Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Предмет - ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1. Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2. Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3. Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации…………………………….4
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации……………………………………………..…………….4
1.2 Законодательство о таможенном деле……..........................................6
1.3 Таможенная политика……………………………………………...….7
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела………………………...…10
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период………………………………………….…..10
2.2 Основные моменты развития после революции……………………15
2.3. Основные моменты развития на современном этапе……………19
Глава 3.Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………………........23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………..29
Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.
2.2 Основные моменты развития после революции
В послереволюционной Росси и в дальнейшем - в СССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 года и по 1991 год - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.
29 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти [16, с. 188].
Декретом Совета Народных Комиссаров от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности; последний в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли.
12 ноября 1920 года Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава Союза Советских Социалистических Республик 1924 года.
Декрет Совет Народных Комиссаров от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.
В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918 - 1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что Народный комиссариат внешней торговли в эти годы не продавал, а распределял товары.
Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.
С переходом к Новой Экономической Политике, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно - тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.
9 марта 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 года - первый Советский тариф по вывозной торговле.
Декретом Советов Народных Комиссаров от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно - тарифный комитет. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.
Правовой статус Таможенно - тарифного комитете уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль Таможенно - тарифного комитета значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году [20, с. 158].
12 декабря 1924 года Президиум Центральной Избирательной Комиссии Союза Советских Социалистических Республик утвердил Таможенный устав, Союза Советских Социалистических Республик явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых Народным комиссариатом внешней торговли, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.
Согласно статье 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза Советских Социалистических Республик управлял Народным комиссариатом внешней торговли, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при Народном комиссариате внешней торговли Таможенно - тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории Союза Советских Социалистических Республик.
Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений таможенных учреждений в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории Союза Советских Социалистических Республик было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.
Оформление экспортно - импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.
Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (Народный комиссариат внешней торговли - уполномоченные Народного комиссариата внешней торговли , отделения таможенных учреждений - районные таможенные инспекторские управления - таможни и таможенные поты).
Принятый в 1928 году Таможенный кодекс Союза Советских Социалистических Республик не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию таможенных учреждений. В развитии таможенного дела в Союзе
Советских Социалистических
Республик в это время видна
тенденция к постепенному упрощению
системы таможенных органов. В частности,
Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал
на территории Союза Советских
В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно - командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно - импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.
Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории Союза Советских Социалистических Республик было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно таможенным учреждениям.
Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров Союза Советских Социалистических Республик - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона Союза Советских Социалистических Республик о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган - Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно - импортные операции.
Проведение досмотра и таможенного оформления грузов осуществлялось непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей досмотровой комиссией. Эти
комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий.
Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.
Таможенный кодекс Союза Советских Социалистических Республик и Закон Союза Советских Социалистических Республик о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.
Предусматривалось создание двух координационных органов - Таможенно - тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни.
Центральным таможенным органом, который заменил Главное управление государственного таможенного контроля стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно - командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом [19, с. 305].
Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.
2.3 Основные моменты развития
Глубокий кризис и последующий крах партийно - советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально - экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно - правовых институтов России можно считать распоряжение Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
Затем Указом Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет.
Важным шагом в определении правового статуса Государственного таможенного комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был Указ Президента от 28
ноября 1991 года «О реорганизации
центральных органов
По указу Президента России «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года Государственного таможенного комитета вместе с другими российскими ведомствами образовал систему органов межотраслевого регулирования.