Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:57, реферат

Описание работы

23 июня 2005 года кардинально новый уровень безопасности мировой торговли стал реальностью благодаря единодушному принятию руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран-членов ВТО, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли на ежегодно проводимой сессии Совета в штаб-квартире ВТО в Брюсселе. Это уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов.

Файлы: 1 файл

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

 

6.4. Стандарты электронного  обмена данными

В Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ таможенным службам рекомендуется предложить несколько решений для электронного обмена информацией. При том, что международный формат ООН EDIFACT, используемый для электронного обмена данными, по-прежнему является одним из предпочтительных вариантов, таможенным службам следует также изучить другие возможности такие, как формат XML. В зависимости от возникающих рисков вполне приемлемым решением могло бы быть использование электронной почты или телефакса.

 

6.5. Модель данных ВТО

Экономическим операторам, которые должны представлять грузовые и товарные декларации таможенным службам на основе наборов данных, содержащихся в Таможенной модели данных ВТО, следует применять требования к электронным сообщениям Таможенной модели данных ВТО.

 

6.6. Безопасность ИКТ

Использование ИКТ в целом и для электронного обмена информацией по открытым сетям, в частности, требует наличия тщательно разработанной стратегии безопасности ИКТ. Поэтому безопасность ИКТ следует рассматривать как неотъемлемую часть любой таможенной стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров. Для выработки эффективной и действенной стратегии безопасности информационных технологий таможенным службам необходимо провести оценку рисков.

В Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ обрисованы способы, с помощью которых комплексная стратегия безопасности ИКТ может обеспечить наличие, целостность и конфиденциальность информационных систем, а также проходящей через них информации, включая, например, недопущение отрицания причастности к отправленному или принятому сообщению. Существует множество способов обеспечения безопасности ИКТ, которые можно найти в Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ.

 

6.7. Цифровые подписи

 

Одним из основных элементов безопасности ИКТ в стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров являются цифровые подписи. Использование цифровых подписей или инфраструктуры сертификации открытых ключей (ИСОК) может играть важную роль в обеспечении безопасности электронного обмена информацией.

Цепь комплексного таможенного контроля включает предоставление участникам внешнеэкономической деятельности возможности заблаговременно подавать свои декларации, как в таможенную администрацию страны-экспортера, так и в таможенную администрацию страны-импортера. Было бы весьма полезным, если бы экономические операторы смогли воспользоваться взаимным признанием цифровых сертификатов. Это позволило бы экономическим операторам подписывать все электронные сообщения, направляемые тем таможенным администрациям, которые согласились признать такой сертификат. Такое трансграничное признание цифровых сертификатов может помочь повысить безопасность, одновременно облегчив и упростив обязанности участников внешнеэкономической деятельности. С этой целью таможенным администрациям предлагается применять Рекомендацию ВТО об электронной передаче и аутентификации таможенной и иной соответствующей нормативной информации.

 

6.8. Институциональное развитие

Таможенные администрации, обращающиеся с просьбой об оказании помощи в разработке и приобретении необходимых автоматизированных систем, должны проявить политическую волю для внедрения Рамочных стандартов.

 

6.9 Конфиденциальность и  защита данных

Обмен данными, как между таможенными администрациями, так и с частным сектором по требованию таможенных служб, следует начинать лишь после проведения между заинтересованными государственными структурами консультаций по вопросам обеспечения необходимой конфиденциальности и защиты данных. С целью защиты права личности на конфиденциальность, обеспечения конфиденциальности торговой информации и предоставления гражданам доступа к их личным данным для проверки ее точности принимается законодательство о конфиденциальности и защите данных.

В этом плане национальное законодательство должно содержать положения, предусматривающие необходимость обеспечения конфиденциальности и безопасности, а также достаточной защиты любых собираемых и/или передаваемых таможенными службами данных; кроме того, это законодательство должно предоставлять определенные права физическим и юридическим лицам, к которым имеет отношение данная информация.

Аналогичным образом вопросы защиты конфиденциальности данных рассматриваются в существующих инструментах ВТО таких, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение.

 

Стандарт 7 Целевой отбор и коммуникация

Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора и проверки на основе стандартных наборов критериев целевого отбора с применением совместимых механизмов коммуникации и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля.

 

7.1. Глобальная информационно-разведывательная  стратегия ВТО

В Главе IV Глобальной информационно-разведывательной стратегии ВТО содержатся положения о стандартных методах оценки рисков (СМОР). СМОР являются важной частью разведывательной работы и позволяют получить индикаторы рисков, необходимые сотрудникам таможни для целевого отбора и проверки грузов и транспортных средств.

 

7.2. Документ ВТО "Стандартные методы оценки рисков" (СМОР)

В документе "Стандартные методы оценки рисков" содержится пять групп индикаторов риска для таможенных администраций. По этим пяти группам: "вид транспорта", "защита доходов", "наркотики и прекурсоры", "безопасность" и "прочие запрещения и ограничения" - приводятся стандартные критерии целевого отбора. Эти группы подразделяются далее на несколько разделов, содержащих регулярно обновляемые индикаторы рисков.

 

7.3. Документ ВТО "Общий  индикатор повышенного риска"

В документе ВТО "Общий индикатор повышенного риска" содержатся индикаторы, которые образуют стандартные наборы критериев целевого отбора, позволяющие таможенным администрациям обнаруживать нарушения таможенных правил в целом.

Документ содержит следующие разделы: "Реквизиты манифеста перевозчика"; "Выявление стран повышенного риска"; "Товарные и транспортные факторы, которые могут свидетельствовать об условиях повышенного риска"; "Известные товары повышенного риска, используемые в целях сокрытия"; "Перечень опасных грузов, которые потенциально могут быть использованы для совершения террористических актов" и "Факторы, которые могут отражать наличие повышенного риска такие, как контейнер, импортер/экспортер и грузоперевозчик". Эти наборы индикаторов также регулярно обновляются.

 

7.4. Руководство ВТО по  индикаторам риска для сотрудников  таможенных органов – "Факторы нарушения прав интеллектуальной собственности"

Данное Руководство содержит перечень фактов, свидетельствующих о наличии повышенной опасности пиратства и появлении контрафактной продукции. Эти 17 индикаторов риска образуют стандартный набор критериев целевого отбора, который должен использоваться сотрудниками таможенных органов, непосредственно работающими с грузами, для того, чтобы помочь им определить, какие именно партии грузов представляют собой наибольшую опасность с точки зрения нарушения прав интеллектуальной собственности.

 

7.5. Юридические соображения

Для повышения эффективности мер по обеспечению безопасности партий грузов и борьбы с трансграничной организованной преступностью таможенными администрациями могут совместно проводиться целевой отбор и проверки. Правила и условия таких совместных действий обычно определяются таможенными администрациями. Инструменты ВТО такие, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение, содержат положения, способствующие организации такого международного или двустороннего сотрудничества.

 

Стандарт 8 Показатели эффективности

Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО.

 

Сбор данных

 

Таможенные администрации собирают данные и используют их для расчета показателей эффективности с целью оценки действенности и результативности применения ими Рамочных стандартов. Для этой цели подходит такой инструмент ВТО, как "исследование по прошествии времени" (Time Release Study) (TRS).

 

Стандарт 9 Оценка безопасности

Таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной цепи поставок товаров и считать своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест.

 

Стандарт 10 Морально-этические качества

Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними.

 

10.1. Пересмотренная Арушская декларация ВТО

Пересмотренная Арушская декларация ВТО является важнейшим источником для таможенных администраций при создании антикоррупционных систем.

 

10.2. Подготовка кадров

Вопросы обеспечения безопасности и облегчения функционирования глобальной цепи поставок товаров требуют, чтобы таможенная администрация, а также все другие стороны, участвующие в цепи поставок товаров, имели в своем распоряжении высококвалифицированных и мотивированных сотрудников. Таможенные службы должны обеспечить, чтобы персонал всех уровней регулярно проходил необходимую профессиональную подготовку с целью приобретения и сохранения навыков, необходимых для осуществления эффективного и действенного таможенного контроля и для работы с электронным оборудованием.

 

Стандарт 11 Досмотр в целях безопасности при отправке

В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при отправке.

 

11.1. Досмотр по запросу

 

В случае, когда какая-либо таможенная администрация, проведя оценку рисков, имеет основание полагать, что определенный контейнер или груз, направляемый в какой-либо из ее портов въезда, может представлять собой повышенный риск, она может обратиться к таможенной администрации страны отправления с просьбой провести досмотр контейнера или груза, желательно до его погрузки (см. пункт 4.1).

 

11.2. Юридические соображения

Наряду с административными механизмами, таможенные администрации могут использовать такие инструменты ВТО, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение, для того, чтобы обращаться к другим администрациям с просьбой о проведении таких мероприятий.

 

ДОПОЛНЕНИЕ К ПРИЛОЖЕНИЮ 1

 

ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ПЛОМБ ПРИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

 

ВВЕДЕНИЕ

Важность четкого формулирования отношений в сфере безопасности Максимальная ясность и консенсус в отношениях между сторонами при безопасном перемещении контейнерных грузов в сочетании с постоянным применением и укреплением этих отношений, дадут много выгод всем сторонам. Эти выгоды включают:

усиление защищенности от действий террористов, стремящихся использовать глобальную торговлю товарами в своих интересах

уменьшение опасности возникновения экономических трудностей в связи с перебоями или прекращением торговли в результате террористических актов

усиление защищенности от кражи и несанкционированного перемещения грузов с соответствующим сокращением прямых потерь и косвенных издержек таких, как расходы на страхование

повышение безопасности за счет недопущения незаконных перевозок материалов (таких, как наркотики и оружие) или лиц

повышение безопасности за счет недопущения перемещения товаров "черного" и "серого" рынка

снижение риска уклонения от уплаты пошлин и налогов

укрепление доверия к международным торговым системам со стороны работающих и потенциальных грузоотправителей

выгоды от облегчения торговли такие, как сокращение числа досмотров (сокращение времени, проводимого на границах) и доступ к упрощенным процедурам.

 

Обязанности участников "цепочки сохранности"

 

A. "Горизонтальные" обязанности

Речь идет об обязанностях и принципах, которые применяются в течение всего периода контейнерной перевозки грузов. Акцент делается на отношения между сторонами при переходе контейнера под ответственность или в собственность другого лица. Акцент на эти отношения не уменьшает и не должен отводить на второй план основополагающую обязанность грузоотправителя обеспечить надежную и безопасную загрузку и опломбирование контейнера. Каждая сторона, которая имеет в своем распоряжении контейнер, обязана обеспечить безопасность поручаемого ей груза в период нахождения контейнера в транспортном узле, а также во время перемещения от одного транспортного узла к другому. Каждая сторона, располагающая данными, которые следует представить властям для таможенных целей или проверки безопасности, имеет определенные обязанности. Эти обязанности включают:

обеспечение физической защиты товаров от порчи, хищения и повреждения;

Информация о работе Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли