Статистические показатели объемов внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является внешняя торговля Российской Федерации, предметом - таможенная статистика внешней торговли.
При написании работы я преследую цель - выяснить какое место занимает Российская Федерация на мировом рынке, насколько эффективна внешняя торговля нашего государства. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач, а именно: выяснить на теоретическом уровне важна ли таможенная статистика и ее учет для внешней торговли; доказать на основе анализа данных таможенной статистики необходимость ведения таможенного учета.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Часть 1. Теоретические основы анализа внешней торговли...............................4
1.1. методы группировок в анализе внешней торговли...........................4
1.2. анализ рядов динамики........................................................................6
1.3. факторный анализ взаимосвязей.........................................................8
а) дисперсионный индексный метод.........................................9
б) корреляционный индексный метод.......................................9
Часть 2. Анализ внешней торговли РФ с использованием данных таможенной статистики..............................................................................................................11
2.1. анализ абсолютных показателей внешней торговли......................12
а) экспорт...................................................................................12
б) импорт....................................................................................13
в) внешнеторговый оборот.......................................................14
г) внешнеторговый баланс.......................................................14
д) товарная структура экспорта и импорта РФ.......................17
2.2. индексовый анализ внешней торговли.............................................21
а) дисперсионный индексный метод.......................................21
в) корреляционный индексный метод.....................................22
Заключение.............................................................................................................24
Список использованной литературы...........................

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 93.14 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Троицкий филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

“Челябинский государственный  университет”

Кафедра экономики

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине «Таможенная  статистика»

       на тему: «Статистические показатели объемов внешней торговли»

 

 

 

 

 

 

 Выполнил(а): Насонова Е.Н.

студентка группы: ТТД-401 

Научный руководитель: Комиссарова Т.А.,

к.э.н., доцент кафедры экономики

 

 

 

 

Троицк 2013 год

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Часть 1. Теоретические основы анализа внешней торговли...............................4

1.1. методы группировок  в анализе внешней торговли...........................4

1.2. анализ рядов динамики........................................................................6

1.3. факторный анализ взаимосвязей.........................................................8

а) дисперсионный индексный  метод.........................................9

б) корреляционный индексный метод.......................................9

Часть 2. Анализ внешней торговли РФ с использованием данных таможенной статистики..............................................................................................................11

2.1. анализ абсолютных  показателей внешней торговли......................12

а) экспорт...................................................................................12

б) импорт....................................................................................13

в) внешнеторговый оборот.......................................................14

г) внешнеторговый баланс.......................................................14

д) товарная структура экспорта и импорта РФ.......................17

2.2. индексовый анализ  внешней торговли.............................................21

а) дисперсионный индексный  метод.......................................21

в) корреляционный индексный  метод.....................................22

Заключение.............................................................................................................24

Список использованной литературы...................................................................25

Приложения...........................................................................................................26

 

 

 

 

Введение

В современном  мире огромное значение имеют внешнеэкономические  связи, развитие экономики страны на мировом уровне, эффективность внешнеэкономической  деятельности. За редким исключением  все страны втянуты в процесс  глобализации, ежеминутно по всему  миру заключаются торговые контракты, идут процессы поставки товаров, перевода валюты, огромным темпами растет и  ужесточается конкуренция на международном  рынке. В таких жестких условиях любая страна должна вести строжайший учет своей внешнеэкономической деятельности.

Актуальность данной курсовой работы заключается анализе данных и сведению этих данных в систему показателей, для более четкого представления положения страны на мировом рынке.

Объектом исследования данной курсовой работы является внешняя торговля Российской Федерации, предметом - таможенная статистика внешней торговли.

При написании  работы я преследую цель - выяснить какое место занимает Российская Федерация на мировом рынке, насколько эффективна внешняя торговля нашего государства. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач, а именно: выяснить на теоретическом уровне важна ли таможенная статистика и ее учет для внешней торговли; доказать на основе анализа данных таможенной статистики необходимость ведения таможенного учета.

Таким образом, для достижения целей будут использоваться метод сравнения и анализа. При написании работы будут использоваться федеральные законы, научные работы, данные таможенной статистики и международных организаций.

 

 

Часть 1. Теоретические  основы анализа внешней торговли

1.1. методы  группировок в анализе внешней  торговли

Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки  и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие  статистической группировки, в широком смысле слова, охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характеристикой основных ее частей, классов; подсчет итогов по выделенным группам и по всей совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группи­ровки в виде статистических таблиц.[2.1] При составлении плана статистического наблюдения определяется очередность обработки материалов, разрабатываются макеты сводных таблиц, на основе которых дается характеристика размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений. Указывается также, кто и в какие сроки осуществляет сводку, каким способом, куда поступают сводные данные и кто проводит их дальнейшую обработку.

Статистическая сводка - комплекс последовательных операций по первичной обработке данных с  целью выявления типичных черт и  закономерностей, присущих изучаемому явлению. Это научно-организованная обработка материалов наблюдения, включающая подсчет групповых и общих  итогов, систематизацию, группировку  данных и составление таблиц.[3.1]

По своей роли в процессе исследования метод группировок  выполняет некоторые функции, аналогичные  функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки  по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет  возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок  появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели. Огромное значение и роль группировок в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики.

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки  по количественным и качественным признакам.

Всестороннее статистическое изучение социально-экономических  процессов и явлений наиболее плодотворно в том случае, если в основе его лежит система  группировок. Таким образом, система группировок - это ряд взаимосвязанных статистических группировок по наиболее существенным признакам, всесторонне отражающим важнейшие стороны изучаемых явлений.

Так, статистика товарооборота  внешней торговли опирается на выделение  в составе общего объема внешнеторгового  оборота объемов экспорта и импорта. Их более подробная характеристика и анализ опираются на ряд важных группировок по следующим направлениям: вид сделки (форма продажи), география  связей, товарная специализация, отраслевое происхождение товаров. С 1991 г. учет экспорта и импорта основывается на базе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС) и имеет 5 ступеней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции  и субпозиции.[3.2]   В составе 21 раздела выделяется 96 групп по принципу выделения последовательных стадий обработки товаров: сырье—полуфабрикаты—готовые изделия. При построении 33 товарных подгрупп, 1241 позиции и 5019 субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность группировочных признаков, среди которых основными являются: назначение товара, степень его обработки, вид материала, из которого он изготовлен, удельный вес товара в мировой торговле.

Товарная классификация  является средством упорядочения информации о внешнеэкономических связях РФ, служит основой их системного анализа и обеспечивает сопоставимость национальных статистических данных о внешней торговле РФ на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. анализ  рядов динамики

Изменение социально-экономических  явлений во времени изучается  статистикой методом построения и анализа динамических рядов. Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.[2.2]

Каждый динамический ряд содержит две составляющие:

  1. показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты);
  2. показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты (уровни ряда).

Уровни ряда выражаются как  абсолютными, так и средними или  относительными величинами. В зависимости  от характера показателей строят динамические ряды абсолютных, относительных  и средних величин. Ряды динамики из относительных и средних величин  строят на основе производных рядов  абсолютных величин. Различают интервальные и моментные ряды динамики.

  • Динамический интервальный ряд содержит значения показателей за определенные периоды времени. В интервальном ряду уровни можно суммировать, получая объем явления за более длительный период, или так называемые накопленные итоги.
  • Динамический моментный ряд отражает значения показателей на определенный момент времени (дату времени). В моментных рядах исследователя может интересовать только разность явлений, отражающая изменение уровня ряда между определенными датами, поскольку сумма уровней здесь не имеет реального содержания. Накопленные итоги здесь не рассчитываются.

Важнейшим условием правильного  построения динамических рядов является сопоставимость уровней рядов, относящихся  к различным периодам. Уровни должны быть представлены в однородных величинах, должна иметь место одинаковая полнота  охвата различных частей явления.

Для того, чтобы избежать искажения реальной динамики, в статистическом исследовании проводятся предварительные  расчеты (смыкание рядов динамики), которые предшествуют статистическому  анализу динамических рядов. Под  смыканием рядов динамики понимается объединение в один ряд двух и  более рядов, уровни которых рассчитаны по разной методологии или не соответствуют  территориальным границам и т.д. Смыкание рядов динамики может предполагать также приведение абсолютных уровней рядов динамики к общему основанию, что нивелирует несопоставимость уровней рядов динамики.

В ходе обработки динамического  ряда важнейшей задачей является выявление основной тенденции развития явления (тренда) и сглаживание случайных  колебаний. Для решения этой задачи в статистике существуют особые способы, которые называют методами выравнивания.

Выделяют три основных способа обработки динамического  ряда:

  1. а) укрупнение интервалов динамического ряда и расчет средних для каждого укрупненного интервала;
  2. б) метод скользящей средней;
  3. в) аналитическое выравнивание (выравнивание по аналитическим формулам).

Анализ рядов динамики также предполагает исследование сезонной неравномерности (сезонных колебаний), под которыми понимают устойчивые внутригодовые колебания, причиной которых являются многочисленные факторы, в том числе и природно-климатические. Сезонные колебания измеряются с помощью индексов сезонности, которые рассчитываются двумя способами в зависимости от характера динамического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. факторный  анализ взаимосвязей

Индексы относятся к важнейшим  обобщающим показателям. Слово «индекс» имеет несколько значений: показатель, указатель, опись, реестр. Оно используется как понятие в математике, экономике, метеорологии и других науках.

В статистике под индексом называют сравнительные относительные величины, которые характеризуют изменение сложных социально-экономических показателей  во времени, в пространстве, по сравнению с планом.[2.3]

Индекс - это результат  сравнения двух одноименных показателей, при исчислении которого следует  различать числитель индексного отношения (сравниваемый или отчетный уровень) и знаменатель индексного отношения (базисный уровень, с которым  производится сравнение).

Индексы формируют важнейшие  экономические показатели национальной экономики и ее отдельных отраслей. Индексные показатели позволяют  осуществить анализ результатов  деятельности предприятий и организаций, выпускающих самую разнообразную  продукцию или занимающихся различными видами деятельности. С помощью индексов можно проследить роль отдельных  факторов при формировании важнейших  экономических показателей, выявить  основные резервы производства. Индексы  широко используются в сопоставлении  международных экономических показателей  при определении уровня жизни, деловой  активности, ценовой политики и т.д.

Существует два подхода  в интерпретации возможностей индексных  показателей: обобщающий и аналитический, которые в свою очередь определяются разными задачами.

    1. Суть обобщающего подхода - в трактовке индекса как показателя среднего изменения уровня исследуемого явления. В этом случае основной задачей, решаемой с помощью индексных показателей, будет характеристика общего изменения многофакторного экономического показателя.
    2. Аналитический подход рассматривает индекс как показатель изменения уровня результативной величины, на которую оказывает влияние величина, изучаемая с помощью индекса. Отсюда и иная задача, которая решается с помощью индексных показателей: выделить влияние одного из факторов в изменении многофакторного показателя.

а) дисперсионный  индексный метод

Дисперсионный анализ - это  математико - статистический метод  изучения результатов наблюдения, которые  зависят от различных одновременно действующих факторов.[ 2.4]

Главное назначение дисперсионного анализа - статистически выявить  влияние различных факторов на изменчивость признака, изучаемого. Особый интерес представляет использование метода в анализе экономических процессов в и явлений, когда изменчивость результативного признака обусловлена, одновременно действием нескольких факторов, с неодинаковой силой воздействия.

Информация о работе Статистические показатели объемов внешней торговли