Развитие управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного управления ВЭД в процессе международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Все большее внимание уделяется принципам управления в таможенных органах. Управление в данной сфере имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность управленческой деятельности 7
1.1. Понятие и функции управленческой деятельности 7
1.2. Оценка эффективности управленческой деятельности 11
Глава 2. Особенности управления в таможенном деле 14
2.1. Процесс управления в системе таможенных органов 14
2.2. Управление деятельностью таможенных органов на основе МС ИСО серии 9000 18
Глава 3. Основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах 21
3.1. Развитие психологических аспектов эффективности управления 21
3.2. Документальное обеспечение управленческой деятельности в таможенных органах 23
3.2. Информационно-техническое обеспечение управленческой деятельности……………………………………………………………………..27
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1. Показатели эффективности функционирования таможенных органов 36
Приложение 2. Алгоритм расчета показателей эффективности деятельности ФТС России………………………………………………………………………37
Приложение 3. Направления и показатели оценки качества таможенных услуг 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 842.29 Кб (Скачать файл)

2) эффекты как описания последствий, полученных в результате реализации управленческих решений.

Критерии оценки эффективности  управленческих решений можно разделить  на внутренние, внешние, общие.

Рис. 1.1. Критерии оценки эффективности  управленческих решений

 

Основные требования, которым должна удовлетворять система показателей  – это, во-первых, максимальное соответствие целям оценки эффективности управленческих решений, во-вторых, полнота отражения  эффекта. Основной целью оценки эффективности  управленческих решений является изыскание  возможностей и путей повышения  результативности.

В зависимости от характера, содержания и меры выражения изменений в  деятельности предприятия подбирается  тот или иной метод оценки. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1) по продолжительности  и характеру влияния;

2) в зависимости от  масштаба влияния;

3) по форме и содержанию  влияния;

Что касается оценки управления в  сфере таможенного дела, выработанная на сегодняшний день в России методика оценки эффективности построена  на системе показателей эффективности  деятельности (ПЭД) и имеет ряд  допущений. Эффективность таможенной деятельности представлена в качестве системы, состоящей из 3 разделов-подсистем  в соответствии со стратегическими  целями ФТС России; высокие агрегаты (разделы) разукрупнены на конкретные индикаторы3.Показатели эффективности функционирования таможенных органов представлены в Приложении 1.

В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:

 

                                         , 

                                     

где - показатель эффективности подсистемы (раздела показателей;

- удельный вес показателя  эффективности  подсистемы;

-число подсистем.

Алгоритм (формула) расчета  показателей эффективности деятельности ФТС России содержится в Приложении № 1.1 к докладу ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011–2013 годы. Формулы расчета некоторых показателей (см. Приложение 2). 

Глава 2. Особенности управления в таможенном деле

2.1. Процесс управления в системе таможенных органов

 

Процесс управления в таможенном деле отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Таможенная деятельность находится  на стыке внутренней и внешней  политики страны и напрямую связана  с выполнением ее важнейших социально-экономических  и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение реализации экономической  политики РФ.

Достижение цели управления реализуется  решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением  заданий таможенному органу.

В зависимости от той роли, которую  играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто  применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое  управление".

Управление по отклонениям имеет  место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как  строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы  с расчленением ее по уровням системы  управления с указанием последовательности ее выполнения. Наиболее четко этот тип управления просматривается  в решении фискально-контрольных  задач по формированию доходной части  федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления, предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей", "деревом задач" и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование. В практике управления его типы применяются  нередко в сочетании. Наиболее эффективным  сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое  получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее  время для таможенных органов  имеет исключительно важное значение.

В таможенной системе наблюдается  совершенствование динамических характеристик  управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.

Необходимо подчеркнуть, что совершенствуя  те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать  взаимосвязи процесса и структуры  системы управления и находить моменты  перестройки структуры. Поэтому  в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.

Организация процесса управления в  системе таможенных органов —  это всестороннее упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.

Организация процесса управления включает установление:

  • Необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и управленческих работ;
  • Временных границ выполнения управленческих работ определенного вида и их группировку;
  • Четкого поступления достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ;
  • Порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.)

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией (см. Рис. 2.1.).

 

Рис. 2.1. Основные критерии, применяемые  в процессе принятия управленческого решения

 

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска,. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. В  таможенных органах распространено письменное санкционирование различных  действий сотрудников, утверждение  и подписание подготовленных или  формализованных и произвольно  составленных документов, наложение  резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и  др.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений в таможенных органах  — это деятельность всех уровней  управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы  управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и  повторяющимся. Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение операций в пространстве и времени. На современном этапе совершенствования управления, роль организации управления неизмеримо возросла.

 

2.2. Управление деятельностью таможенных органов на основе   МС ИСО серии 9000

 

Интеграция России в международную систему мирохозяйственных связей, ее вступление во Всемирную торговую организацию обязывают таможенные органы создавать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза. В то же время, таможенные процессы, являющиеся результатом труда персонала таможенных органов, должны соответствовать определенным критериям качества.

В целях обеспечения качества выполнения таможенными органами, возложенных  на них функций, возникла необходимость  в освоении международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты определяют минимальный состав требований  для обеспечения выпуска высококачественной продукции, качественного выполнения работ или оказания качественных услуг. Реализация требований данных стандартов посредством разработки и осуществления соответствующей программы с учетом особенностей таможенного дела является основой для совершенствования систем управления таможенными органами.

Создание систем управления таможенной деятельностью на основе МС ИСО серии 9000 помогает оперативной адаптации  ее к переменам, происходящим в мире, способствует повышению экономической  безопасности страны и развитию национальной экономики посредством упорядочения организационной структуры, четкого определения ответственности и должностных обязанностей, производственных процессов, создания системы мониторинга и коммуникации. При внедрении системы управления качеством в таможенных органах приходится сталкиваться с рядом проблем. Условно, возникающие проблемы можно разделить на три уровня (См. Рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Классификация  проблем, связанных с внедрением МС ИСО серии 9000

К первой группе, относятся  проблемы, связанные с несовершенством  международных стандартов ИСО серии 9000, с необходимостью их постоянного  пересмотра и адаптации к изменяющимся условиям в системе мирохозяйственных  связей. В связи с пересмотром данных стандартов, таможенные службы так же должны пересматривать свои стратегии по внедрению системы менеджмента качества в таможенных органах. Данная проблема, возникает и в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Более того, в принятых Международной  организацией по стандартизации стандартах ИСО серии 9000 отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ, поэтому таможенные службы государств-членов Таможенного союза сами разрабатывают политику в области освоения требований МС ИСО серии 9000. На данном этапе возникает проблема необходимости формирования таможенными службами государств - членов Таможенного союза единообразных подходов к внедрению систем менеджмента качества в целях унификации таможенного законодательства. 

В национальном масштабе необходимо создать рабочую  группу, с привлечением специалистов, добившихся значительных результатов  при внедрении системы менеджмента  качества в таможенных органах и  имеющих значительную теоретическую  и практическую базу для развития таможенной политики в области повышения  качества предоставляемых таможенных услуг. Одной из главных задач  национальной рабочей группы должна стать организация обучения персонала  таможенных органов в области  управления качеством. Схема функционирования МС ИСО серии 9000 в таможенных органах согласно процессному подходу представлено на Рис. 2.3.

Рис. 2.3. Функционирование МС ИСО серии 9000 в таможенных органах на основе процессного подхода

Таким образом, вступление РФ во Всемирную торговую организацию накладывает обязательства по освоению международных стандартов управления. Следовательно, научно-обоснованная и проведенная в оптимальные сроки адаптация таможенной деятельности к требованиям МС ИСО серии 9000 с учетом обеспечения экономической безопасности и независимости стран, может существенно ускорить процессы экономического развития России.  

Глава 3. Основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах

3.1. Развитие психологических аспектов эффективности управления

 

Без знания психологического строения профессиональной деятельности невозможно ее эффективное освоение и дальнейшее совершенствование. Любую профессиональную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: мотивационном, который раскрывает общую направленность и динамику профессиональной деятельности и операционно-техническом, который указывает конкретные пути и способы выполнения поставленных задач.

Деятельностный подход к выполнению профессиональных обязанностей позволяет содержательно анализировать ее строение и структуру, выделять слабые звенья в управленческой деятельности конкретного таможенного руководителя и формировать их заново на базе прогрессивных образовательных технологий. Реализация системного подхода в русле теории требований, ограничений, альтернатив при отборе кандидатов на службу в таможенные органы позволяет осуществлять подбор и оценку персонала на основе объективных критериев, что помогает избежать субъективизма и ошибок.

Следовательно, эффективность управленческой деятельности зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализа-ции управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. Одной из приоритетных задач руководителей таможенных подразделений является грамотное формирование эффективной управленческой команды. Общая тенденция развития управления в послед-ние годы — предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых команд. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику государственной службы, происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности. индивидуальной приверженности, сфокусированности на главные задачи. Все сказанное в полной мере относится и к таможенной службе.

Информация о работе Развитие управленческой деятельности