Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Предмет - ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1. Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2. Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3. Каково состояние таможенной системы в настоящее время.
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации…………………………….4
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации……………………………………………..…………….4
1.2 Законодательство о таможенном деле……..........................................6
1.3 Таможенная политика……………………………………………...….7
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела………………………...…10
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период………………………………………….…..10
2.2 Основные моменты развития после революции……………………15
2.3. Основные моменты развития на современном этапе……………19
Глава 3.Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………………........23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………..29
Отношения, регулируемые таможенно - правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административно - правового регулирования.
К сторонам таможенно - правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.
Споры между сторонами - участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.
Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела [9, с. 72].
Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно - правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и так далее. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско - правовой договор перевозки - аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения - аналог «Временное хранение» и другие.
Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.
Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом - в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно - процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско - процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.
Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом [10, с. 301].
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период
Изучение исторических
источников показывает, что таможенное
дело зародилось более двух
тысяч лет назад, его начало
можно отнести к III - II векам
до нашей эры. Этой точки
зрения придерживаются многие
историки и экономисты. Опираясь
на научные исследования, напрашивается
вывод о том, что история
таможенного дела на Руси
Таможенно
- пошлинные отношения прошли
в своей эволюции ряд ступеней.
Их история напоминает о
Этому способствовал
целый ряд обстоятельств:
История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления[12, с. 153].
В 5 - 6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы. Было мыто «сухое» - при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.
В XI - XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII - начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.
К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки - по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.
Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара - с рубля стоимости товара по 1 деньге - и давал право торговать этим товаром. Явка - сбор с торговца по 1 - 3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.
Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.
К концу 15 века усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, что укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким.
Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в размере 0, 75 % от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из других областей - 4 %, с иноземцев - 7 %. В Судебнике 1550 года предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака. Потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.
Следующий шаг таможенного реформирования - Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5 % с каждого рубля цены товара, с соли - 10 % от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Новоторговый Устав 1667 года ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове - с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер [13, с. 213].
Можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и другое), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.
В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие каши, пергамент облагались пошлиной в размере 75 % с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50 %, шерстяные ткани, железное оружие - 25 % с цены. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина от 10 до 4 %. Постепенно совершенствовалась организация таможенного деле в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц - коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, при Петре I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце его царствования здесь существовало 15 крепостей. Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. В 1731 году был принят Морской пошлинный Устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты.
В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П. Н. Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50 - х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753 - 1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.
Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны были увеличены в среднем на 13 % пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы.
Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России [14, с. 98].
Таможенным тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30 %), а тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10 % их стоимости.
В период 1790 - 1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции
всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и не указание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.
Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние - второго класса (Евпаторийская и другие) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы [17, с. 69].
Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным - ввоз превышал вывоз на 150 миллионов рублей. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку курс покупки золотого рубля составлял в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это означало, что пошлины повысились почти на 50 %. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10 - 20 %, а в 1890 году - еще на 20 %, что сократило привоз товаров из - за границы. И эти, и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.