Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.

Содержание работы

Введение
1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ
7
11
1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения
11
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ

18
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
28
2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля
34
2.1 Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей
34
2.2 Порядок временного вывоза культурных ценностей
43
2.3 Таможенное оформление и декларирование культурных
ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ

48
3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей
57
3.1 Поиск и возвращение похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностей: практика работы Министерства культуры
Российской Федерации в сотрудничестве с Пензенской областью


57
3.2 Предотвращение незаконного перемещения культурных
ценностей через таможенную границу РФ

72
Заключение
83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

К примеру, в России физическое лицо, ввозящее в страну культурные ценности для личного пользования (не для продажи), может быть освобождено от уплаты налогов и таможенных сборов после указания этих ценностей в декларации.

Культурные ценности, заявленные к вывозу подлежат обязательной экспертизе. Отказ представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза [8]. Схема организации проведения экспертиз культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу из РФ представлена в Приложении А. Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. №322. Вывоз произведений, владельцем которых является сам автор, может быть разрешен при предъявлении заключения соответствующего творческого союза или учреждения, где работал автор, об авторстве и возможности их вывоза. Перемещение через таможенную границу РФ современных сувенирных изделий и предметов культурного назначения осуществляется на общеустановленном порядке, без предъявления таможенным органам свидетельства. Если у должностного лица таможенных органов возникает сомнение в отнесении ввозимых товаров к предметам культурного назначения, он вправе потребовать предоставления справки установленного образца, подтверждающей, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельство на право вывоза с территории России. Справка выдается федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникации и охране культурного наследия Минкультуры России или территориальными управлениями по сохранению культурных ценностей Минкультуры России. Нужно отметить, что предоставление справки при перемещении через таможенную границу РФ не обязательно.

Вывозу с территории РФ не подлежат следующие категории  культурных ценностей:

  • движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
  • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации;
  • культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом [2].

Данный список является исчерпывающим и запрет на вывоз  культурных ценностей по другим основаниям не допускается. В соответствии с международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению. При пересылке в почтовых отправлениях предметы предъявляются соответствующим учреждениям связи вместе с квитанцией об оплате таможенной пошлины.

Если граждане выезжают на постоянное место жительства за рубеж и желают вывезти из России отдельные предметы, являющиеся семейными реликвиями или мемориальными ценностями и не хранящиеся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотек и т.д., то свидетельства на право вывоза указанных предметов выдаются им с разрешения Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей. Обязательное условие для получения такого разрешения − представления доказательства права собственности на названные предметы. Порядок выдачи свидетельства включает в себя проведение обязательной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации. В случае установления экспертизой, что заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы культурного назначения не подпадают под действие Закона, Росохранкультурой или ее территориальным органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельства. В Приложении Б представлены положения, когда заявителю отказывают в вывозе культурных ценностей [20, c. 40].

Сохранением культурных ценностей занимается федеральная служба по сохранению культурных ценностей, включающая в себя Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации и двенадцать территориальных управлений.

Результатом деятельности этих служб является то, что к  настоящему времени прекращен повальный  вывоз культурных ценностей за рубеж, что введены правила, регулирующие торговлю антиквариатом, что создан и практически используется ФРКЦ (Федеральный регистр культурных ценностей, запрещенных к вывозу из России и находящихся в розыске), что конфискованные культурные ценности находят себе новых владельцев в лице государственных музеев, архивов, библиотек.

Культурные ценности в России по-прежнему создаются, продаются и покупаются, и не в последнюю очередь – благодаря развитию международного туристического обмена. Определенное число въездных или выездных туристов стремятся вывезти из России, чаще −  в качестве сувениров и подарков, реже − для продажи, культурные ценности, или «предметы культурного назначения» [22, c. 51].

В 2009 году центральным  аппаратом и территориальными органами Росохранкультуры оформлено 3011 свидетельств на право вывоза и временного вывоза 62 686 культурных ценностей с территории Российской Федерации, из них:

  • 2236 свидетельств на право вывоза 39 597 культурных ценностей;
  • 775 свидетельств на право временного вывоза 23 089 культурных ценностей из 38 учреждений культуры и науки.

 Общая сумма страховой  оценки временно вывезенных культурных  ценностей составила 3 584 046 775 долларов США.

Принято 31 решение о  продлении срока временного вывоза культурных ценностей.

Отказано к выдаче разрешения на вывоз 57 культурных ценностей.

В зарубежных выставках  участвовало 27 российских  государственных  учреждений культуры. Оформлено 77 писем  с подтверждением отнесения к  категории культурных ценностей 3143 предметов, временно ввозимых в Российскую Федерацию с целью экспонирования в российских учреждениях культуры [45].

Основные показатели деятельности Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия за 2005-2009гг. представляют собой:

Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности Росохранкультуры за 2005-2009гг. [38, c. 48,  45]

Период

Количество выданных свидетельств на право вывоза культурных ценностей  с территории РФ

Количество предметов, на которые  выданы свидетельства

Регистрация ввозимых  и временно ввозимых культурных ценностей

Вывоз

Времен-ный вывоз

Всего

Вывоз

Временный вывоз

Всего

Ввоз

Временный ввоз

Количество обращений

Количество предметов

Количество  обращений

Количество предметов

2005

1689

459

2148

28343

8748

37091

4300

16761

1741

2752

2006

2107

680

2787

32721

16845

49566

5914

19359

2651

4913

2007

2459

734

3193

34129

15761

49890

5899

19647

2112

5387

2008

2709

721

3430

34518

11689

46207

6211

24258

2700

4228

2009

2236

775

3011

39597

23089

62686

5912

17919

2563

3143


          Подтверждена культурная значимость и зарегистрирован ввоз на территорию Российской Федерации юридическими и физическими лицами 17 919   культурных ценностей, в том числе:

  • ввоз ОАО «Банк ВТБ» коллекции русских раритетных книг, включающей в себя издания периода ручной печати, прижизненные издания выдающихся русских писателей и поэтов, комплекты журналов и альманахи, картографические издания, альбомы, рукописные материалы на русском и иностранных европейских языках, изданные в России и за рубежом в 15-20 веках (1400 единиц) для передачи в дар Российской государственной библиотеке;
  • ввоз благотворительным фондом «Константиновский» коллекции произведений театрально-декорационного искусства русских художников 1880-1930 годов из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (180 единиц). Объемы вывоза и ввоза культурных ценностей, включая временный ввоз/вывоз можно увидеть на рисунке 1.2 [45].

Рисунок 1.2 – Объемы ввоза и вывоза культурных ценностей за 2008 и

2009гг. (по количеству  предметов)

 

Согласно данным, приведенным в диаграмме, в 2009г. вывоз культурных ценностей из России по сравнению с 2008г. увеличился на 35 %.  Ввоз культурных ценностей наоборот уменьшился на 22 % .

Кроме того, обеспечено проведение 742 экспертиз на 15 861 культурную ценность, задержанную или конфискованную таможенными и другими правоохранительными органами, в том числе 481 экспертиза на 11 627 предметов по запросам таможенных органов и 271 экспертиза на 4 234 предмета по запросам правоохранительных и судебных органов.

Сумма государственной  пошлины за предоставление права  временного и постоянного вывоза культурных ценностей составила 7 732 403 руб.

Культурные ценности вывозятся прежде всего в Израиль, в Японию, в Китай, в США, а также  в европейские государства, в  другие страны Юго-Восточной Азии  −  Малайзию, Бирму, Вьетнам и другие  и в прочие государства [42].

Вывоз культурных ценностей  в каждую из стран имеет свои особенности. В Японии и странах Юго-Восточной  Азии интерес вызывают прежде всего  произведения современных  российских художников, изделия декоративно-прикладного искусства местных народных мастеров, в США − национальные народные промыслы. В КНР вывозят живописные произведения и предметы коллекционирования, на которых там можно сделать определенный бизнес. Кроме того, на вывоз заявлялись и запрещенные к вывозу культурные ценности − главным образом, предметы коллекционирования (старинные монеты, в том числе российские − XVIII–XIX веков, китайские − от III века до нашей эры до XVIII века) и антиквариат, представленный швейцарскими часами XIX века, самоварами, иконами и т. д. [22, c. 54]

В настоящее время  существует несколько категорий  потребителей антиквариата – коллекционеры, иностранные и российские туристы, число которых с каждым годом  растет. Кроме того, у российских граждан появилось в последние годы больше возможностей для поездок за рубеж, как в командировки, так и просто на отдых, поэтому контрабандный ввоз/вывоз из страны культурных ценностей и предметов старины стал одной из тех проблем, с которыми довольно часто приходится сталкиваться российским таможенникам. Поэтому их основная задача − поставить заслон на пути перемещения исторических и культурных ценностей через границу.

 

 

1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей

 

Общественные интересы и финансовая политика государства обусловила соответствующие запреты или льготы на международном рынке искусства и антиквариата. Экономические факторы в значительной степени определяют:

  • политику в области международной торговли произведениями искусства и антиквариата;
  • налогообложение и таможенное регулирование деятельности в сфере культуры;
  • регулирование имущественных прав на объекты исторического и культурного наследия.

Таможенный кодекс устанавливает  особые условия для перемещения  культурных ценностей физическими лицами. При этом специфика правил перемещения этой категории товаров через таможенную границу обуславливается их особым статусом и выражается в особенностях применения мер и средств административного и налогового регулирования.

Помимо таможенного кодекса, правила ввоза культурных ценностей на таможенную территорию РФ и их вывоз за пределы страны устанавливаются положениями специальных нормативных правовых актов. Как уже ранее отмечалось немаловажное место занимает Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (Закон №4804-1). В соответствии с нормами таможенного кодекса предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей [5].

Условиями освобождения от уплаты таможенных платежей данного  вида товаров (если их стоимость превышает 65 тысяч рублей, поскольку в ином случае (если их стоимость ниже 65 тысяч  рублей) они могут перемещаться с  полным освобождением в общем  порядке) согласно п. 2 письма ГТК России от 6 мая 2004 г. №01-06/16519 «О порядке таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами» являются:

  • отнесение их к категории культурных ценностей;
  • их письменное декларирование при перемещении в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, т.е. при следовании физического лица через таможенную границу РФ;
  • специальная регистрация, предусмотренная законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей [10].

Информация о работе Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей