Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями МК РФ по сохранению культурных ценностей.

Содержание работы

Введение
1 Перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ
7
11
1.1 Культурные ценности и основания для их перемещения
11
1.2 Правовые аспекты экспорта и импорта культурных ценностей,
перемещаемых через таможенную границу РФ

18
1.3 Пошлины и налоги при перемещении культурных ценностей
28
2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля
34
2.1 Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей
34
2.2 Порядок временного вывоза культурных ценностей
43
2.3 Таможенное оформление и декларирование культурных
ценностей, перемещаемых через таможенную границу РФ

48
3 Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей
57
3.1 Поиск и возвращение похищенных или незаконно вывезенных
культурных ценностей: практика работы Министерства культуры
Российской Федерации в сотрудничестве с Пензенской областью


57
3.2 Предотвращение незаконного перемещения культурных
ценностей через таможенную границу РФ

72
Заключение
83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Если культурные ценности перемещаются иным образом в адрес  физических лиц, не следующих через таможенную границу РФ (например, пересылаются), то в отношении таких культурных ценностей применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Если при таможенном оформлении не представляется возможным принять решение об отнесении товара к культурной ценности, таможенный орган вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с общими нормами ТК.

При вывозе культурных ценностей, оформленных в соответствии с  установленным порядком, экспортная таможенная пошлина не взимается, кроме  того, такие культурные ценности не могут рассматриваться в составе  личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе (статья 52 Закона №4804-1).

Согласно статье 53 Закона №4804-1 разрешения на вывоз товаров  и их экспертизу должно быть оплачено [2]. При ввозе данная экспертиза также может проводиться в случае спорной ситуации по инициативе заинтересованного лица. При вывозе она носит обязательный характер, поскольку сам вывоз будет невозможен без соответствующего заключения. Расходы на проведение такой экспертизы могут стать дополнительным бременем при вывозе товара, обладающего некоторыми признаками культурной ценности. Например, при вывозе некоторых старых предметов.

Кроме того, физическое лицо должно уплатить государственную пошлину. В соответствии с Налоговым кодексом (НК) государственная пошлина уплачивается в размерах, представленных на рисунке 1.3 [7].

Рисунок 1.3 – Размер государственной пошлины за право вывоза культурных ценностей

 

Для исчисления государственной  пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается рыночная стоимость культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе. В случае, если орган государственной власти, выдающий свидетельство на право вывоза культурных ценностей, определяет иную стоимостную оценку культурных ценностей, для исчисления государственной пошлины за право вывоза культурных ценностей принимается более высокая стоимость.

Государственная пошлина  за право вывоза культурных ценностей  уплачивается исходя из стоимости всех одновременно вывозимых одним лицом культурных ценностей.

От уплаты госпошлины освобождаются:

  • физические лица − авторы культурных ценностей;
  • сотрудники дипломатического представительства или консульского учреждения, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, не являющиеся гражданами страны пребывания.

         Госпошлина не уплачивается:

  • за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику.

Сумма государственной  пошлины за предоставление права  временного и постоянного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации в 2009 году составила 7 732 403 руб., что на 2 946 403 руб. больше, чем в 2008 году. Эту разницу можно увидеть на рисунке 1.4 [45].

Существуют значительные льготы для физических лиц, ввозящих культурные ценности в Россию для личного пользования. Если физическое лицо приобрело культурные ценности за рубежом, при следовании этого физического лица через таможенную границу (то есть если культурные ценности ввозятся с сопровождаемом или в несопровождаемом багаже) и при условии приобретения ценностей для личного пользования (то есть не в рамках осуществления предпринимательской деятельности) таможенный орган полностью освобождает физическое лицо от уплаты таможенных пошлин и налогов, при условии письменного декларирования при ввозе и специальной регистрации предмета как культурной ценности.

Рисунок 1.4 – Объем государственной пошлины, уплаченной за 2008 и 2009гг. (млн. руб.)

 

Если же груз пересекает таможенную границу РФ почтовым отправлением, то физическое лицо в любом случае платит НДС по ставке 18% (в составе совокупного таможенного платежа) согласно ст. 150 НК РФ, по которой ввозимые культурные ценности не относятся к освобождаемым от налогообложения, и ст. 164 НК РФ, определяющей 18-процентную величину ставки НДС  [7].

Однако таможенный орган  может потребовать обеспечение  оплаты пошлин и налогов, если не сможет определить статус предмета как культурной ценности (нет в пункте соответствующего эксперта либо нет документов, подтверждающих такой статус, и т.д.). В таких случаях лицо получает обратно сумму обеспечения только после подтверждения Россвязьохранкультурой данного статуса предмета.

Ввоз музеями и другими  учреждениями культуры культурных ценностей  для собственных коллекций также освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов, но только в случае, когда культурная ценность поступает в дар в музей или учреждение культуры и внесена в перечень особо ценных объектов культурного наследия.

Что касается временного ввоза культурных ценностей, Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» устанавливает обязательство таможенного контроля и регистрации таких ценностей. и временно ввозимых на территорию Российской Федерации.

Если, например музыкант, ввозит старинный музыкальный инструмент для гастролей в России, то ему следует учитывать этот момент, в противном случае у него могут возникнуть сложности при обратном вывозе инструмента из России. Поэтому он должен письменно декларировать инструмент и убедиться, что должностное лицо проставляет в декларацию штамп о временном ввозе культурной ценности [38, c. 280].

Как правило, временный  ввоз культурных ценностей в большинстве  случаев связан с экспонированием  российскими музеями, а также  другими государственными организациями  культуры. Другой типичный случай касается зарубежных музыкантов, гастролирующих в России. Таможенное законодательство предусматривает для таких случаев исключение из общего правила предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых культурных ценностей. Для такого освобождения требуется предварительное подтверждение Россвязьохранкультуры о статусе культурной ценности ввозимых предметов.  

2 Культурные ценности как объекты таможенного контроля

 

2.1 Порядок  вывоза и ввоза культурных ценностей

 

Среди особо опасных  видов контрабанды незаконное перемещение  через таможенную границу культурных ценностей занимает исключительное место, не всегда адекватно воспринимаемое не только большинством граждан, но и  рядовыми таможенниками, а иногда и руководителями соответствующих структур. С одной стороны, есть понимание, как отмечал экс-руководитель ФТС России А.Е. Жерихов, что контрабанда культурных ценностей «является одним из опасных экономических преступлений, относится к тяжким, а ее квалифицированный состав – особо тяжким преступлениям». Именно такой подход при последовательном его воплощении определяет уровень ответственности должностных лиц таможенных органов. Но это понимание нередко носит отвлеченный характер, является «теоретическим». Поэтому реально существует и другая сторона, связанная с тем, что далеко не все должностные лица, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, в полной мере осознают масштабы явления, свою роль и ответственность в регулировании или пресечении незаконных действий, в достаточной степени обладают необходимыми навыками и знаниями, чтобы работать с объектами, отнесенными международным и национальным законодательством к культурным ценностям и являющимися самым сложным товаром из всех, с которыми имеет дело таможенник [20, c. 44].

Поэтому в данном параграфе  рассмотрим основные вопросы перемещения культурных ценностей, попадающих в сферу ответственности таможенных органов и порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.

Культурные ценности по разным причинам обладают особой привлекательностью и имеют важное значение для всех слоев общества, причем не отдельных его представителей, что характерно для других особо опасных видов контрабанды, а неопределенного множества. Это «множество» дифференцировано на численно разные группы с разным социальным и имущественным статусом.

Самая осведомленная  группа с большими возможностями – это крупные и средние коллекционеры и такого же уровня профессиональные торговцы антиквариатом. Они знают законодательство и стремятся его соблюдать. С ними у таможенных органов, за редким исключением, недоразумений нет. Свои вопросы они решают легально или по «серой» схеме с помощью денег и связей, не подвергая себя риску и не создавая проблем таможне.

Более многочисленная часть – мелкие коллекционеры, лотошные торговцы коллекционным товаром, авантюристы-собиратели коллекционного товара. Среди них достаточно действующих и потенциальных нарушителей, попадающих в сферу ответственности региональных отделений МВД России. Они, безусловно, нарушают и таможенные правила, а также уголовное законодательство в части незаконного перемещения культурных ценностей, но сами в статистику попадают крайне редко. Это связано с двумя особенностями данной группы, характерными для современной России. Во-первых, количество тех из них, кто стремится самостоятельно вывезти культурные ценности, теперь сравнительно невелико. Во-вторых, кто за это берется, знают законодательство и если что-то перемещают, то делают это подготовлено. Для вывоза «своих» культурных ценностей они используют проводников в поездах, водителей автобусов и большегрузных автомобилей, авиаперсонал – всех, кто регулярно работает на международных маршрутах.

Наиболее массовой частью обладателей культурных ценностей  является население. Население сел и городов хранит (нередко еще использует) предметы культа, в частности иконы, книги, возраст которых превышает 50 и 100 лет, предметы народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, монеты, боны, банкноты, ценные бумаги и т.д. Список включает все категории, указанные в ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». То, что эти предметы являются культурными ценностями, известно специалистам, должностным лицам таможенных органов и небольшому числу граждан. Причем даже эта малая просвещенная часть граждан, по имеющимся данным, не придает своему знанию юридический смысл и поэтому не пытается легитимизировать поведение, отправляясь за границу с домашними раритетами.

Неисчислимое народное культурно-ценностное достояние попадает в сферу интересов таможни тогда, когда в силу различных причин пересекает границу РФ с ближним или дальним зарубежьем. Общим правилом дилетантского отношения к перемещаемым культурным ценностям «народной группы» является повсеместное недекларирование и отсутствие сложных способов утаивания от таможенного контроля. Их везут почти открыто в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, дорожном чемодане, дамской сумке, портфеле, посылке и т.п. В настоящее время более 70% всех возбуждаемых уголовных дел по ч. 2 ст. 188 УК РФ в связи с незаконным перемещением культурных ценностей через границу России относится к вышесказанному [18, c. 48].

В таможенный учет как  провозители культурных ценностей попадают и нерезиденты, посещавшие Россию на определенный срок. Примеров много и они очень типичны: «увидел, понравилось, купил, хотел сохранить как память о России или подарить родственникам». Свое приобретение из числа культурных ценностей, проходя таможенный контроль, они не таят, хотя, в лучшем случае, располагают только фискальными документами из магазина. Конечно, среди нерезидентов есть настоящие контрабандисты, есть «оптовики»-коллекционеры – чаще это работники, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, но об их задержании таможенными органами известно недостаточно и поведение их при перемещении культурных ценностей не столь наивно, как у их земляков-туристов.

Таким образом, на современном  этапе культурные ценности из России незаконно вывозят как резиденты, так и нерезиденты; определенная часть перемещаемого задерживается при прохождении таможенного контроля (условно, в пределах до 8% от общего количества, что соответствует максимальному пределу задержания контрабанды вообще). По наблюдениям, примерный качественный состав и соотношение выделенных выше участников, покушавшихся на контрабанду культурных ценностей, следующий [17, с. 154].

Рисунок 2.1 – Качественный состав и соотношение, покушавшихся на незаконный вывоз культурных ценностей

 

Более 70% - «население», перемещающее принадлежащие ему по нраву наследования (как правило, трудно подтверждаемому, но фактически таковым являющимся) или приобретенные по случаю с соблюдением обычных процедур (чаще всего являющиеся недействительными, так как заключены без письменной сделки (Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», ст. 45), что игнорируется по незнанию) культурные ценности [2]. Основных причин для перемещения четыре: при выезде из страны на постоянное место жительства; передача родственникам или другим близким людям памятного атрибута; подарок при встрече; продажа с целью окупить поездку.

В пределах 10-15% – мелкие коллекционеры, торговцы коллекционным товаром и т.п. Цель – формирование или улучшение структуры коллекции, а также продажа для получения прибыли.

Около 10% – иностранцы-«сувенирщики». Культурные ценности, антиквариат покупают для личного употребления или в подарок.

Примерно 5-7% – остальные. Причины перемещения культурных ценностей разные, в том числе в качестве образцов для проведения научных исследований [17, c.156].

 Федеральный закон  Российской Федерации от 15.04.93. №  4804-1 является одним из основных  руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей. Вместе с иными законодательными актами Российской Федерации настоящий Закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

Информация о работе Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей