Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного управления ВЭД в процессе международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Все большее внимание уделяется принципам управления в таможенных органах. Управление в данной сфере имеет свои особенности, в частности, таможенные органы являются государственными органами, в которых субъект управления не является собственником.
Введение 3
Глава 1. Сущность управленческой деятельности 7
1.1. Понятие и функции управленческой деятельности 7
1.2. Оценка эффективности управленческой деятельности 11
Глава 2. Особенности управления в таможенном деле 14
2.1. Процесс управления в системе таможенных органов 14
2.2. Управление деятельностью таможенных органов на основе МС ИСО серии 9000 18
Глава 3. Основные направления развития управленческой деятельности в таможенных органах 21
3.1. Развитие психологических аспектов эффективности управления 21
3.2. Документальное обеспечение управленческой деятельности в таможенных органах 23
3.2. Информационно-техническое обеспечение управленческой деятельности……………………………………………………………………..27
Заключение 32
Список используемых источников 35
Приложение 1. Показатели эффективности функционирования таможенных органов 36
Приложение 2. Алгоритм расчета показателей эффективности деятельности ФТС России………………………………………………………………………37
Приложение 3. Направления и показатели оценки качества таможенных услуг 39
2) эффекты как описания последствий, полученных в результате реализации управленческих решений.
Критерии оценки эффективности управленческих решений можно разделить на внутренние, внешние, общие.
Рис. 1.1. Критерии оценки эффективности управленческих решений
Основные требования, которым должна
удовлетворять система
В зависимости от характера, содержания и меры выражения изменений в деятельности предприятия подбирается тот или иной метод оценки. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) по продолжительности и характеру влияния;
2) в зависимости от масштаба влияния;
3) по форме и содержанию влияния;
Что касается оценки управления в
сфере таможенного дела, выработанная
на сегодняшний день в России методика
оценки эффективности построена
на системе показателей
В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:
где - показатель эффективности подсистемы (раздела показателей;
- удельный вес показателя эффективности подсистемы;
-число подсистем.
Алгоритм (формула) расчета
показателей эффективности
Процесс управления в таможенном деле отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Таможенная деятельность находится
на стыке внутренней и внешней
политики страны и напрямую связана
с выполнением ее важнейших социально-
Достижение цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу.
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется "управление по отклонениям", "программное управление" и "целевое управление".
Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на
тщательной разработке заданной программы
с расчленением ее по уровням системы
управления с указанием последовательности
ее выполнения. Наиболее четко этот
тип управления просматривается
в решении фискально-
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления, предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение "дерева целей"; строгое согласование дерева целей с "деревом задач", достаточно высокая корреляция между "деревом целей", "деревом задач" и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.
В целевом управлении большую роль играет прогнозирование. В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
В таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего — за счет внедрения АСУ и информационной технологии управления.
Необходимо подчеркнуть, что совершенствуя
те или иные характеристики процесса
управления, необходимо постоянно учитывать
взаимосвязи процесса и структуры
системы управления и находить моменты
перестройки структуры. Поэтому
в настоящее время в ходе модернизации
таможенных органов значительное внимание
уделяется совершенствованию
Организация процесса управления в системе таможенных органов — это всестороннее упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.
Организация процесса управления включает установление:
Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией (см. Рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Основные критерии, применяемые в процессе принятия управленческого решения
Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска,. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.
Управленческие решения
Таким образом, процесс принятия управленческих решений в таможенных органах — это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся. Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение операций в пространстве и времени. На современном этапе совершенствования управления, роль организации управления неизмеримо возросла.
Интеграция России в международную систему мирохозяйственных связей, ее вступление во Всемирную торговую организацию обязывают таможенные органы создавать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза. В то же время, таможенные процессы, являющиеся результатом труда персонала таможенных органов, должны соответствовать определенным критериям качества.
В целях обеспечения качества выполнения таможенными органами, возложенных на них функций, возникла необходимость в освоении международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты определяют минимальный состав требований для обеспечения выпуска высококачественной продукции, качественного выполнения работ или оказания качественных услуг. Реализация требований данных стандартов посредством разработки и осуществления соответствующей программы с учетом особенностей таможенного дела является основой для совершенствования систем управления таможенными органами.
Создание систем управления таможенной
деятельностью на основе МС ИСО серии
9000 помогает оперативной адаптации
ее к переменам, происходящим в мире,
способствует повышению экономической
безопасности страны и развитию национальной
экономики посредством упорядоч
Рис. 2.2. Классификация проблем, связанных с внедрением МС ИСО серии 9000
К первой группе, относятся проблемы, связанные с несовершенством международных стандартов ИСО серии 9000, с необходимостью их постоянного пересмотра и адаптации к изменяющимся условиям в системе мирохозяйственных связей. В связи с пересмотром данных стандартов, таможенные службы так же должны пересматривать свои стратегии по внедрению системы менеджмента качества в таможенных органах. Данная проблема, возникает и в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.
Более того, в принятых Международной организацией по стандартизации стандартах ИСО серии 9000 отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ, поэтому таможенные службы государств-членов Таможенного союза сами разрабатывают политику в области освоения требований МС ИСО серии 9000. На данном этапе возникает проблема необходимости формирования таможенными службами государств - членов Таможенного союза единообразных подходов к внедрению систем менеджмента качества в целях унификации таможенного законодательства.
В национальном
масштабе необходимо создать рабочую
группу, с привлечением специалистов,
добившихся значительных результатов
при внедрении системы
Рис. 2.3. Функционирование МС ИСО серии 9000 в таможенных органах на основе процессного подхода
Таким
образом, вступление РФ во Всемирную торговую
организацию накладывает обязательства
по освоению международных стандартов
управления. Следовательно, научно-обоснованная
и проведенная в оптимальные сроки адаптация
таможенной деятельности к требованиям
МС ИСО серии 9000 с учетом обеспечения экономической
безопасности и независимости стран, может
существенно ускорить процессы экономического
развития России.
Без знания психологического строения профессиональной деятельности невозможно ее эффективное освоение и дальнейшее совершенствование. Любую профессиональную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: мотивационном, который раскрывает общую направленность и динамику профессиональной деятельности и операционно-техническом, который указывает конкретные пути и способы выполнения поставленных задач.
Деятельностный подход к выполнению профессиональных обязанностей позволяет содержательно анализировать ее строение и структуру, выделять слабые звенья в управленческой деятельности конкретного таможенного руководителя и формировать их заново на базе прогрессивных образовательных технологий. Реализация системного подхода в русле теории требований, ограничений, альтернатив при отборе кандидатов на службу в таможенные органы позволяет осуществлять подбор и оценку персонала на основе объективных критериев, что помогает избежать субъективизма и ошибок.
Следовательно, эффективность управленческой деятельности зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализа-ции управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. Одной из приоритетных задач руководителей таможенных подразделений является грамотное формирование эффективной управленческой команды. Общая тенденция развития управления в послед-ние годы — предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых команд. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику государственной службы, происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности. индивидуальной приверженности, сфокусированности на главные задачи. Все сказанное в полной мере относится и к таможенной службе.