Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Предмет - ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1. Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2. Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3. Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации…………………………….4
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации……………………………………………..…………….4
1.2 Законодательство о таможенном деле……..........................................6
1.3 Таможенная политика……………………………………………...….7
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела………………………...…10
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период………………………………………….…..10
2.2 Основные моменты развития после революции……………………15
2.3. Основные моменты развития на современном этапе……………19
Глава 3.Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………………........23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………..29
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации…………………………….4
1.1 Понятие, цели, содержание и структура
таможенного дела в Российской Федерации……………………………………………..……
1.2 Законодательство о таможенном деле……........................
1.3 Таможенная политика……………………………………………...….
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела………………………...…10
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период………………………………………….…..10
2.2 Основные моменты развития после революции……………………15
2.3. Основные моменты развития на современном этапе……………19
Глава 3.Существующие проблемы
и перспективы развития таможенного
дела в области решения
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права.
Термин «таможня» имеет двоякое значение. Если взглянуть на него с точки зрения происхождения, то он образован от слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тангой и являлся в сущности пошлиной, налогом, взимавшимися при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга», то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней [1, с. 88].
С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня - это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
При исследовании становления и развития таможенного дела в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно - пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси - актуальность.
О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы [3, с. 103].
Объектом исследования является механизм таможенного дела в России.
Предмет - ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1. Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2. Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3. Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней [2, с. 68].
Другой
немаловажный аспект понятия
таможенное дело - правовой. В настоящее
время в России оформилась
специфическая подотрасль
В современном представлении
термин «таможенное дело» охватывает
сложный комплекс отношений, непосредственно
связанных с внешней и
Согласно действующему Таможенному кодексу Таможенного союза таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В то же время согласно Таможенному Кодексу ТС целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность [4, с. 168].
Таможенный Кодекс ТС характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками: принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенные режимы; таможенно - тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; таможенное оформление; таможенный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне - экономической деятельности; правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела [6, с. 77].
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей и так далее.
1.2 Законодательство о таможенном деле
На территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует оговориться, что термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации и ряда иных федеральных органов исполнительной власти [5, с. 14].
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный Кодекс ТС и Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе". Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного Кодекса ТС и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем Таможенном Кодексе ТС. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного Кодекса ТС с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.
Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно Таможенному Кодексу ТС в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом ТС и иными законодательными актами. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе. При этом согласно Таможенному Кодексу ТС применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, то есть если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным Кодексом ТС и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора [7, с. 322].
1.3 Таможенная политика
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный Кодекс ТС не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно - правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Целями таможенной политики России, сформулированными в Таможенном Кодексе ТС, являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; иные цели, определяемые Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации [8, с. 155].
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.