Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить стиль руководства, который использует руководители в таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;
– охарактеризовать модели стилей руководства;
– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– дать характеристику стилям руководства в таможенных органах;
– проанализировать стили руководства в таможенных органах;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление и его основные элементы……………………………...6 1.1. Сущность управления и руководства…………………………….6 1.2. Стиль как составная часть эффективности руководства………........8
Глава 2. Модели стилей руководства…………………………………...…12 2.1.Типология лидерства К. Левина…………………………………12 2.2.Характеристика авторитарного стиля…………………………..12 2.3.Характеристика демократического стиля……………………....15 2.4.Характеристика пассивного стиля……………………………....17 2.5.Формирование эффективного стиля руководства………………......18
Глава 3. Стиль руководства в таможенных органах…………………………..22 3.1.Управление в таможенных органах…………………………….22
3.2. Принципы управления в Таможенных органах……………………24
3.3.Особенности стиля руководства в таможенных органах…………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УДЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа по дисциплине «Экономика таможенного дела»
на тему
«Стили руководства в таможенных органах»
Проверила:
Девяткова Ольга Ивановна
Тюмень 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управление
и его основные элементы……………………………...6 1.1.
Глава 2. Модели
стилей руководства…………………………………...…
Глава 3. Стиль
руководства в таможенных органах…………………………..22 3.1.
3.2. Принципы управления в Таможенных органах……………………24
3.3.Особенности
стиля руководства в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Организации, добивающиеся успеха,
отличаются от противоположных им,
главным образом тем, что имеют
более динамичное и эффективное
руководство. Вопросы эффективного
руководства вызывали интерес людей
с давних времен, однако, систематическое,
целенаправленное их изучение началось
только со времен Ф. Тейлора. За это
время было проведено много исследований.
Тем не менее, до сих пор не существует
полного согласия по поводу того, какой
стиль руководства считать
Изучение стиля руководства
в последнее десятилетие стало
важным направлением в процессе оптимизации
деятельности человека, а так же
в интегральном изучении личности.
«Стиль руководства в значительной
степени определяет результаты деятельности
организации. Существует много примеров
того, как руководитель, возглавив
отстающий коллектив и
Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы.
Существует специальная
система исследований и опросов,
направленная на изучение ведущего стиля
управления. С ее помощью можно
определить ведущий стиль управления,
применяемый руководителем
Цель курсовой работы – определить стиль руководства, который использует руководители в таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;
– охарактеризовать модели стилей руководства;
– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– дать характеристику стилям руководства в таможенных органах;
– проанализировать стили руководства в таможенных органах;
Методы исследования:
– обработка, анализ научных источников;
– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – управление в таможенных органах.
Предмет исследования –
1. Управление и его основные элементы
1.1. Сущность управления и руководства
Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Выдающийся итальянский политик Николо Макиавелли считал, «что управлять, значит заставить исполнителя верить. Достижение такого эффекта в управлении является одной из важнейших задач любого руководителя» [8, 8].
Субъект управленческой деятельности – физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.
Управленческая деятельность
представляет собой специфическую
разновидность трудового
Руководство - процесс влияния
на подчиненных, является способом заставить
их работать на достижение единой цели.
«В современном понимании
Руководить (в бизнесе) – означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.
Руководство как единый процесс
может быть, разбит на отдельные
действия и шаги руководителя. Они
направлены на достижение промежуточных,
оперативных целей. Руководство
непосредственно связано с
– Степенью понимания смысла распоряжения;
– Совместимостью распоряжений
с индивидуальными
– Интеллектуальными и
физическими способностями
– Личных взаимоотношений;
– Организаторских талантов руководителя;
– Качества руководства;
– Мотивации.
Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.
Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к мотивации персонала следует искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику. Индивидуальная мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать.
1.2. Стиль как составная
часть эффективности
Следующей составной частью
и главной характеристикой
Стиль руководства
– « Устойчивая система средств,
методов и форм воздействия руководителя
с коллективом организации
Стиль руководства выражается
в том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к
Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально – психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы. «Под стилем работы можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчинённых. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры и пр.» [4, 286].
Любая управленческая деятельность
имеет и субъективную основу. Руководитель,
прежде чем принять какое-либо решение
сначала мысленно продумывает все
возможные способы воздействия
на подчиненных и выбирает в зависимости
от ситуации наиболее на его взгляд
целесообразные. И, несмотря на то, что
обязанности руководителя предписываются
должностной инструкцией, стиль
работы имеет отпечаток неповторимой
личности руководителя. Именно в стиле
руководителя проявляются его личные
качества, которые несколько изменяются
в зависимости от особенностей и
потребностей коллектива. Сильное воздействие
на стиль оказывают интеллект
и культура руководителя, уровень
профессиональной и политической подготовки,
особенности характера и
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.
Можно выделить основные факторы,
характеризующие стиль
Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
Окружающая производственная
среда – технологический
Особенности руководимого
коллектива – его структура
и уровень подготовленности, характер
сложившихся в нем
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных. «Стиль – осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей»[2, 465].
Таким образом можно сделать вывод, что управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. Стиль управления является главной характеристикой эффективности руководства.
2. Модели стилей руководства.
2.1. Типология лидерства К. Левина
В современной экономике
признаны многие теории, определяющие
стиль руководства. Наиболее
2.2. Характеристика авторитарного стиля
Автократичное руководство – «cтиль руководства, для которого характерны централизация полномочий и навязывание подчинённым мнения руководителя при принятии решений»[10, 182]. Авторитарному стилю присущи единоличное принятие решений по всем вопросам, слабый интерес к работнику как к личности. Руководитель управляет подчиненными в силу власти официальной должности, определяемой иерархической структурой организации. Он ожидает от сотрудников соответствующего подчинения, применяются методы воздействия в основном в виде приказов, распоряжений. Руководитель сам определяет цели и задачи деятельности, строго контролирует их выполнение. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он награждает и наказывает подчиненных по своему усмотрению, в организации нет четких критериев оценки. Сотрудникам предоставляется необходимый минимум информации. Такой стиль характерен для лидера-руководителя, который превращает методы администрирования в стиль поведения: лидер не говорит с сотрудниками до тех пор, пока не займет позиций, с которых он может приказывать. В его общении с сотрудниками доминируют требование-приказ, требование условие, требование-угроза. Такого лидера можно узнать по наличию следующих признаков: