Выездная
таможенная проверка может назначаться
по результатам применения иных
форм таможенного контроля, а
также по результатам камеральной
таможенной проверки. ТК ТС устанавливает
ограничения периодичности проведения
выездных таможенных проверок, которые
отсутствовали в ТК РФ. Так,
ТК РФ устанавливал ограничения
по объектам и субъектам проверки.
В частности, ст. 376 ТК РФ запрещала
проводить повторные проверки
в отношении одних и тех
же товаров (по общей ревизии),
у одного и того же лица
и в отношении одних и тех
же товаров (по специальной
таможенной ревизии). Согласно п.
7 ст. 132 ТК ТС плановые выездные
таможенные проверки проводятся
не чаще одного раза в год
в отношении одного и того
же проверяемого лица. Плановые
выездные таможенные проверки
в отношении уполномоченных экономических
операторов проводятся таможенными
органами один раз в три
года. Внеплановые выездные таможенные
проверки осуществляются без
ограничений периодичности их проведения.
Отбор
проверяемых лиц для плановой
выездной таможенной проверки
производится с использованием
информации, полученной:
1) из
информационных ресурсов таможенных
органов;
2) по
результатам предыдущих проверок,
в том числе камеральных проверок;
3) от
государственных органов;
4) от
банков и организаций, осуществляющих
отдельные виды банковских операций;
5) от
таможенных и (или) иных контролирующих
государственных органов государств-членов
таможенного союза;
6) из
средств массовой информации;
7) из
других источников официальным
путем.
Перед
началом проведения плановой
выездной таможенной проверки
таможенные органы направляют
проверяемому лицу уведомление
о проведении плановой выездной
таможенной проверки заказным
почтовым отправлением с уведомлением
о вручении или передают такое
уведомление иным способом, позволяющим
подтвердить факт его получения.
Возврат
уведомления с отметкой, свидетельствующей
о невручении письма адресату
в связи с отсутствием проверяемого
лица по месту его нахождения,
не является основанием для
отмены плановой выездной таможенной
проверки.
Плановая
выездная таможенная проверка
может быть начата не ранее
чем через пятнадцать календарных
дней со дня получения уведомления
проверяемым лицом, либо со
дня поступления в таможенный
орган уведомления с отметкой
о невручении письма адресату.
Датой
начала проведения выездной таможенной
проверки считается дата вручения
проверяемому лицу копии решения
(предписания) о проведении таможенной
проверки (акта о назначении проверки).
Отказ
проверяемого лица от получения
копии решения (предписания)
о проведении таможенной проверки
(акта о назначении проверки),
а также возврат уведомления
с отметкой, свидетельствующей о
невручении письма адресату в
связи с отсутствием лица по
месту его нахождения, не являются
основанием для отмены выездной
таможенной проверки. В этом случае
датой начала проверки считается
дата записи в решении (предписании,
акте о назначении проверки) об
отказе в получении копии решения
(предписания, акта о назначении
проверки), либо дата поступления
в таможенный орган уведомления
с отметкой о невручении письма
адресату.
В период
проведения выездной таможенной
проверки проверяемое лицо не
вправе вносить изменения и
дополнения в проверяемые документы,
связанные с его деятельностью.
Срок
проведения выездной таможенной
проверки не должен превышать
два месяца. В указанный срок
не включается период времени
между датой вручения проверяемому
лицу требования о представлении документов
и сведений и датой получения таких документов
и сведений. Срок проведения выездной
таможенной проверки может быть продлен
еще на один месяц по решению таможенного
органа, осуществляющего проверку.
При необходимости проведения исследований
или экспертиз, направления запросов в
компетентные органы государств-членов
Таможенного союза или иностранных государств,
восстановления проверяемым лицом документов,
необходимых для проведения выездной
таможенной проверки, предоставления
дополнительных документов, относящихся
к проверяемому периоду, влияющих на выводы
по результатам выездной таможенной проверки,
проведение выездной таможенной проверки
может быть приостановлено по решению
руководителя таможенного органа или
уполномоченного им лица в соответствии
с законодательством государств-членов
таможенного союза. Датой завершения выездной
таможенной проверки считается дата составления
документа, оформленного по результатам
таможенной проверки, который составляется
в двух экземплярах и подписывается должностными
лицами таможенного органа, проводившими
выездную таможенную проверку. Первый
экземпляр такого документа приобщается
к материалам выездной таможенной проверки,
второй экземпляр не позднее пяти дней
со дня завершения выездной таможенной
проверки вручается проверяемому лицу
или направляется заказным почтовым отправлением
с уведомлением о вручении. Применение
форм таможенного контроля достаточно
полно урегулировано ТК ТС. Вместе с тем
отдельные вопросы отнесены к компетенции
государств - членов Таможенного союза.
Например, применение отдельных форм таможенного
контроля (учет товаров, находящихся под
таможенным контролем, проверка системы
учета товаров и отчетности по ним), порядок
реализация отдельных полномочий при
их проведении, совершение отдельных действий
в процессе контроля либо после (приостановление
проведения выездной таможенной проверки,
принятия решений по результатам ее проведения),
установление форм документов, на основании
которых проводится таможенный контроль
и др. Помимо закрепления содержания,
порядка применения форм таможенного
контроля, унифицируются формы актов по
результатам проведения таможенного контроля.
Так, формы актов получения объяснения,
таможенного осмотра, таможенного досмотра,
личного досмотра, таможенного осмотра
помещений и территорий устанавливаются
решением Комиссии Таможенного союза.
Исключением является только таможенная
проверка. Результаты таможенной проверки,
порядок принятия решений по результатам
таможенной проверки определяются законодательством
государств - членов Таможенного союза
(ст. 122 ТК ТС).
Глава 2. Организация таможенной проверки
2.1 Основные задачи и
направления деятельности таможенной
инспекции
Таможенная инспекция
осуществляет в регионе деятельности
контроль соблюдения участниками внешнеэкономической
деятельности (ВЭД), лицами, осуществляющими
деятельность в области таможенного
дела, лицами, осуществляющими оптовую
или розничную торговлю ввезенными
товарами, таможенного законодательства
Российской Федерации, международных
договоров России, подготовкой и
внесением на рассмотрение руководства
таможни и РТУ предложений
о совершенствовании форм и методов
проведения таможенного оформления
и таможенного контроля, анализом
результатов деятельности отдела, в
том числе взаимодействия с территориальными
органами федеральных органов исполнительной
власти.
К основным функциям
таможенной инспекции относят:
- организация и непосредственное
проведение таможенного контроля
в форме таможенных ревизий,
проверки достоверности сведений
после выпуска товаров и (или)
транспортных средств, в том
числе контроля за условно
выпущенными товарами.
- взаимодействие со структурными
подразделениями таможни по вопросам
организации и проведения проверочных
мероприятий с использованием
системы управления рисками (СУР).
- взаимодействие, в том
числе информационный обмен с
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти,
органами исполнительной власти
субъектов России, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
и иными организациями при
подготовке и проведении проверочных
мероприятий.
- исполнение по поручению
руководства таможни запросов
налоговых, правоохранительных и
других контролирующих органов
на основе межведомственных соглашений
(приказов), информирование этих
органов о фактах противоправной
деятельности, относящихся к их
компетенции.
- анализ и обобщение
результатов проведения проверочных
мероприятий, оценка их эффективности.
- информирование руководства
таможни и РТУ о результатах
деятельности отдела, о выявленных
в ходе работы признаках правонарушений
и преступлений в сфере таможенного
дела.
- участие в составе
комиссий ФТС России, РТУ в
проверках таможенных органов
по вопросам, входящим в компетенцию
отдела.
- анализ и контроль
деятельности участников ВЭД,
лиц, осуществляющих деятельность
в области таможенного дела, лиц,
осуществляющих торговлю ввезенными
товарами, в том числе с применением
СУР.
- участие в разработке
и использовании СУР.
- выявление при проведении
проверочных мероприятий рисков,
возникающих при таможенном оформлении
и таможенном контроле товаров,
и участие в формировании на
их основе проектов профилей
рисков.
- рассмотрение обращений
организаций и граждан по вопросам,
относящимся к компетенции отдела,
подготовка соответствующих ответов.
- организация работы по
обеспечению в пределах своей
компетенции конфиденциальности
информации при проведении проверочных
мероприятий, а также защиты
сведений, составляющих государственную,
коммерческую, банковскую, налоговую
или иную охраняемую законом тайну.
2.2 Общий порядок проведения
и организации таможенной проверки
Таможенная проверка проводится
таможенными органами. Функции по организации
и проведению таможенной проверки возложены
на подразделения таможенной инспекции.
Проведение
таможенной проверки допускается
только у юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Выбор проверяемых лиц
осуществляется по результатам анализа
информации, имеющейся в распоряжении
у таможенных органах Таможенного
союза, в том числе:
- информации
полученной при применении системы
управления рисками;
- информации,
представленной структурными подразделениями
таможенного органа или вышестоящим
таможенным органом;
- информации,
полученной из налоговых, правоохранительных
и иных контролирующих органов,
свидетельствующей о возможных
нарушениях таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
государств-членов Таможенного
союза. Структурные подразделения
таможенного органа направляют
в подразделение таможенной инспекции
указанную информацию с приложением
соответствующих материалов и
документов (оригиналы либо заверенные
копии).
В случае,
если исполнительный орган проверяемого
лица зарегистрирован в регионе
деятельности другого таможенного
органа, все материалы, послужившие
основанием для проведения проверочных
мероприятий, направляются в этот
таможенный орган через вышестоящий
таможенный орган.
Проведению
общей или специальной таможенной
проверки предшествуют подготовительные
мероприятия.
При
проведении подготовительных мероприятий
осуществляется сбор и анализ
сведений о проверяемом лице
путем применения иных форм
таможенного контроля, а также
в соответствии со статьей
98 ТК ТС.
При
проведении подготовительных мероприятий
подлежат изучению и анализу:
1) материалы,
полученные в ходе проведения
таможенного контроля;
2) материалы,
полученные в ходе проведения
проверочных мероприятий;
3) информация,
имеющаяся у структурных подразделений
таможенного органа, таможенных, налоговых,
правоохранительных и иных контролирующих
органов, а также сообщения
и заявления российских и иностранных
лиц, средств массовой информации
и компетентных органов иностранных
государств, международных организаций
и прочих лиц;
4) информация
о месте нахождения исполнительного
органа проверяемого лица;
5) сведения,
содержащиеся в базе данных
электронных копий грузовых таможенных
деклараций и иных базах и
банках данных таможенных органов
Таможенного союза, в том
числе поступившие из налоговых,
правоохранительных и иных государственных
контролирующих органов;
6) информация,
содержащаяся в центральном
реестре субъектов внешнеэкономической
деятельности;
7) акты
законодательства и нормативные
правовые акты, действовавшие на момент
таможенного оформления товаров, включая
акты, регламентирующие порядок таможенного
оформления и таможенного контроля, исчисления
таможенных платежей, ведение финансово
- хозяйственной деятельности и бухгалтерского
учета;
8) иные
источники информации.
Перед
проведением подготовительных мероприятий
составляется план, определяющий
их срок и объем. План проведения
подготовительных мероприятий утверждается
начальником подразделения таможенной
инспекции, проводящего подготовительные
мероприятия.
В случае,
если по результатам проведенных
подготовительных мероприятий установлено,
что основания для проведения
таможенной проверки недостаточны,
подразделением таможенной инспекции
таможенного органа выносится
мотивированное заключение о
нецелесообразности проведения
таможенной проверки.