Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:38, курсовая работа
Тема моей курсовой работы очень актуальна на данный момент, т. к. Россия активно участвует и развивается в международной торговле. С вступлением в ВТО следует ожидать увеличения экспорта и импорта товаров. К числу основных задач экономического и социального развития России на современном этапе относится создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила "игры" и следовать им. В этой связи, создание и развитие системы сертификации в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.
Введение 3
1. Сертификация: цели, схемы, виды, этапы 4
1.1 Порядок проведения сертификации 11
1.2 Органы сертификации 15
1.3 Документальное оформление результатов сертификации 19
2. История сертификации 23
2.1 Сертификация в СССР 24
2.2 Сертификация в России 25
2.3 Сертификация в международной торговле. 26
3. Проблемы сертификации 33
Заключение 38
Список литературы 39
Что нужно сделать, как решить проблемы, чтобы экспертиза заняла достойное место в нашей экономике?
Первая проблема - нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников давать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных организаций, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости - экспертная организация и заказчик экспертизы не должны быть организационно и финансово связаны между собой.
Могут быть и другие ситуации,
например, в таможенных органах. Для
проведения экспертизы и сертификации
они создают собственные
Решить эту проблему можно
было бы, расширив область применения
негосударственной, независимой экспертизы
в целях обеспечения выполнения
государственными органами своих функций
по контролю и управлению. Наиболее
актуальными областями для
Вторая проблема - компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций. При привлечении негосударственных, независимых экспертных и сертификационных организаций к обслуживанию внешнеэкономической деятельности как в интересах участников сделок, так и в интересах государственных органов контроля и управления, компетентность является одним из важнейших факторов. Нельзя эту работу доверять неграмотным шарлатанам, которых в период реформ расплодилось множество. Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много, но, по нашему мнению, магистральными могли бы стать следующие:
- разработка и принятие
законодательства об основах
экспертной деятельности, которое
бы определяло области
- проведение работ по
стандартизации экспертной
- развитие системы аккредитации
экспертных организаций при
- сертификация систем
качества оказания услуг в
экспортных организациях на
Таковы магистральные
направления обеспечения
Третья проблема - обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций из других стран СНГ. Это проблема имеет исключительную важность для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверки количества и качества экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. Однако из-за отсутствия системы признания результатов нашей экспертной деятельности за границей к таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании. Факты свидетельствуют, что часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, "подыгрывают" своим фирмам-импортерам, защищают интересы своей страны. Такое "подыгрывание" наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России.
Признание результатов нашей экспертной деятельности за границей позволило бы в значительной степени решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания могло бы быть получено через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS, а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFTA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры.
Четвертая проблема - недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить. Отдельные бизнесмены надеются на русское "авось", на то, что иностранный партнер не подведет: поставит товар нужного качества и количества, обеспечит его упаковку в соответствующую тару, вовремя оплатит контракт и т.п. А когда этого не происходит, хватаются за голову и спрашивают: "Кто виноват и что делать?" Но при этом часто бывает, что искать виноватого поздно и делать что-либо тоже. Сэкономив на экспертизе, теряют значительно больше из-за недобросовестности иностранных партнеров.
А сделать следовало бы
следующее: пронести экспертизу проекта
контракта перед его
Пятая проблема - развитие добровольной сертификации в интересах обеспечения внешнеторговой деятельности. Существующие в настоящее время системы обязательной сертификации продукции направлены в первую очередь на обеспечение безопасности этой продукции для потребителей, окружающей среды и имущества граждан и организаций. Однако для обеспечения внешнеэкономической деятельности этого недостаточно. Должна шире развиваться сертификация товаров и услуг на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность (в области таможенного контроля, валютного регулирования, лицензирования и. т.п.), а также требованиям контрактов.
Для такой сертификации лучше всего подходит статус добровольной, а правила такой сертификации должны разрабатываться экспертными организациями по согласованию с организациями, которые будут использовать результаты сертификации (таможенные органы, органы валютного контроля и т.п.). Системы добровольной сертификации должны создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области сертификации, а регистрироваться установленным порядком и органах Госстандарта. Опыт создания таких систем, например, в отношении продукции военного назначения, уже есть (система "Оборон-сертификат"). Надеемся, что наше сообщение вызовет Ваш интерес, и мы с большой благодарностью и вниманием рассмотрим Ваши предложения и замечания по изложенным вопросам, а также любым другим вопросам, касающимся дальнейшего развития экспертизы в интересах обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Мировая практика показывает,
что подтверждение соответствия
посредством сертификации является
только одним из инструментов обеспечения
качества и безопасности и действует
в гармоничном сочетании с
другими. Сертификация как средство
независимой оценки соответствия товара
надлежащему качеству характеризуется
убедительностью и
Проблема качества актуальна
для всех стран независимо от зрелости
их рыночной экономики. Чтобы стать
участником мирового хозяйства и
международных экономических
Сертификация систем обеспечения
качества и производства дает предприятию
изготовителю продукции немало выгод
и преимуществ. Во-первых, она доказывает
надежность партнера по бизнесу, в том
числе на отношениях с банками, которые
охотнее предоставляют
Закон РФ "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства средств измерений" создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула.
1. Внешнеэкономическая
2. Внешнеэкономическая
3. Грачев Ю. Н.
4. Дегтярева О. И.
5. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. - 497 с.
6. Материалы сайта: http://ria-stk.ru/stq/adetail.
7. Материалы сайта: http://www.diastola.ru/index.
8. Материалы сайта: http://www.rospromtest.ru/
9. Материалы сайта: http://progost.ru/
10. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/ 2-ое изд. - М.: Амалфея, 2010. – 302 с.
11. Свиткин М З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе международных стандартов ИСО. - СПб.: ВСГЕИ, 2009. - 403 с.
Информация о работе Сертификация во внешнеторговых операциях российских участников ВЭД