Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать систему тарифных преференций.
Задачами являются:
- рассмотрение исторического пути возникновения тарифных преференций;
- анализ нормативно-правовой базы, которая затрагивает общие положения о предоставлении тарифных преференций;
- изучение порядка предоставления преференций;
- исследование статистических данных по предоставлению преференций.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Основные положения о тарифе………………………………………..6
1.1.Тарифные и нетарифные методы таможенного регулирования……..6
1.2.История возникновения тарифных преференций……………………11
1.3.Правовая основа предоставления тарифных преференций……........14
Глава 2. Предоставление тарифных преференций в РФ…………….….…..16
2.1.Порядок предоставления тарифных преференций в РФ………….…16
2.2.Изучение структуры российского импорта из развивающихся и
наименее развитых стран……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………..……….27
Список литературы…..…………………………..…………………….…………30
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения3.
В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:
- ввозная (импортная) таможенная пошлина, которая устанавливается на ввозимые на таможенную территорию ТС товары;
- вывозная (экспортная) таможенная пошлина, которая устанавливается на ввозимые на таможенную территорию ТС товары.
С 1 января 2010г. тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.
Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.
1.2. История возникновения тарифных преференций
История возникновения таможенных преференций непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира.4 Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.
Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.
Так, например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференций в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году.
В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.
Ряд колоний (В их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.
Некоторые другие французские колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно или по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.
В 30-е годы Франция в дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно - преференциальный режим.
В начале 50-х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).
В середине 60-х годов
ряд молодых развивающихся
По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:
1. Невзаимными, т.е.
исключить ответные уступки
2. Эти преференции
не должны были носить
3. Преференции надлежало
ввести всем индустриально-
В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции нового типа, получившие известность под названием “Общей системы преференций”, были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.
Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары.
В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.
В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.
По соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.
В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках Общей системы преференций.
Данные мероприятия являлись предшествующими в отношении принятия РФ Закона «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г.
1.3.Правовая основа предоставления тарифных преференций.
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют в первую очередь Таможенный кодекс Таможенного союза по состоянию на 1 июля 2010г и Закон РФ « О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.
Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года определены принципы применения единого таможенного тарифного регулирования на территории государств-членов Таможенного союза. В том числе применение освобождения от уплаты таможенных пошлин, перечень категорий товаров, а также случаев их освобождения от уплаты таможенных пошлин.
В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол «О единой системе тарифных преференций»5, которая применяется с 1 января 2010г. В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:
- перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
- перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;
- перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
С 1 января 2010 года в государствах-членах Таможенного союза введена в действие единая система тарифных преференций Таможенного союза, которая унифицировала подходы к предоставлению тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
27 ноября 2009 года решением Межгоссовета ЕврАзЭС №18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"6 был утверждён перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, перечень наименее развитых стран- пользователей системой тарифных преференций Таможенного союза, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
С 1 июля 2010 года в государствах-членах ТС определение страны происхождения товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, осуществляется в соответствии с соглашением от 12 декабря 2008г. «О правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»7. Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:
- когда он полностью произведен в данной стране;
- когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.
В настоящее время вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами ТС, при их ввозе в РФ, регулируются главой Х ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ, Соглашением «О единых правилах определения страны происхождения товаров» от 25.01.2008г. и главой VII ТК ТС.
27 ноября 2009 года решением Межгоссовета ЕврАзЭС "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" №1308 было установлено применять единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18. Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Но важно отметить тот факт, что на данном перечни нормативно-правовая база регулирующая преференционную систему ТС не заканчивается, так как ежедневно вносятся поправки и дополнения к этим документам, а так же принимаются новые решения Комиссией ТС, примером может служить решение Комиссии ТС от 2 марта 2011 г. № 591 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении крошки и порошка из алмазов».
Глава 2. Особенности системы тарифных преференций в ТС
2.1. Порядок предоставления тарифных преференций
В первую очередь для применения тарифных преференций или в отказе предоставления таковых, необходимо определить страну происхождения товаров.
В настоящее время вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами ТС, при их ввозе в РФ, регулируются главой Х ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ, Соглашением «О единых правилах определения страны происхождения товаров» от 25.01.2008г. и главой VII ТК ТС.
Существуют правила
определения происхождения
- когда он полностью произведен в данной стране;
- когда он произведен в данной
стране с использованием
Следующие товары считаются полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим:
«- полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;
- продукция растительного
живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
- продукция, полученная в
- продукция, полученная в
- продукция морского
Информация о работе Преференциальная система РФ: динамика и перспективы развития