению);
  • Условия и место проведения испытаний.

Эксперт в праве требовать от администрации лаборатории обеспечения необходимых условий для работы. Лабораторные испытания проводятся в случае, если контрактными (договорными) условиями и (или) требованиями нормативно-технической документации качество регламентируется физико-химическими, физико-механическими, медико-биологическими и другими показателями, определяемыми с помощью лабораторных испытаний. Для их проведения отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки (количество образцов, масса или мера проб), способы упаковки и хранения отобранных образцов (проб) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

Отобранные образцы (пробы) эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов (проб), номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов (проб) к предъявленной на экспертизу партии. Образец (проба) должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.

В обязательном порядке оформляется акт отбора образцов (проб), который вместе с отобранным образцом (пробой), эксперт передаёт заказчику экспертизы для отправки на испытание или хранение в качестве арбитражного образца (пробы)[1]. По результатам проведенного осмотра эксперт оформляет акт осмотра согласно образцам, приведенным в приложении N 4 к письму ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167 (образцы N N 1 - 9). Акт осмотра подписывается экспертом, должностным лицом таможенного органа. Акт осмотра хранится с материалами экспертизы[2].

Первоначально эксперт проверяет соответствие маркировки нанесенной на продукцию установленным ГОСТом требованиям, а затем если не выявлено нарушений по нанесению маркировки преступает к органолептическим, физико-химическим испытаниям.

Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении  обнаруженных дефектов и, когда это возможно, причине их возникновения, определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требования нормативно-технической документации и (или) условиям контракта (договора), экспертом ставится: на потребительские товары (при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделия) личный штамп; на оборудование и изделия из металла – личное клеймо.

Если были нарушены условия транспортировки и (или) хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки[5].

 

2.2 Экспертизы и исследования продовольственных товаров при осуществление таможенного контроля

 

Экспертиза продовольственных товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении них, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта[7].

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

  • сроков временного хранения (ст.103 ТК), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
  • шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
  • одного года в иных случаях (ст.378 ТК)[10].

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим экспертам либо организации[6].

Эксперт вправе:

  • ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
  • делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
  • обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
  • Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством[3].

Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщение о невозможности дать заключение.

При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:

  • мотивированно заявлять отвод эксперту;
  • заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;
  • заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
  • присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • брать пробы и образцы товаров (ст. 383 ТК);
  • знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;
  • ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. Порядок взятия проб и образцов регламентирован ст.383 ТК.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в т. ч. при применении технических средств.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе[1].

Специалист вправе:

  • знакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
  • с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;
  • знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

  • участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость[1].

 

2.3 Заключение эксперта

 

Заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход исследований, проведенных экспертом. В заключении эксперта указывается:

  • дата, время и место производства экспертизы;
  • основание производства экспертизы;
  • должностное лицо, назначивший экспертизу;
  • сведения о предупреждении эксперта об ответственности;
  • сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя, отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;
  • объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • исследовательская часть, с указанием примененных методик;
  • выводы эксперта (экспертов) по поставленным вопросам и их обоснование.

Заключение эксперта состоит из трёх частей – вводной, исследовательской и выводов. Иногда выделяется ещё четвёртая часть (или раздел)- синтезирующая[4,5].

 Во вводной части указывается номер и наименование дела, по которому назначена экспертиза, даётся краткое изложение обстоятельств, обусловивших назначение экспертизы (фактическое основание), приводятся:

  • номер и наименование экспертизы;
  • сведения об органе, назначившем экспертизу;
  • правовое основание проведения экспертизы;
  • дата поступления товара на экспертизу и дата подписания заключения;
  • сведения об экспертизе или экспертах;
  • способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых объектов;
  • вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

Вопросы приводятся экспертом в той формулировке, в какой они даны в определении (постановлении) о назначении экспертизы. Изменение формулировок не допускается.

В случае если эксперт считает, что некоторые вопросы выходят (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении либо согласует изменение формулировок. Изменение формулировок вопросов должностным лицом, вынесшим постановление (определение) в процессе проведения экспертизы допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению).

В исследовательской части излагаются процесс экспертного исследования и его результаты, и даётся научное объяснение установленных фактов. Здесь, в частности, должны быть указаны состояние объектов исследования, методы исследования и технические условия их применения, ссылка на справочно-нормативные материалы и литературные источники.

Исследование описывается обычно в соответствии со схемой проведения исследования.

В синтезирующей части (разделе) заключения даются общая суммарная оценка результатов проведённого исследования и обоснование выводов, к которым пришёл эксперт.

Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой проведены исследования.

Выводы должны быть изложены четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Выводы, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Информация о работе Правовая природа таможенной экспертизы