Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.
Введение
1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ
7
11
1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения
11
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ
18
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
28
2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля
34
2.1 Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей
34
2.2 Порядок временного вывоза культурных ценностей
43
2.3 Таможенное оформление и декларирование культурных
ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ
48
3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей
57
3.1 Поиск и возвращение похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностей: практика работы Министерства культуры
Российской Федерации в сотрудничестве с Пензенской областью
57
3.2 Предотвращение незаконного перемещения культурных
ценностей через таможенную границу РФ
72
Заключение
83
Список использованных источников
К примеру, в России физическое лицо, ввозящее в страну культурные ценности для личного пользования (не для продажи), может быть освобождено от уплаты налогов и таможенных сборов после указания этих ценностей в декларации.
Культурные ценности, заявленные к вывозу подлежат обязательной экспертизе. Отказ представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза [8]. Схема организации проведения экспертиз культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу из РФ представлена в Приложении А. Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. №322. Вывоз произведений, владельцем которых является сам автор, может быть разрешен при предъявлении заключения соответствующего творческого союза или учреждения, где работал автор, об авторстве и возможности их вывоза. Перемещение через таможенную границу РФ современных сувенирных изделий и предметов культурного назначения осуществляется на общеустановленном порядке, без предъявления таможенным органам свидетельства. Если у должностного лица таможенных органов возникает сомнение в отнесении ввозимых товаров к предметам культурного назначения, он вправе потребовать предоставления справки установленного образца, подтверждающей, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельство на право вывоза с территории России. Справка выдается федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникации и охране культурного наследия Минкультуры России или территориальными управлениями по сохранению культурных ценностей Минкультуры России. Нужно отметить, что предоставление справки при перемещении через таможенную границу РФ не обязательно.
Вывозу с территории РФ не подлежат следующие категории культурных ценностей:
Данный список является исчерпывающим и запрет на вывоз культурных ценностей по другим основаниям не допускается. В соответствии с международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению. При пересылке в почтовых отправлениях предметы предъявляются соответствующим учреждениям связи вместе с квитанцией об оплате таможенной пошлины.
Если граждане выезжают на постоянное место жительства за рубеж и желают вывезти из России отдельные предметы, являющиеся семейными реликвиями или мемориальными ценностями и не хранящиеся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотек и т.д., то свидетельства на право вывоза указанных предметов выдаются им с разрешения Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей. Обязательное условие для получения такого разрешения − представления доказательства права собственности на названные предметы. Порядок выдачи свидетельства включает в себя проведение обязательной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации. В случае установления экспертизой, что заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы культурного назначения не подпадают под действие Закона, Росохранкультурой или ее территориальным органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят и для их вывоза не требуется свидетельства. В Приложении Б представлены положения, когда заявителю отказывают в вывозе культурных ценностей [20, c. 40].
Сохранением культурных ценностей занимается федеральная служба по сохранению культурных ценностей, включающая в себя Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации и двенадцать территориальных управлений.
Результатом деятельности этих служб является то, что к настоящему времени прекращен повальный вывоз культурных ценностей за рубеж, что введены правила, регулирующие торговлю антиквариатом, что создан и практически используется ФРКЦ (Федеральный регистр культурных ценностей, запрещенных к вывозу из России и находящихся в розыске), что конфискованные культурные ценности находят себе новых владельцев в лице государственных музеев, архивов, библиотек.
Культурные ценности в России по-прежнему создаются, продаются и покупаются, и не в последнюю очередь – благодаря развитию международного туристического обмена. Определенное число въездных или выездных туристов стремятся вывезти из России, чаще − в качестве сувениров и подарков, реже − для продажи, культурные ценности, или «предметы культурного назначения» [22, c. 51].
В 2009 году центральным аппаратом и территориальными органами Росохранкультуры оформлено 3011 свидетельств на право вывоза и временного вывоза 62 686 культурных ценностей с территории Российской Федерации, из них:
Общая сумма страховой
оценки временно вывезенных
Принято 31 решение о продлении срока временного вывоза культурных ценностей.
Отказано к выдаче разрешения на вывоз 57 культурных ценностей.
В зарубежных выставках участвовало 27 российских государственных учреждений культуры. Оформлено 77 писем с подтверждением отнесения к категории культурных ценностей 3143 предметов, временно ввозимых в Российскую Федерацию с целью экспонирования в российских учреждениях культуры [45].
Основные показатели деятельности Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия за 2005-2009гг. представляют собой:
Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности Росохранкультуры за 2005-2009гг. [38, c. 48, 45]
Период |
Количество выданных свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории РФ |
Количество предметов, на которые выданы свидетельства |
Регистрация ввозимых и временно ввозимых культурных ценностей | |||||||
Вывоз |
Времен-ный вывоз |
Всего |
Вывоз |
Временный вывоз |
Всего |
Ввоз |
Временный ввоз | |||
Количество обращений |
Количество предметов |
Количество обращений |
Количество предметов | |||||||
2005 |
1689 |
459 |
2148 |
28343 |
8748 |
37091 |
4300 |
16761 |
1741 |
2752 |
2006 |
2107 |
680 |
2787 |
32721 |
16845 |
49566 |
5914 |
19359 |
2651 |
4913 |
2007 |
2459 |
734 |
3193 |
34129 |
15761 |
49890 |
5899 |
19647 |
2112 |
5387 |
2008 |
2709 |
721 |
3430 |
34518 |
11689 |
46207 |
6211 |
24258 |
2700 |
4228 |
2009 |
2236 |
775 |
3011 |
39597 |
23089 |
62686 |
5912 |
17919 |
2563 |
3143 |
Подтверждена культурная значимость и зарегистрирован ввоз на территорию Российской Федерации юридическими и физическими лицами 17 919 культурных ценностей, в том числе:
Рисунок 1.2 – Объемы ввоза и вывоза культурных ценностей за 2008 и
2009гг. (по количеству предметов)
Согласно данным, приведенным в диаграмме, в 2009г. вывоз культурных ценностей из России по сравнению с 2008г. увеличился на 35 %. Ввоз культурных ценностей наоборот уменьшился на 22 % .
Кроме того, обеспечено проведение 742 экспертиз на 15 861 культурную ценность, задержанную или конфискованную таможенными и другими правоохранительными органами, в том числе 481 экспертиза на 11 627 предметов по запросам таможенных органов и 271 экспертиза на 4 234 предмета по запросам правоохранительных и судебных органов.
Сумма государственной пошлины за предоставление права временного и постоянного вывоза культурных ценностей составила 7 732 403 руб.
Культурные ценности вывозятся прежде всего в Израиль, в Японию, в Китай, в США, а также в европейские государства, в другие страны Юго-Восточной Азии − Малайзию, Бирму, Вьетнам и другие и в прочие государства [42].
Вывоз культурных ценностей в каждую из стран имеет свои особенности. В Японии и странах Юго-Восточной Азии интерес вызывают прежде всего произведения современных российских художников, изделия декоративно-прикладного искусства местных народных мастеров, в США − национальные народные промыслы. В КНР вывозят живописные произведения и предметы коллекционирования, на которых там можно сделать определенный бизнес. Кроме того, на вывоз заявлялись и запрещенные к вывозу культурные ценности − главным образом, предметы коллекционирования (старинные монеты, в том числе российские − XVIII–XIX веков, китайские − от III века до нашей эры до XVIII века) и антиквариат, представленный швейцарскими часами XIX века, самоварами, иконами и т. д. [22, c. 54]
В настоящее время существует несколько категорий потребителей антиквариата – коллекционеры, иностранные и российские туристы, число которых с каждым годом растет. Кроме того, у российских граждан появилось в последние годы больше возможностей для поездок за рубеж, как в командировки, так и просто на отдых, поэтому контрабандный ввоз/вывоз из страны культурных ценностей и предметов старины стал одной из тех проблем, с которыми довольно часто приходится сталкиваться российским таможенникам. Поэтому их основная задача − поставить заслон на пути перемещения исторических и культурных ценностей через границу.
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
Общественные интересы и финансовая политика государства обусловила соответствующие запреты или льготы на международном рынке искусства и антиквариата. Экономические факторы в значительной степени определяют:
Таможенный кодекс устанавливает особые условия для перемещения культурных ценностей физическими лицами. При этом специфика правил перемещения этой категории товаров через таможенную границу обуславливается их особым статусом и выражается в особенностях применения мер и средств административного и налогового регулирования.
Помимо таможенного кодекса, правила ввоза культурных ценностей на таможенную территорию РФ и их вывоз за пределы страны устанавливаются положениями специальных нормативных правовых актов. Как уже ранее отмечалось немаловажное место занимает Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (Закон №4804-1). В соответствии с нормами таможенного кодекса предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей [5].
Условиями освобождения от уплаты таможенных платежей данного вида товаров (если их стоимость превышает 65 тысяч рублей, поскольку в ином случае (если их стоимость ниже 65 тысяч рублей) они могут перемещаться с полным освобождением в общем порядке) согласно п. 2 письма ГТК России от 6 мая 2004 г. №01-06/16519 «О порядке таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами» являются:
Информация о работе Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей