Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:38, курсовая работа
Тема моей курсовой работы очень актуальна на данный момент, т. к. Россия активно участвует и развивается в международной торговле. С вступлением в ВТО следует ожидать увеличения экспорта и импорта товаров. К числу основных задач экономического и социального развития России на современном этапе относится создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила "игры" и следовать им. В этой связи, создание и развитие системы сертификации в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.
Введение 3
1. Сертификация: цели, схемы, виды, этапы 4
1.1 Порядок проведения сертификации 11
1.2 Органы сертификации 15
1.3 Документальное оформление результатов сертификации 19
2. История сертификации 23
2.1 Сертификация в СССР 24
2.2 Сертификация в России 25
2.3 Сертификация в международной торговле. 26
3. Проблемы сертификации 33
Заключение 38
Список литературы 39
Тем не менее, приходится считаться с имеющими место отрицательными явлениями. Известно что, начиная с 1-го января 1995 года, правопреемницей ГАТТ стала Всемирная Торговая Организация (ВТО) - World Trade Organization. Ее создание было результатом сложных и многоплановых международных торговых переворотов, в которых участвовало 125 государств. Основой правовой системы ВТО остается Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. Это подтверждается фактом, что из 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50 являются правовыми документами ГАТТ в редакции 1994 г.
Несмотря на наличие, ряда нерешенных проблем во взаимоотношениях с ВТО, Россия в течение ряда последних лет готовилась присоединиться к соглашениям по техническим барьерам в торговле (ТБТ), по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС). И совершенно недавно, 22 августа 2012 года, наша страна вступила в ВТО.
С одной стороны, вступление России в ВТО дает многостороннюю правовую основу для:
• развития экспортно-импортных возможностей и изменения структуры экспорта путем преодоления его сырьевой направленности;
• гарантии всем участникам
торговли режима наибольшего
• защиты отечественных производителей от торгово-политических дискриминаций в условиях разумной и открытой экономики.
С другой стороны, после вступлении России в ВТО необходимо учитывать положения ГАТТ о том, что государства, вступающие в ВТО, должны принимать в полном объеме предусмотренные нормы, главными из которых являются совмещение своего национального внешнеторгового законодательства с положениями ГАТТ и другими правовыми документами ВТО.
Кроме того, для обеспечения вступления России в ВТО необходимо было осуществление следующих основных законодательных, организационных и финансовых мер:
• упрощение процедуры обязательной сертификации и более широкое применение декларации о соответствии;
• сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и расширение применения добровольной сертификации;
• большая гармонизация российских санитарных, фитосанитарных и других норм с международными;
• развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей устранение технических барьеров;
• введение современной системы аккредитации, учитывающей международные требования к гласности мер, принимаемых в этой области и ряда других.
Необходимо отметить, что
вступление России в ВТО требует
существенного повышения
Как отмечалось выше, одним из препятствий в развитии международной торговли являются нетарифные ограничения, основанные на несоответствии стандартов и систем сертификации различных государств. Наличие указанных нетарифных барьеров требует от всех государств при осуществлении внешней торговли решения проблемы взаимного, а иногда и одностороннего признания результатов обязательной сертификации продукции. При этом обеспечивается защита прав потребителей и устраняется один из барьеров в международной торговле. Проблема взаимного или одностороннего признания может решаться путем участия государства в международных и региональных организациях по сертификации, или заключением государственными органами соглашений с национальными органами по сертификации зарубежных государств о взаимном признании результатов испытаний продукции при ее сертификации. Кроме того, развитию многосторонних и двухсторонних связей между государствами с целью содействия экспорту и импорту могло бы способствовать создание совместных фирм, которые после осуществления процесса сертификации, при условии взаимопризнания его результатов, имели бы право выдавать сертификаты государств, осуществляющих взаимный товарооборот. Также было бы полезно, чтобы органы по сертификации различных государств могли бы создавать свои представительства (филиалы) в странах-торговых партнерах с полномочиями оформлять в них сертификаты соответствия.
Исходя из сказанного, целесообразно
расширить права органов по сертификации,
разрешив им на свою ответственность
заключать договора с аналогичными
зарубежными организациями на создание
своих филиалов при них с полномочиями
оформлять сертификаты. Также при
условии двухсторонней
• взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации;
• взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;
• аккредитация органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с участием экспертов государств-участников Соглашения;
• право государств-участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Однако, учитывая разную степень готовности Государств СНГ к проведению сертификации, было принято решение о заключении двусторонних соглашений между национальными органами по признанию ее результатов. Указанные двусторонние соглашения подписаны между Госстандартом России и национальными органами по сертификации Белоруссии, Литвы, Молдавии и Украины.
Соглашения предусматривают:
• конкретные сроки, условия и процедуры взаимного признания органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных в своих национальных системах сертификации;
• порядок подтверждения безопасности продукции, принятой по взаимному признанию на определенный срок;
• сохранение ответственности изготовителя за безопасность ввозимой продукции и ответственности органов Национальной Системы сертификации государства - эксперта за правильность выданных сертификатов. При этом установлено, что сертификат Государства экспортера должен переоформляться в порядке, определенном национальной системой Государства - получателя продукции.
В России контроль ввозимой продукции производят органы таможни, которыми в лице ФТС установлен «Перечень товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию РФ».
При этом установлено, что ввозимые товары подлежат декларированию таможенному органу, производящему их таможенное оформление. В порядке, установленном Федеральной таможенной службой России.
Одновременно с таможенной
декларацией и иными
При этом органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обеспечивать уверенность в их объективности и компетентности оценки продукции при сертификации.
Следует отметить, что определенные группы продукции, закупаемые за рубежом и ввозимые в Россию, применение и (или) употребление которых требует непосредственного участия человека, должны соответствовать санитарным и ветеринарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека. Их сертификация органами Госстандарта России осуществляется только при наличии гигиенического, или ветеринарного, или фитосанитарного сертификатов, подтверждающих соответствие специфическим для данных групп продукции требованиям безопасности. Ввозимые в Россию по импорту средства измерений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» подлежат поверке, предусматривающей с целью утверждения типа средства измерений, проведение обязательных испытаний в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора. При положительном результате поверки Госстандартом России должен быть оформлен сертификат об утверждении типа средства измерений. Перечень групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждается Госстандартом России. В случае, когда необходимо лишь подтверждение пригодности к применению средства измерении и не ставится задача государственного метрологического контроля и надзора, средство измерений подвергается калибровке.
При наличии признанного
Госстандартом России иностранного
сертификата, декларант (заявитель) может
представить его. Для оформления
свидетельства о наличии
Госстандарт России также проводит работу по Созданию за рубежом центров и органов по сертификации и испытательных лабораторий в Системе сертификации ГОСТ Р. При этом создание соответствующих организаций может осуществляться любым субъектом хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством этого государства. Ведутся переговоры по заключению соглашений об установлении сотрудничества в области сертификации с рядом национальных организаций по сертификации, о взаимном признании результатов экспортной и импортной продукции.
В условиях бурного развития рыночных отношений на территории бывшего СССР, либерализации внешней торговли, ослабления административной регулирующей роли государства начинают все большее значение и развитие получать традиционно рыночные методы регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций. Одним из важнейших механизмов такого регулирования и контроля является негосударственная, независимая и компетентная экспертиза.
Во всех странах с рыночной
экономикой такая экспертиза (за границей
вместо термина "экспертиза" чаще
употребляется термин "инспекция")
уже давно заняла свое место и
ее влияние на регулирование
На территории СНГ также в последние годы начали активно работать независимые экспертные компании ("Мосэкспертиза", "Союз-экспертиза", "Восточно-Европейская независимая инспекционная компания", экспортные организации при торгово-промышленных палатах и др.). Однако их влияние пока недостаточно.
Вместе с тем потенциал
независимой экспертизы для обеспечения
внешнеторговых операций очень велик.
При этом для участников внешнеэкономической
сделки решалась бы главная задача
обеспечения ее надежной реализации
и безопасности партнеров, а государство
было бы уверено, что участники сделки
соблюдают установленные
Информация о работе Сертификация во внешнеторговых операциях российских участников ВЭД