Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного управления ВЭД в процессе международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Все большее внимание уделяется принципам управления в таможенных органах. Управление в данной сфере имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником.
Введение 3
Глава 1. Сущность управленческой деятельности 7
1.1. Понятие и функции управленческой деятельности 7
1.2. Оценка эффективности управленческой деятельности 11
Глава 2. Особенности управления в таможенном деле 14
2.1. Процесс управления в системе таможенных органов 14
2.2. Управление деятельностью таможенных органов на основе МС ИСО серии 9000 18
Глава 3. Основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах 21
3.1. Развитие психологических аспектов эффективности управления 21
3.2. Документальное обеспечение управленческой деятельности в таможенных органах 23
3.2. Информационно-техническое обеспечение управленческой деятельности……………………………………………………………………..27
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1. Показатели эффективности функционирования таможенных органов 36
Приложение 2. Алгоритм расчета показателей эффективности деятельности ФТС России………………………………………………………………………37
Приложение 3. Направления и показатели оценки качества таможенных услуг 39
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность управленческой деятельности 7
1.1. Понятие и функции управленческой деятельности 7
1.2. Оценка эффективности управленческой деятельности 11
Глава 2. Особенности управления в таможенном деле 14
2.1. Процесс управления в системе таможенных органов 14
2.2. Управление деятельностью таможенных органов на основе МС ИСО серии 9000 18
Глава 3. Основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах 21
3.1. Развитие психологических аспектов эффективности управления 21
3.2. Документальное обеспечение управленческой деятельности в таможенных органах 23
3.2. Информационно-техническое обеспечение
управленческой деятельности………………………………………………
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1. Показатели эффективности функционирования таможенных органов 36
Приложение 2. Алгоритм расчета показателей эффективности
деятельности ФТС России………………………………………………………………
Приложение 3. Направления и показатели оценки качества таможенных услуг 39
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного управления ВЭД в процессе международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Все большее внимание уделяется принципам управления в таможенных органах. Управление в данной сфере имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником. Кроме того, таможенные органы являются, по сути, обширной системой организаций, имеющей сложную структуру, в результате чего, процесс управления значительно усложняется. Данный процесс отличается специфическим содержанием, в котором выделяются методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационные акты.
Следовательно, изучение направлений совершенствования управленской деятельности является важным вопросом для рассмотрения, что и определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является определение основных направлений развития управленческой деятельности посредством изучения сущности и функций управления, а также рассмотрения процесса управления в таможенных органах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. определение понятий принципов и методов управления;
2. рассмотрение таможенного дела как объекта управления;
3. определение принципов и
4. оценка эффективности
Объектом изучения является управленческая деятельность как процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия.
Предмет курсовой работы – управление в таможенных органах. В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более активный интерес вызывает интеграционная модель управления таможенным делом. Интеграция подходов технологий, моделей и методов управления предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне. Все таможенные системы – это совместно функционирующие, открытые распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития – согласованная, целенаправленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельности.1
Управление таможенным делом определено с системных позиций в виде стратегического, тактического и оперативного управления. Каждый руководитель таможенного органа обязан вносить свой вклад в обеспечение качества и развития таможенных услуг.
Услуги, предоставляемые таможенными органами, должны эффективно удовлетворять реальные и потенциальные потребности участников ВЭД. Следовательно, предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества, а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативно-правовых актов.
Указанные выше аспекты определили структуру данной курсовой работы.
В первой главе было дано теоретическое обоснование сущности управленческой деятельности, сформулированы определения понятий управление, процесс управления, а также представлены его функции. На основании данных понятий была рассмотрена оценка эффективности функционирования таможенных органов, выделены критерии данной оценки.
Во второй главе детально представлен процесс управления в таможенных органах, рассмотрены основные вопросы, связанные с внедрением международных стандартов ИСО серии 9000.
В третьей главе изложены основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах, согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020г. Это находит свое отражение в процессе предоставления государственных услуг, участникам ВЭД.
ФТС России содействует внешней торговле путем:
• предоставления компаниям
возможности использования
• информирования заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур;
• привлечения к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей, заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов;
• создания специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов;
• использования мирового опыта в области взаимодействия с бизнесом при разработке и применении таможенных процедур.2
Таким образом, политика таможенного
регулирования в сфере внешнеторговой
деятельности должна формироваться как
с учетом перспектив развития страны,
так и с учетом стратегических интересов
современного российского бизнеса.
Эффективная деятельность любой системы,
включающей человеческий фактор в виде
отдельных исполнителей или групп
людей, возможна лишь при наличии
определенного организующего
Целью управленческой деятельности является достижение единодействия всех сотрудников. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, организации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления. В литературе имеется множество определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.
Управление— это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними (см. Рис 1.1.). В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления. Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.
Рис. 1.1. Взаимодействия субъекта и объекта управления
Управление является относительно
непрерывным процессом. Система
управления в общем виде состоит
из следующих компонентов: механизма
управления, структуры управления,
процесса управления и механизма
совершенствования системы
проблема
цель
Рис. 1.2. Система управления в общем виде
Рассмотрим основные функции управления. Функция управления— это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие операции.
Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на:
Общие функции управления раскрывают
сущность управления, они универсальны,
так как характеризуют процесс
управления любым объектом, специфические
функции обусловлены сущностью
оперативно-служебной
К общим функциям управления относятся:
анализ и прогнозирование оперативно-
Рис. 1.3. Основные функции управления
Анализ и прогнозирование
Планирование — это основная функция управления, посредством которой определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы.
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты). Готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия — их создает другая функция управления — организация. Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.
Под регулированием понимают функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании. Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи.
Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.
Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности организации.
Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.
Таким образом, управленческая деятельность — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.
Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно встает вопрос, что такое эффективность управления, каковы принципы эффективности.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей.
Целесообразно выделить некоторые принципы оценки управленческих решений. К ним относятся:
1) комплексность оценки
2) объективность оценки
3) соответствие метода оценки характеру объекта управления;
4) сопоставимость показателей
5) учет управленческой ситуации при построении модели оценки эффективности управленческого решения.
Анализ проблемы оценки экономической эффективности управленческих решений позволяет выделить следующие элементы содержания оценок эффективности:
1) критерии как меры целей
экономической оценки