Проблемы и перспективы развития ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Таможенное регулирование в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы таможенного регулирования ВЭД в России 4
1.1. Таможенно-тарифное регулирование 4
1.2. Таможенный союз и его принципы 9
1.3. Принципы государственного регулирования 16
Глава 2. Роль таможенных платежей в экономике России 23
2.1. Таможенные платежи и таможенная стоимость 24
2.2. Статистика таможенных платежей 28
Глава 3. Проблемы и перспективы развития ВЭД в России 34
3.1. Проблемы таможенного регулирования ВЭД в России 34
3.2. Перспективы развития таможенного регулирования ВЭД в России 36
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

таможенное регулирование ВЭД.doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в  других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции5.

2.2. Статистика таможенных платежей

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. В 2011 году в доход федерального бюджета перечислено 6 029,3 млрд. рублей, что составляет 103,5 % от установленного контрольного показателя по перечислению таможенных платежей, что на  1 699,2 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

Рис. 1 - Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2006 – 2011 годах

Источник: [www.customs.ru]

Рис. 2 - Динамика перечислений таможенных платежей  при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета в 2006 – 2011 годах

Источник: [www.customs.ru]

 

Рис. 3 - Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2011 году

Источник: [www.customs.ru]

 

Рис. 4 - Динамика среднедневного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2001 – 2011 годах

Источник: [www.customs.ru]

 

Общая сумма льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, предоставленных в 2011 году, составила 436,2  млрд. рублей, что на 120,7  млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Данный рост  обусловлен увеличением сумм предоставленных льгот по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении вывозимой сырой нефти инвесторами соглашений о разделе продукции (СРП) в связи с увеличением ее объемов, а также  увеличением ставок вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в 2011 году.

Наибольшая доля предоставленных  льгот по уплате таможенных пошлин, налогов приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции – 41,3 %  (180,4 млрд. рублей), что на 53,5 млрд. рублей  больше, чем в 2010 году. При этом основную часть льгот по уплате таможенных платежей по данной категории товаров составляет вывозная таможенная пошлина (173,5 млрд. рублей).

Иные виды льгот по уплате таможенных пошлин, налогов были предоставлены в отношении следующих видов товаров:

31,2 % (136,1 млрд. рублей) – товаров,  ввозимых на территорию Особой  экономической зоны в Калининградской области и вывозимых с этой территории, что на 29,8 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

12,5 % (54,8 млрд. рублей) – товаров,  перемещаемых в рамках отдельных  международных договоров, что  на 18,7 млрд. рублей больше, чем в  2010 году (36,2 млрд. рублей), основную часть льгот по уплате таможенных платежей по данной категории товаров составляет вывозная таможенная пошлина;

5,8 % (25,2 млрд. рублей) – товаров,  ввозимых для реабилитации инвалидов,  изделия медицинской техники,  линзы и оправы для очков, а также  сырья и комплектующих для их производства, что на 5,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;

4,2 % (18,1 млрд. рублей) – технологического  оборудования, аналоги которого  не производятся в Российской  Федерации, что на 7,3 млрд. рублей  больше, чем в 2010 году;

3,1 % (13,3 млрд. рублей) – вывозимых  судовых запасов и ввозимой  продукции морского промысла, что  на 1,25  млрд. рублей больше, чем  в 2010 году;

1,9 % (8,3 млрд. рублей) –  других  товаров, в том числе ввозимых  в Особую экономическую зону Магаданской области и вывозимых из нее, ввозимых в качестве гуманитарной, технической помощи, судов, зарегистрированных в международном реестре судов.

Общая сумма задолженности участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД) по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила на 1 января 2012 года 61 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 26,8 млрд. рублей, по пеням –  34,2 млрд. рублей. За 2011 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9,9 млрд. рублей (с 70,9 млрд. рублей до 61 млрд. рублей), в том числе по таможенным платежам  – на 5 млрд. рублей, по пеням – на 4,9 млрд. рублей.

Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2011 году составила 14,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 12,9 млрд. рублей, по пеням – 1,9 млрд. рублей.

Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2011 году составила 11,7 млрд. рублей, в том  числе по таможенным платежам – 11,1 млрд. рублей, по пеням – 0,6 млрд. рублей.

В 2011 году таможенными органами принято 2 230 решений о признании задолженности  безнадежной к взысканию и  ее списании на общую сумму 10 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 4,4 млрд. рублей и пеням – 5,6 млрд. рублей. Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2011 году составила 3,1 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 2,5 млрд. рублей, по пеням –   0,6 млрд. рублей.

Основными причинами возникновения  задолженности в 2011 году являлись недостоверное заявление таможенной стоимости товаров – 0,2 млрд. рублей, недостоверная классификация в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС –  0,1 млрд. рублей, недоставка товаров по процедуре МДП – 0,1 млрд. рублей.

В 2011 году продолжилось активное использование участниками ВЭД банковских гарантий в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму 119,7 млрд. рублей, что на 13,4 % меньше суммы принятых банковских гарантий в 2010 году, вследствие более широкого применения поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В 2011 году наибольшая доля в структуре видов обязательств, обеспечиваемых банковскими гарантиями, приходилась на обеспечение обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением (43,4 %). При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов, поскольку гарантами перед таможенными органами имели право выступать по состоянию на 1 января 2012 года 179 банков и 11 страховых организаций.

3. Проблемы и перспективы развития таможенного регулирования ВЭД в России

3.1. Проблемы таможенного регулирования  ВЭД в России

На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО.

Недооценка компенсационных  мер защиты национального рынка  от иностранной конкуренции ведет  не только к проникновению субсидируемых  товаров на рынок импортирующей  страны и вытеснению с него отечественных  товаров, но и к ограничению доступа  российских товаров на внутренний рынок субсидирующей страны за счет субсидирования сбыта продукции местного производства на внутреннем рынке, а также к ухудшению условий экспорта в третьи страны из-за того, что на их национальных рынках сбываются субсидируемые товары.


Российская Федерация проводит таможенную политику через следующие  инструменты:

таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин;

налоги, уплачиваемые при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ;

таможенные сборы;

специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Но связи с намерением России стать членом ВТО необходимо построить  модель инструментов по следующим направлениям:

постепенное снижение уровня таможенных пошлин, налогов;

расширение возможности доступа  субъектов внешней торговли к применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

обеспечение возмещения налога на добавленную  стоимость при экспортных операциях;

обоснованное применение в необходимых  случаях запретительных таможенных пошлин при условии сохранения интересов граждан и их объединений;

либерализация системы валютного  контроля;

гарантирование предоставления льгот  по таможенному обложению в отношении  физических лиц.

Данные направления не противоречат «правилам» ВТО. Постепенное снижение ставок таможенного тарифа в настоящее время будет отрицательно влиять на конкурентоспособность российских товаров. Данное обстоятельство возможно компенсировать за счет расширения применения специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер, которые свою очередь дает возможность обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции национального производителя и экономики страны в целом.

Применение защитных мер в отношении  некоторых товаров, приводить к  тому, что импортеры во избежании  уплаты больших таможенных платежей недостоверно декларирует товары. Для устранения данных проблем необходимо усилить таможенный контроль в отношении товаров к которым применяются защитные меры, а повысить компетенцию таможенных инспекторов в области идентификации товаров.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных  договорах о таможенных союзах и  свободных экономических зонах.

3.2. Перспективы развития таможенного регулирования ВЭД в России

Совершенствование нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и  правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью  упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе  получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

В ситуации, которая сейчас сложилась  в связи с вступлением России в ВТО, необходимо пересмотреть взгляды на защиту отечественного производства, снизив долю тарифных ограничений и повысив роль нетарифных ограничений, которые в большинстве своем и являются основой для регулирования внешнеэкономической деятельности в странах, которые уже являются членами Всемирной Торговой организации. На примере сельского хозяйства можно увидеть, что приобретение статуса члена ВТО нашим государством вынуждает кардинально изменять подход к защите отечественных производств, применяя меры иного характера нежели ранее, совершенствовать систему субсидирования, поддержки предприятий внутри страны.

В настоящее время Правительство  России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы  развития экспорта России, основной целью  которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино  и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Система валютного регулирования  и валютного контроля при экспорте и импорте недостаточно проработана, в законодательстве остаются лазейки, которые позволяют вывозить капитал из страны, что в свою очередь пагубно отражается на развитии всей страны в целом. Изменения, вступившие в силу и готовящиеся в ближайшее время в законодательстве, касающемся валютного регулирования, позволяют достичь улучшения положения с вывозом валютных ценностей за рубеж, но не решают полностью этой проблемы.

Несмотря на динамичный и устойчивый рост производства мяса птицы и свинины  в последние годы, Россия остается одним из крупнейших мировых покупателей этого сырья. Если не принимать во внимание ситуацию с говядиной, то положение дел в российском мясном секторе можно считать весьма неплохим. Безусловно, те меры поддержки, которые Правительство предоставило отечественным сельхозтоваропроизводителям, сыграли свою позитивную роль в динамичном развитии отрасли. Квотирование импорта мяса и государственная программа развития сельского хозяйства стали импульсом для массивных инвестиций в отечественный агропром.

В связи с вступлением в ВТО пожалуй, одним из самых важных положительных аспектов является то, что Россия сохранит на ближайшие годы возможность применение режима тарифного квотирования в отношении мяса. Рынок мяса птицы остается одним из самых защищенных секторов российского животноводства. За последние годы наши птицеводческие предприятия достигли действительно выдающихся результатов и смогли удовлетворить спрос со стороны населения на качественный и недорогой продукт. Уже сейчас отечественные птицефабрики, в том числе благодаря усилиям нашей ассоциации, стремятся выйти со своей продукцией на азиатские и европейские рынки. И в этом вопросе членство России в ВТО должно стать реальным подспорьем.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития ВЭД в России