Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить стиль руководства, который использует руководители в таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;
– охарактеризовать модели стилей руководства;
– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– дать характеристику стилям руководства в таможенных органах;
– проанализировать стили руководства в таможенных органах;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление и его основные элементы……………………………...6 1.1. Сущность управления и руководства…………………………….6 1.2. Стиль как составная часть эффективности руководства………........8
Глава 2. Модели стилей руководства…………………………………...…12 2.1.Типология лидерства К. Левина…………………………………12 2.2.Характеристика авторитарного стиля…………………………..12 2.3.Характеристика демократического стиля……………………....15 2.4.Характеристика пассивного стиля……………………………....17 2.5.Формирование эффективного стиля руководства………………......18
Глава 3. Стиль руководства в таможенных органах…………………………..22 3.1.Управление в таможенных органах…………………………….22
3.2. Принципы управления в Таможенных органах……………………24
3.3.Особенности стиля руководства в таможенных органах…………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………
* Очень ценит свое
слово, любит цитировать
* Кабинет-святилище.
Все вопросы предпочитает
* Избегает прямых контактов с коллективом сотрудников, требования передает по служебной лестнице.
* Умело использует метод «кнута и пряника». В ход могут идти и представление материальных благ, и наказание, прямые и косвенные угрозы.
* Хорошо знает и умело использует слабые стороны личности, в определенных случаях умеет собирать «компромат».
* Свою линию проводит через зависящих и достаточно преданных сотрудников.
Лидер такого типа,
обладая достаточной властью,
навязывает свою волю исполнителям,
единолично принимает и
Все новое воспринимается
таким руководителем с
Как правило,
руководитель становится автократом
тогда, когда он по своим
деловым качествам стоит ниже
подчиненных, которыми руководит,
или если его подчиненные
имеют слишком низкую общую
и профессиональную культуру.
Такой стиль руководства не
стимулирует инициативу подчиненных,
что делает невозможным
Авторитарный стиль. Выводы:
– Природа стиля: Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.
– Сильные стороны: Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату.
– Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов.
– Психологический климат: Заискивание, подхалимаж, лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю. В коллективе отношения типа «дедовщины», выяснение отношений, творческий застой.
– Условия применения: Грамотный руководитель, критическая ситуация.
2.3. Характеристика
Демократическое руководство
– «стиль руководства, основанный на
включении работников в принятие
решений и выработку трудового
регламента»[10, 183]. Демократический
стиль характеризуется
Руководитель, «использующий
Демократический стиль. Выводы:
– Природа стиля: Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя. Принятие решения раздельно по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях.
– Сильные стороны: Возможность предсказания результатов.
Основное внимание порядку, результату.
– Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов.
– Психологический климат: Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.
– Условия применения: Грамотный руководитель и обученные подчиненные.
2.4. Характеристика пассивного стиля
Либеральный стиль – « это стиль, при котором руководитель чаще всего не вмешивается в работу подчинённых, предоставляя им широкую самостоятельность. Свои решения он облекает в форму рекомендаций и советов, которым подчинённые вправе и не следовать, если находят более эффективный способ достижения поставленной цели »[8, 204]. Пассивный (либеральный) стиль управления характеризуется стремлением руководителя устраниться от принятия решений или переложить эту задачу на других, полным безразличием к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, предоставляет полную свободу действий своим подчиненным. Необходимую информацию он выдает им по их просьбе. В группе отсутствует четкое структурирование труда, распределение прав и обязанностей. Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности.
Пассивный стиль. Выводы:
– Природа стиля: Снятие руководителем с себя ответственности в пользу группы (организации).
– Сильные стороны: Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень самостоятельности и квалификации подчиненных.
– Слабые стороны: Группа может потерять контроль и снизить скорость решения проблем без лидерского вмешательства.
– Психологический климат: Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.
–Условия применения: По отношению к отдельным квалифицированным специалистам
2.5. Формирование эффективного стиля руководства
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.
«Управлять, значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом». Тейлор Ф.[9, 498].
Руководителю трудно выбрать
стиль руководства, удовлетворяющих
всех членов подчиненного ему коллектива.
Стиль работы складывается подсознательно
и постепенно, пока не определиться
совокупность приемов общения с
подчиненными и воздействия на них,
позволяющих находить наиболее эффективное
и правильное решение. Становление
стиля управления это всегда сложный
и долговременный процесс. Руководителю
требуется много времени, для
ознакомления с деятельностью организации,
а особенно для оценки профессионального
уровня своих подчиненных. Руководителю
необходимо знать, как уметь подойти
к каждому из своих сотрудников,
как правильно направить
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).
Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. «Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм»[8, 196].
Руководство является до некоторой
степени искусством. Возможно, по этой
причине исследователи не смогли
разработать и обосновать теорию
эффективного стиля руководства, которой
бы можно было использовать в самых
разных ситуациях и самым разным
руководителям. Но возможно если бы этот
стиль был выработан, то само руководство
потеряло бы всю свою привлекательность,
рискованность, превратилось бы в набор
стандартных действий и приемов.
Но все рассмотренные стили
Таким образом можно сделать вывод, что многообразие стилей обусловливают субъективные факторы. Эти факторы объясняют или определяют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.