Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 02:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования служебной дисциплины в системе государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.
Поставленная цель определила следующие взаимообусловленные задачи:
- исследовать действующие правовые нормы для выявления проблем правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах;
- проанализировать особенности правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах;
- определить основные направления совершенствования правового регулирования служебной дисциплины государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…... 3
Глава 1 Правовое регулирование служебной дисциплины в системе
государственной таможенной службы……………………………………..…………..….6
1.1 Понятие и сущность служебной дисциплины…………………….…..……….6
1.2 Правовое регулирование служебной дисциплины в системе
государственной таможенной службы…………….……………………………...11
Глава 2 Применение норм законодательства РФ, обеспечивающих правовое
регулирование служебной дисциплины в системе государственной
таможенной службы ..…….………………………………..……………………......…... 19
2.1 Сравнительный анализ правового регулирования служебной
дисциплины сотрудников таможенных органов и государственных
гражданских служащих таможенных органов……………………………………19
2.2 Соблюдение норм законодательства РФ, обеспечивающих правовое
регулирование служебной дисциплины в системе государственной
таможенной службы (на примере Северо – Западного таможенного
управления)..…………………….…..……………………………………..…….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..……..………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……………34
Важную роль в регулировании служебной дисциплины играет ФЗ №114-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Данный нормативно правовой акт состоит из девяти глав каждая из которых несет в себе положения регулирующие службу в таможенных органах. Данный закон устанавливает порядок поступления на службу, порядок присвоения специальных званий, условия службы и прекращение службы в таможенных органах.
При анализе, все вышеперечисленные нормативно – правовые акты, регулирующие служебную дисциплину в системе государственной таможенной службе, стали еще одной ступенью в повышении профессиональной компетентности и честности, культуры делового общения в таможенной сфере, что, в свою очередь, способствует росту доверия к таможенным органам со стороны общества.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Сравнительный анализ правового регулирования служебной дисциплины сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих таможенных органов
Исторические корни российской государственной службы, а также традиционная близость правовых систем России, Германии и Франции, служат аргументами в пользу положения о том, что для нашей страны наиболее оптимален вариант системы государственной службы континентального образца6 (стабильность государственной службы, высокий социальный статус государственного служащего, сложная процедура увольнения) и отдельные элементы англосаксонской модели (открытость государственной службы, внедрение конкурсного механизма подбора кадров). Такое сочетание позволило бы сохранить элементы преемственности и стабильности российской государственной службы7.
Служба в таможенных органах является разновидностью государственной службы граждан Российской Федерации. Вместе с тем она имеет ряд особенностей. Основными из них являются: систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций по реализации полномочий в таможенной сфере; профессионализм, то есть осуществление деятельности на профессиональной основе лицами, замещающими должности государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела; финансирование этой деятельности (в том числе оплата труда лиц, её осуществляющих) из государственного бюджета Российской Федерации8.
Государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Проведенный анализ показал, что под
государственной службой в
Государственный служащий таможенных органов10 - это гражданин Российской Федерации, назначенный на должности государственной гражданской или правоохранительной службы и исполняющий за денежное содержание (денежное довольствие сотрудников), выплачиваемое из средств федерального бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).
Государственный гражданский служащий таможенных органов имеет особый административно-правовой статус, поскольку для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. При этом административно-правовой статус лица определяется такими элементами, как: государственная должность, занимаемая должностным лицом; наличие классного чина и др.
Следует особо подчеркнуть, что административно-правовой статус государственных служащих таможенных органов России представляет собой установленное и гарантированное государством особое положение государственного служащего, реализующего специфичные полномочия в рамках определенной должности государственной службы. Поэтому в системе государственной службы таможенных органов Российской Федерации складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный11.
Общий правовой статус устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным уровнем законодательства. Особенный отражает специфику служебной деятельности должностного лица в отдельных видах государственной службы. Специальный правовой статус определяется правовым положением таможенного органа России, его специализацией. Как правило, специальный правовой статус носит профессиональный характер, поскольку этот статус специфичен и предоставлен государственному служащему таможенного органа России для выполнения конкретных задач и функций, возложенных на таможенный орган. Индивидуальный правовой статус определяется должностной инструкцией лица по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус объединяет элементы общего, особенного и специального правовых статусов государственного служащего таможенного органа России12.
К основным составляющим административно-правового статуса служащих таможенных органов следует отнести и наличие гражданства России, совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений и запретов, а также ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.
Государственные служащие таможенных органов подразделяются на две категории13: государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов, которые в силу специфичности реализуемых задач следует определить как государственные правоохранительные служащие, правовой статус которых регламентирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Административно-правовой статус этих двух категорий государственных служащих имеет некоторую схожесть. Тем не менее, в силу определенной специфики, правовой статус государственных гражданских служащих отличается от правового статуса сотрудников таможенных органов России.
Как показывает практика, соотношение должностей государственной гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации не равнозначно. Например, количество сотрудников таможенных органов в центральном аппарате ФТС России составляет около 44%, в целом по таможенным органам - более 28% от общего числа всех должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
Сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, которые осуществляют государственную правоохранительную службу в таможенных органах.
Специфика правового статуса сотрудников таможенных органов России14, которая определяется тем, что:
- данный вид службы реализуется
в особых подразделениях
- сотрудники при выполнении
возложенных на них функций
являются представителями
- правоохранительная служба
- для сотрудников таможенных
органов России определены
- у сотрудников таможенных
Раскрывая содержание отличительных
особенностей административно-правового
статуса государственных
Отличительной особенностью административно-правового статуса гражданского служащего таможенных органов также является и то, что им присваиваются классные чины. Установленные должности государственных гражданских служащих таможенных органов относятся к группам младших, старших и ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы.
Следовательно, гражданским служащим таможенных органов присваиваются только классные чины секретаря, референта и советника соответственно 1, 2 или 3 класса.
На государственных
Анализ прав, принадлежащих сотрудникам и государственным гражданским служащим таможенных органов, показал, что в целом они совпадают. Однако следует указать, что сотрудникам таможенных органов в силу специфики правоохранительной деятельности принадлежит право на применение физической силы, специальных средств и оружия18.
Основные права
Проведенный в исследовании сравнительный анализ запретов, установленных для государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, позволяет констатировать, что большая часть данных требований совпадает, однако они более конкретизированы в рамках правового статуса гражданских служащих. Кроме того, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ввел ряд новых запретов: недопустимость публичных высказываний, суждений и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, и прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора19.
Целесообразным будет дополнительно установить запрет на гражданскую службу в случае наличия близкого родства или свойства не только с гражданскими служащими, но и с сотрудниками таможенных органов, а также определить порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших запреты, которые они обязаны соблюдать после прекращения службы.
Прохождение государственной службы в таможенных органах представляет собой длящийся процесс, который начинается с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы и завершается прекращением службы. Государственная служба в таможенных органах регулируется комплексом нормативных актов, которые устанавливают механизм ее прохождения. При этом диссертант предлагает рассматривать прохождение государственной службы в таможенных органах России как систему и выделяет пять составляющих ее элементов. Первый - поступление на службу (заключение контракта, присвоение первого специального звания и принятие присяги). Второй - присвоение очередного специального звания и перемещение по службе. Третий - аттестация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Четвертый - применение в отношении сотрудника мер поощрения и взыскания. Пятый - прекращение службы в таможенных органах. При этом на различных этапах прохождения службы правовой статус сотрудника качественно изменяется, так как появляется комплекс специфических прав, обязанностей и гарантий.
Таким образом, следует отметить, что выявление общих проблем правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации позволяет определить основные направления по его усовершенствованию20, а также создать ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство России. Дальнейшее исследование этой важной и актуальной темы позволит более рационально использовать административный ресурс органов государственной власти21.