Проблемы и перспективы развития ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Таможенное регулирование в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД в России 4
1.1. Таможенно-тарифное регулирование 4
1.2. Таможенный союз и его принципы 9
1.3. Принципы государственного регулирования 16
Глава 2. Роль таможенных платежей в экономике России 23
2.1. Таможенные платежи и таможенная стоимость 24
2.2. Статистика таможенных платежей 28
Глава 3. Проблемы и перспективы развития ВЭД в России 34
3.1. Проблемы таможенного регулирования ВЭД в России 34
3.2. Перспективы развития таможенного регулирования ВЭД в России 36
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

таможенное регулирование ВЭД.doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 июля 2009 года вступил в силу  Таможенный кодекс Таможенного  союза, что знаменовал создание  единого таможенного пространства  России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской  конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

Таможенное регулирование в  таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров  через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в  таможенном союзе осуществляется в  соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части не урегулированной таким законодательством, в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

Цель курсовой работы – рассмотреть  таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.

Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы таможенного регулирования ВЭД в России

2. Изучить роль таможенных платежей в экономике России

3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития ВЭД в России

Объект исследования – таможенное регулирование в России

Предмет курсовой работы – особенности  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Тема данной курсовой работы является чрезвычайно актуальной и заслуживает сосредоточенного внимания со стороны исследователей.

1. Теоретические основы таможенного  регулирования ВЭД в России

1.1. Таможенно-тарифное регулирование

Через понятие таможенного регулирования  определяется объект правового регулирования  таможенных отношений, содержание самого ТК и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны  с:

- перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с этой территории;

- перевозкой товаров  по единой таможенной территории  Таможенного союза под таможенным  контролем;

- временным хранением,  под которым понимается хранение  иностранных товаров под таможенным  контролем в местах временного  хранения до их выпуска таможенным  органом в соответствии с заявленной  таможенной процедурой либо до  совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;

- таможенным декларированием,  то есть заявлением декларантом  таможенному органу сведений  о товарах, об избранной таможенной  процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

- выпуском товаров  - действием таможенных органов,  разрешающим заинтересованным лицам  использовать товары в соответствии  с условиями заявленной таможенной  процедуры или в соответствии  с условиями, установленными для  отдельных категорий товаров, не подпадающих под таможенные процедуры;

- использованием  товаров в соответствии с таможенными  процедурами;

- проведением таможенного  контроля, то есть осуществлением  таможенными органами совокупности  мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза;

- уплатой таможенных  платежей (ввозной и вывозной  таможенной пошлины, налога на  добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);

- властными отношениями  между таможенными органами и  лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.

Каждому из направлений  таможенного регулирования в  Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1 ТК, соответствует один или несколько разделов (глав) ТК.

Понятие таможенного  регулирования в Таможенном союзе  учитывает факт распределения отдельных  аспектов таможенного дела между  наднациональным уровнем регулирования (уровень Таможенного союза ЕврАзЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования государства - члена Таможенного союза).

В п. 2 ст. 1 закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Отметим, что в текст п. 2 ст. 1 ТК были внесены изменения еще до того, как сам ТК вступил в силу для государств - членов Таможенного союза. Протоколом от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одним из которых стало усиление принципа приоритета наднационального регулирования.

Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве "юридического переживания". Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы1.

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З, в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" <3>, а в Российской Федерации - Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В настоящее время на территории Таможенного союза принят и действует  Единый таможенный тариф Таможенного  союза, который включает в себя свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Единый таможенный тариф окончательно не сформирован и в данный момент происходит постоянное согласование новых и пересмотр действующих ставок, при этом Сторонами учитываются следующие факторы:

1) уровень унификации таможенных  тарифов;

2) импорт конкретного товара  на таможенные территории государств  Сторон;

3) чувствительность ставок ввозных  таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;

4) международные обязательства  Сторон.

Единый таможенный тариф к настоящему моменту применяется не на всей территории Таможенного союза. Например, Республике Казахстан предоставлено право  применять в течение переходного периода (до 2015 года) ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза в соответствии с Перечнем товаров и ставок, утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.

Следует отметить, что Соглашением  от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» предусматривается, что  при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-Сторон могут  применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

  • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

От уплаты ввозной таможенной пошлины  освобождаются:

Валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а  также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;

Товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров и др.

Также необходимо отметить применяемую  в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Единую систему тарифных преференций, которая предусматривает  следующее:

  • в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
  • в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Согласно положениям Соглашения от 12.12.2008 «Об условиях и механизме  применения тарифных квот» при осуществлении  регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на единой таможенной территории.

Тарифные квоты и ставки ввозных  таможенных пошлин на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров  устанавливаются Комиссией таможенного  союза, а таможенное оформление товаров, ввозимых на единую таможенную территорию в рамках тарифных квот, осуществляется в государстве Стороны, в котором участнику внешнеторговой деятельности была выделена данная квота.

Перечень товаров, в отношении  которых с 1 января 2011 года устанавливаются  тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств-членов Таможенного союза утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 505.

Распределение тарифной квоты между  третьими странами в случае если Комиссией  принято такое решение, как  правило, осуществляется Комиссией на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

Под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в импорте сельскохозяйственного  товара на единую таможенную территорию 10 процентов и более2.

1.2. Таможенный союз и его принципы

Таможенный союз (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) привлекает повышенное внимание политиков, юристов  и экономистов с тех пор, как 9 июня 2009 г. премьер-министры Беларуси, Казахстана и России приняли решение о вступлении в ВТО единой таможенной территорией этих трех стран. Данное решение о коллективном вступлении в международную организацию вызвало неоднозначную оценку, но, судя по всему, именно оно подтверждает окончание затянувшегося процесса реального образования ТС ЕврАзЭс.

В этой связи представляется не совсем точной встречающаяся иногда оценка такого рода: «Очевидно, что интеграция государств в рамках СНГ шла разными  темпами. Для их выравнивания требовался качественно новый уровень межгосударственных отношений, именно на это был сделан расчет при образовании Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 1995 г., затем присоединившимися Киргизской Республикой (1996 г.) и Республикой Таджикистан (1999 г.), - так называемой «пятерки».

Концептуально таможенный союз «пяти» государств предполагался  как экономическое  объединение с единой таможенной территорией. При этом договаривающиеся стороны не игнорировали опыт таможенного и торгового регулирования, накопленный государствами-участниками СНГ. В 2000 году таможенный союз «пятерки» трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, или Сообщество)».

Трансформация предполагает качественный переход одного состояния объекта в другое состояние, фактически - возникновение нового объекта с исчезновением прежнего (трансформировавшегося). ТС «пятерки» как был, так и остался в рамках СНГ (решения о его упразднении в этом качестве не принималось), но на его основе (с использованием всего позитивного, что было накоплено при формировании ТС «пятерки») были созданы два институционных органа: ЕврАзЭС и ТС ЕврАзЭС (или ТС «тройки», который снова может превратиться в ТС «пятерки»).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития ВЭД в России