Стиль руководства в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить стиль руководства, который использует руководители в таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;
– охарактеризовать модели стилей руководства;
– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– дать характеристику стилям руководства в таможенных органах;
– проанализировать стили руководства в таможенных органах;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление и его основные элементы……………………………...6 1.1. Сущность управления и руководства…………………………….6 1.2. Стиль как составная часть эффективности руководства………........8
Глава 2. Модели стилей руководства…………………………………...…12 2.1.Типология лидерства К. Левина…………………………………12 2.2.Характеристика авторитарного стиля…………………………..12 2.3.Характеристика демократического стиля……………………....15 2.4.Характеристика пассивного стиля……………………………....17 2.5.Формирование эффективного стиля руководства………………......18
Глава 3. Стиль руководства в таможенных органах…………………………..22 3.1.Управление в таможенных органах…………………………….22
3.2. Принципы управления в Таможенных органах……………………24
3.3.Особенности стиля руководства в таможенных органах…………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Стили руководства в таможенных органах.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

 

3. Стили управления в  таможенных органах

3.1 Управление в таможенных   органах

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и  функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления. Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей  системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и  определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи  между ними образуют систему управления в таможенных органах. К субъектам  управления в таможенных органах  относятся все руководители, имеющие  полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным  сотрудникам и коллективам и  требовать их выполнения, т. е. все  элементы и подсистемы таможенного  поста, таможни, регионального таможенного  управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие. В качестве объектов управления в таможенных органах  выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей  подсистемы, специалисты таможенного  дела, таможенные коллективы, организационные  структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных  на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних  и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме  планирования, выработки основных направлений  развития системы таможенных органов.

Для более глубокого понимания  сущности управления в таможенных органах  необходимо знать особенности, которые  присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объ¬ективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят  от сознания и воли людей. Знание законов  управления позволяет учитывать  их требования при создании систем управления и при организации  их функционирования.

К ним относятся:

– Закон единства системы  управления

– Закон пропорциональности

– Закон оптимального соотношения  централизации функций управления

– Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в  неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в  непрерывности, ритмичности, согласованности  всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в  единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам  аппарата управления.

Общие принципы управления —  это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов  управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности  и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в  таможенных органах подтверждает это.

 

3.2 Принципы управления  в Таможенных органах.

Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и  административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести  принципы управления:

– Единоначалия

– Конкретности

– Разделения труда

– Скалярный

– Иерархии

– Единства распорядительства и одного начальника

– Делегирования полномочий

– Диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть  значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность  управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности  за исполнительские функции. Коллегиальность  не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип  единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами  и функциями единоначальника. Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

Успех в управлении таможенными  органами обеспечивается единством  действий всех должностных лиц, органов  и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При  этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ГТК России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа  ситуации, для чего нужна добротная  научная информация о системе  управления и об ее внешней среде.

Принцип разделения труда  предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается  на простейшие операции, выполнение которых  поручается конкретным звеньям системы  управления. Каждое звено системы  управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том  числе таможенный орган) должна иметь  четко определенную иерархическую  структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или  подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства  и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный  должен принимать на себя ответственность  за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется  посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решений и разработанных  планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему  обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует  понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных  или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться  путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием  отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач  до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности  регулирования.

Сущность функции учета  состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой  системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах  и переменных проблемах.

Контроль — это основная функция управления, посредством  реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии  и результатах деятельности подчиненных  в тот или иной момент времени. Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного  органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных  начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой — совместно с  ними по единому плану проверяет  деятельность структурных подразделений.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов  исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

 

3.3 Особенности стиля руководства  в таможенных органах.

Проведя анализ стиля руководства  в таможенных органах (см. приложение №1) можно сделать вывод : для  эффективного управления  таможенной службы необходимо использовать различные  стили  руководства: 1(I), 2(I), 3(II), 4(I,II), 5(II,III), 6(II), 7(II), 8(II), 9(I,II), 10(II) –;как  авторитарный , так и демократический.

Таким образом, для эффективного  управления в таможенных органах  необходимы различные стили руководства.

  Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов( авторитарный стиль управления).

В таможенных органах применяются  три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место  отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование( демократический стиль управления).

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями( авторитарный стиль управления).

Нормирование — это  менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в  установлении норм и нормативов, которые  служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним  и нижним пределам. Организационное  нормирование определяет пути и порядок  выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными  органами используются некоторые нормы  времени и другие нормативы и  идет постоянный процесс их совершенствования( демократический стиль управления).

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы( демократический, либеральный).

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые  выражаются в повседневном оперативном  обеспечении слаженной работы органов  управления. Это методы текущей организационной  работы, базирующиеся на организационной  структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного  воздействия в таможенной системе  лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем  принятия решения коллегии ГТК России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения  управленческих решений в устной форме( административный стиль правления).

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в  таможенных органах состоит в  установлении ответственности. Предназначены  они для поддержания стабильности организационных связей в системе  управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность( административный, демократический стили правления).

Информация о работе Стиль руководства в таможенных органах