Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.
Введение
1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ
7
11
1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения
11
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ
18
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
28
2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля
34
2.1 Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей
34
2.2 Порядок временного вывоза культурных ценностей
43
2.3 Таможенное оформление и декларирование культурных
ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ
48
3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей
57
3.1 Поиск и возвращение похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностей: практика работы Министерства культуры
Российской Федерации в сотрудничестве с Пензенской областью
57
3.2 Предотвращение незаконного перемещения культурных
ценностей через таможенную границу РФ
72
Заключение
83
Список использованных источников
Разнообразие применяемых терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к таможенному законодательству. Это та самая грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа становится, с точки зрения буквы закона «товаром, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации».
Необходимо подчеркнуть, что ценности (культурные ценности), с точки зрения международной классификации, используемой при оценке национального богатства по системе национальных счетов являются одной из составляющих нефинансовых производственных материальных активов (рисунок 1.1) [17, c.33]. В данном случае культурные ценности могут выступать как предметы значительной стоимости, не уменьшающейся с течением времени, которые сами непосредственно не участвуют в материальном производстве, но при этом могут являться запасами стоимости.
Следует отметить, что таможенное законодательство не предполагает отнесение культурных ценностей к отдельной категории товаров с точки зрения таможенного оформления и, таким образом, с этой стороны − культурные ценности становятся товаром, как любым движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации. Товарная номенклатура содержит в себе товарную группу 97 − «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» и предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям:
9701100000 − Картины, рисунки и пастели;
9701900000 – Прочие;
9702000000 − Подлинники гравюр, эстампов и литографий;
970300000 − Подлинники
скульптур и статуэток из
9704000000 − Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты и др.;
9705000000 – Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии, или нумизматике;
9706000000 − Антиквариат возрастом более 100 лет [14].
Данная классификация предполагает отнесение культурных ценностей к отдельной товарной группе.
Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров [17, c. 34].
Кроме того, условно
попадая под определение «
Таким образом, корреспондируя объект «товар» и объект «культурная ценность», можно сделать вывод, что ст. 230 ТК не предусматривает в качестве объекта правонарушения – порядок оформления культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, что также подтверждает необходимость выделения культурных ценностей в отдельную категорию товаров. Исходя из вышеизложенного, следует определиться в разграничении сфер применения административного и уголовного законодательства по отношению к тем случаям, когда нарушен порядок перемещения, включая применение таможенных режимов, порядок таможенного оформления и таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть и ту существенную особенность, которая заключается в определении таможенной стоимости при таможенном оформлением культурных ценностей и помещении их под режим временный «ввоз/вывоз». Согласно закону «О таможенном тарифе», таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и определяется Правительством Российской Федерации на основе положений закона «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость вывозимых товаров также устанавливается Правительством Российской Федерации. При определении таможенной стоимости используются методы, установленные настоящим Законом.
Существенным является то, что ни один из шести методов не может быть применен в случае, когда товаром являются культурные ценности.
Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, т.е. «продуктом труда, созданным для продажи». Надо сказать, что таможенное оформление культурных ценностей происходит в соответствии с установленным для этих целей порядком, который регламентируется Законом о вывозе и ввозе культурных ценностей, таможенным законодательством и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации [19, c. 27].
Фискальная функция
таможенных органов при
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ
Экономические аспекты внешней политики в сфере культуры определяются ростом мировой торговли предметами искусства и антиквариата, миллиардными валютными инвестициями в памятники искусства и истории. Рынок искусства и антиквариата дает работу сотням тысяч человек. Усиливается взаимовлияние межгосударственных отношений и международного экономического сотрудничества в области культуры.
При выработке внешней политики России в указанной сфере следует, в частности, учитывать, что:
Понятие вывоза или ввоза культурных ценностей подразумевает под собой перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории РФ или иностранного государства соответственно, без обязательства их обратного ввоза (вывоза).
Действующий порядок установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Закон Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации. Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства. Вывоз архивов, уникальных и редких музыкальных инструментов, старинных книг и т.д. за пределы российской территории разрешается таможенным органом только при наличии свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Непосредственно выдачу свидетельств на право вывоза культурных ценностей осуществляет Министерство культуры РФ [44].
Кроме того законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из:
– Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность каждого гражданина России заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44), в которой проведено разграничение сфер ведения органов государственной власти различного уровня в области культуры (статьи 71 и 114);
– Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
– Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями), регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
– иных федеральных законов, касающихся вопросов обеспечения содержания музеев и сохранности Музейного фонда Российской Федерации.
В ходе изучения законодательства о культурных ценностях была выявлена совокупность правовых норм, отличающихся различной отраслевой принадлежностью и общей несогласованностью.
Противоречивость терминологии, очевидные изъяны юридической техники, использование неадекватных современным правовым реалиям механизмов – вот лишь неполный список характеристик современного состояния законодательства в указанной сфере.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что действующий Закон требует серьезной редакции с учетом существующих предложений и международного опыта.
Важность сохранения культурных ценностей официально признана Гаагской Конвенцией 1954 года по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и Конвенцией ЮНЕСКО 1970 года о средствах запрета и предотвращения нелегального импорта, экспорта и переходе права собственности на культурные ценности.
Важно помнить, что контроль за вывозом вовсе не означает, что физические и юридические лица не могут вывозить культурные ценности. Цель контролирующих служб – надзор за вывозом предметов искусства и, в определенных случаях, его ограничение. Разрешение на вывоз в форме лицензии выдается во многих случаях, доказательством чего служит активное передвижение предметов искусства по странам мира.
Следует также учесть, что условия и формальности зависят, прежде всего, от страны, из которой экспортируются культурные ценности, а не от гражданства или места жительства. Так, если британский гражданин, проживающий в Испании, покупает произведение искусства в России, вывоз будет осуществляться в соответствии с российскими законами. Если к примеру российский турист в Италии хочет приобрести здесь предметы искусства для вывоза их на родину, то ему нужно ориентироваться на итальянское законодательство [38, c. 13].
Правила вывоза применимы к каждому конкретному случаю, когда кто-то хочет вывезти произведение искусства, признанное таковым по закону, из страны. Они применяются к частным лицам, коммерческим и некоммерческим организациям, государственным учреждениям и т.д. Возраст, гражданство, национальность и место проживания заявителя не имеют значения. Правила действуют в случае как постоянного, так и временного вывоза. К примеру, действие законодательства ЕС, определяющего порядок выдачи лицензий на вывоз культурных ценностей (включая старинные и ценные музыкальные инструменты), распространяется на музыкантов любого возраста, даже на детей и студентов, которые хотят взять свой музыкальный инструмент с собой на каникулы за пределы ЕС.
Все страны при создании национальной системы экспортного контроля делают акцент на собственных особенностях и приоритетах. Законы о культурном наследии должны охранять культурные ценности и не допускать их утечки из страны. Это утверждение можно интерпретировать по-разному. Можно применить его к произведению, созданному в данной стране или художником из этой страны; к предмету искусства, имеющему отношение к важному историческому персонажу; к документам или объектам, представляющим особый интерес для нации.
Подобно некоторым странам ЕС, российские законы по охране наследия действуют в отношении всех предметов искусства (или культурных ценностей), возраст которых превышает 50 лет. Предметы, особо значимые для российского культурного наследия, такие как иконы, старинные монеты, медали и музыкальные инструменты, оговариваются особо. В отличие от лицензионной системы стран ЕС, которая базируется либо на возрасте, либо на соотношении возраста и стоимости, в России именно возраст является главным фактором, определяющим, может ли данный объект считаться культурной ценностью и, как следствие, подпадать под действие Закона о ввозе и вывозе [38, c. 14].
Контроль за ввозом осуществляется по нескольким причинам. Во-первых, страна может регистрировать ввозимые предметы, чтобы обеспечить соблюдение международных соглашений, касающихся похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. Во-вторых, некоторые страны ведут учет и обновляют национальный реестр охраняемых культурных ценностей, поэтому для них важно знать дату ввоза предмета, чтобы определить, значится ли он в реестре. В-третьих, причина контроля ввоза может быть связана с системой освобождения от уплаты налогов и пошлин.
Информация о работе Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей