Правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования служебной дисциплины в системе государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.
Поставленная цель определила следующие взаимообусловленные задачи:
- исследовать действующие правовые нормы для выявления проблем правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах;
- проанализировать особенности правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах;
- определить основные направления совершенствования правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…... 3
Глава 1 Правовое регулирование служебной дисциплины в системе
государственной таможенной службы……………………………………..…………..….6
1.1 Понятие и сущность служебной дисциплины…………………….…..……….6
1.2 Правовое регулирование служебной дисциплины в системе
государственной таможенной службы…………….……………………………...11
Глава 2 Применение норм законодательства РФ, обеспечивающих правовое
регулирование служебной дисциплины в системе государственной
таможенной службы ..…….………………………………..……………………......…... 19
2.1 Сравнительный анализ правового регулирования служебной
дисциплины сотрудников таможенных органов и государственных
гражданских служащих таможенных органов……………………………………19
2.2 Соблюдение норм законодательства РФ, обеспечивающих правовое
регулирование служебной дисциплины в системе государственной
таможенной службы (на примере Северо – Западного таможенного
управления)..…………………….…..……………………………………..…….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..……..………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……………34

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

Важную роль в регулировании служебной дисциплины играет ФЗ №114-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Данный нормативно правовой акт состоит из девяти глав каждая из которых несет в себе положения регулирующие службу в таможенных органах. Данный закон устанавливает порядок поступления на службу, порядок присвоения специальных званий, условия службы и прекращение службы в таможенных органах.

При анализе, все вышеперечисленные нормативно – правовые акты, регулирующие служебную дисциплину в системе государственной таможенной службе, стали еще одной ступенью в повышении профессиональной компетентности и честности, культуры делового общения в таможенной сфере, что, в свою очередь, способствует росту доверия к таможенным органам со стороны общества.

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1 Сравнительный анализ правового регулирования служебной дисциплины сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих таможенных органов

Исторические корни российской государственной службы, а также традиционная близость правовых систем России, Германии и Франции, служат аргументами в пользу положения о том, что для нашей страны наиболее оптимален вариант системы государственной службы континентального образца6 (стабильность государственной службы, высокий социальный статус государственного служащего, сложная процедура увольнения) и отдельные элементы англосаксонской модели (открытость государственной службы, внедрение конкурсного механизма подбора кадров). Такое сочетание позволило бы сохранить элементы преемственности и стабильности российской государственной службы7.

Служба в таможенных органах  является разновидностью государственной  службы граждан Российской Федерации. Вместе с тем она имеет ряд  особенностей. Основными из них являются: систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций по реализации полномочий в таможенной сфере; профессионализм, то есть осуществление деятельности на профессиональной основе лицами, замещающими должности государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела; финансирование этой деятельности (в том числе оплата труда лиц, её осуществляющих) из государственного бюджета Российской Федерации8

Государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом  Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Проведенный анализ показал, что под  государственной службой в таможенных органах России необходимо понимать профессиональную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями9.

Государственный служащий таможенных органов10 - это гражданин Российской Федерации, назначенный на должности государственной гражданской или правоохранительной службы и исполняющий за денежное содержание (денежное довольствие сотрудников), выплачиваемое из средств федерального бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

Государственный гражданский служащий таможенных органов имеет особый административно-правовой статус, поскольку для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. При этом административно-правовой статус лица определяется такими элементами, как: государственная должность, занимаемая должностным лицом; наличие классного чина и др.

Следует особо подчеркнуть, что  административно-правовой статус государственных служащих таможенных органов России представляет собой установленное и гарантированное государством особое положение государственного служащего, реализующего специфичные полномочия в рамках определенной должности государственной службы. Поэтому в системе государственной службы таможенных органов Российской Федерации складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный11.

Общий правовой статус устанавливается  Конституцией Российской Федерации и федеральным уровнем законодательства. Особенный отражает специфику служебной деятельности должностного лица в отдельных видах государственной службы. Специальный правовой статус определяется правовым положением таможенного органа России, его специализацией. Как правило, специальный правовой статус носит профессиональный характер, поскольку этот статус специфичен и предоставлен государственному служащему таможенного органа России для выполнения конкретных задач и функций, возложенных на таможенный орган. Индивидуальный правовой статус определяется должностной инструкцией лица по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус объединяет элементы общего, особенного и специального правовых статусов государственного служащего таможенного органа России12.

К основным составляющим административно-правового  статуса служащих таможенных органов  следует отнести и наличие  гражданства России, совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений и запретов, а также ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Государственные служащие таможенных органов подразделяются на две категории13: государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов, которые в силу специфичности реализуемых задач следует определить как государственные правоохранительные служащие, правовой статус которых регламентирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г.  № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

 Административно-правовой статус этих двух категорий государственных служащих имеет некоторую схожесть. Тем не менее, в силу определенной специфики, правовой статус государственных гражданских служащих отличается от правового статуса сотрудников таможенных органов России.

Как показывает практика, соотношение  должностей государственной гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации не равнозначно. Например, количество сотрудников таможенных органов в центральном аппарате ФТС России составляет около 44%, в целом по таможенным органам - более 28% от общего числа всех должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

Сотрудниками таможенных органов  являются граждане Российской Федерации, которые осуществляют государственную правоохранительную службу в таможенных органах.

Специфика правового статуса сотрудников таможенных органов России14, которая определяется тем, что:

- данный вид службы реализуется  в особых подразделениях таможенных  органов, в задачи которых входят: обеспечение собственной безопасности; борьба с контрабандой и другими  правонарушениями в области таможенного  дела;

- сотрудники при выполнении  возложенных на них функций  являются представителями власти; они вправе осуществлять контроль, применять меры государственного  принуждения, требовать от не  подчиненных им по службе лиц  определенного поведения;

- правоохранительная служба имеет  свою правовую базу, представленную  различными нормативными актами. Единого правового акта, регулирующего  общие вопросы ее организации  и прохождения не имеется, хотя  его принятие предусмотрено Федеральным  законом «О системе государственной  службы Российской Федерации»;

- для сотрудников таможенных  органов России определены особые  условия поступления на государственную  службу, прохождения и прекращения  службы;

- у сотрудников таможенных органов  России имеется своя система  специальных званий15. В основе ее формирования лежат воинские звания (лейтенант, старший лейтенант, капитан и т.д.), но к ним добавляются слова, характеризующие вид службы (лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы и т.д.). Специфичны у них и форма одежды, и знаки отличия.

Раскрывая содержание отличительных  особенностей административно-правового  статуса государственных гражданских  служащих16, необходимо указать, что в отличие от сотрудников таможенных органов они: 1) не имеют специальных званий таможенной службы, права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, жетонов с личными номерами17; 2) не выполняют функции, связанные с оперативно-розыскной деятельностью; 3) не принимают присягу сотрудников таможенной службы; 4) не проходят военно-врачебную экспертизу, государственную дактилоскопическую регистрацию и т.д.

Отличительной особенностью административно-правового  статуса гражданского служащего таможенных органов также является и то, что им присваиваются классные чины. Установленные должности государственных гражданских служащих таможенных органов относятся к группам младших, старших и ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы.

Следовательно, гражданским служащим таможенных органов присваиваются только классные чины секретаря, референта и советника соответственно 1, 2 или 3 класса.

На государственных гражданских  служащих таможенных органов не распространяются специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие служебные отношения сотрудников таможенных органов, включая Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарный устав таможенной службы России, а также законодательство о государственной правоохранительной службе Российской Федерации.

Анализ прав, принадлежащих сотрудникам  и государственным гражданским служащим таможенных органов, показал, что в целом они совпадают. Однако следует указать, что сотрудникам таможенных органов в силу специфики правоохранительной деятельности принадлежит право на применение физической силы, специальных средств и оружия18.

Основные права государственного гражданского служащего таможенных органов направлены на обеспечение  его деятельности, продвижение по службе, обеспечение собственного влияния  на процесс прохождения службы, социальное обеспечение. Основные его обязанности можно подразделить на группы. Это обязанности, направленные на: реализацию принципов государственной службы; поддержание и укрепление служебной дисциплины; предоставление гражданским служащим в таможенный орган информации о себе и своей семье.

Проведенный в исследовании сравнительный  анализ запретов, установленных для государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, позволяет констатировать, что большая часть данных требований совпадает, однако они более конкретизированы в рамках правового статуса гражданских служащих. Кроме того, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ввел ряд новых запретов: недопустимость публичных высказываний, суждений и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, и прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора19.

Целесообразным будет дополнительно установить запрет на гражданскую службу в случае наличия близкого родства или свойства не только с гражданскими служащими, но и с сотрудниками таможенных органов, а также определить порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших запреты, которые они обязаны соблюдать после прекращения службы.

Прохождение государственной службы в таможенных органах представляет собой длящийся процесс, который  начинается с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы и завершается прекращением службы. Государственная служба в таможенных органах регулируется комплексом нормативных актов, которые устанавливают механизм ее прохождения. При этом диссертант предлагает рассматривать прохождение государственной службы в таможенных органах России как систему и выделяет пять составляющих ее элементов. Первый - поступление на службу (заключение контракта, присвоение первого специального звания и принятие присяги). Второй - присвоение очередного специального звания и перемещение по службе. Третий - аттестация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Четвертый - применение в отношении сотрудника мер поощрения и взыскания. Пятый - прекращение службы в таможенных органах. При этом на различных этапах прохождения службы правовой статус сотрудника качественно изменяется, так как появляется комплекс специфических прав, обязанностей и гарантий.

Таким образом, следует отметить, что выявление общих проблем правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации позволяет определить основные направления по его усовершенствованию20, а также создать ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство России. Дальнейшее исследование этой важной и актуальной темы позволит более рационально использовать административный ресурс органов государственной власти21.

Информация о работе Правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы