Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет - ролевая деятельность таможенных органов Российской Федерации в деле осуществления вклада в развитие экономики.
Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития таможенного дела.
Задачи:
1. Определить, как произошло зарождение таможенного дела и политики
2. Определить, что явилось предпосылками зарождения таможенного дела
3. Каково состояние таможенной системы в настоящее время.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации…………………………….4
1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации……………………………………………..…………….4
1.2 Законодательство о таможенном деле……..........................................6
1.3 Таможенная политика……………………………………………...….7
Глава 2. Периодизация истории таможенного дела………………………...…10
2.1 Основные моменты развития таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционный период………………………………………….…..10
2.2 Основные моменты развития после революции……………………15
2.3. Основные моменты развития на современном этапе……………19
Глава 3.Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………………........23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Закономерности развития ТД.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

     С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.

     26 декабря 1991 года российское Правительство во исполнение Указа Президента от 25 октября 1991 года приняло постановление № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В положении были конкретизированы правовой статус Государственного таможенного комитета , его задачи, функции и порядок деятельности [18, с. 129].

     Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение внутри страны товаров, капиталов.

     Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.

     Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.

     Тем самым пресечены попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства должна быть единая внешняя таможенная граница.

     Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 15 ноября 1991 годя правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 году, а также представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствующего налога и таможенных тарифов.

     Почти одновременно с началом организации системы нетарифного регулирования внешнеэкономических связей появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года

№ 91 «О введении экспортного  товара на отдельные товары, вывозимые  с территории Российской Федерации», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали  до введения общего таможенного тарифа.

     В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа Российской Федерации» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф Союза Советских Социалистических Республик.

     Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в Российской Федерации [11, с. 112].

     Принципиальное значение имеют два Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».

     С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.

     Особый политико-экономический резонанс вызвал Указ президента Российской Федерации «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот».

     В 1992 - 1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Глава 3.Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения  экономических задач

     На современном  этапе можно выделить три финансово-экономические  проблемы, решаемые таможенными  органами в ходе реализации  таможенной политики государства. 

     Первая. Формирование  состава и товарной структуры  потребительского рынка РФ и  создание конкурентной среды. 

     Вторая. Защита  отечественных производителей от  экспансии мирового рынка и  доступа на российский рынок  дешевых, некачественных товаров,  прежде всего потребительских. 

     Третья. Обеспечение  поступлений средств от взимания  таможенных пошлин и налогов  в доходную часть федерального  бюджета. 

   На первом месте  стоит проблема формирования  потребительского рынка и создания  конкурентной среды. Потребительский  рынок в стране должен быть  сформирован и государство должно  принимать действенные меры по  его развитию и совершенствованию.  Рынок товаров и услуг формируется  за счет двух источников:

     -отечественное  производство (реальный сектор экономики)  и материальные запасы и государственные  резервы.

     -импорт продукции  за счет функционирования мирового  рынка. 

     Состояние  потребительского рынка затрагивает  интересы населения страны, а  поэтому федеральные и региональные  власти должны уделять приоритетное  внимание составу и товарной  структуре потребительского рынка.  Насыщенность потребительского  рынка по составу и структуре  ведет к созданию конкурентной  среды, стабилизации и даже  снижению оптовых и розничных  цен на потребительские товары.

      Основным  инструментом федерального государственного  регулирования внутреннего рынка  страны в процессе взаимодействия  с мировым рынком является  таможенный тариф, о котором  было сказано выше.

     Однако, существуют  и нетарифные меры внешнеэкономического  регулирования, которые устанавливаются  правительством и являются исключительными  мерами оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда  товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых  было сказано выше.

     Вторая по  приоритетности проблема решается  таможенным комитетом, прежде  всего, за счет своевременного  пересмотра и уточнения уровня  таможенных импортных пошлин. Уровень  таможенных импортных пошлин  должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

     И, наконец,  третья проблема решается таможенными  органами с помощью набора  следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная  пошлина, НДС, акцизы, сборы за  выдачу лицензий таможенными  органами РФ и возобновление  действий лицензий, сборы за выдачу  квалификационного аттестата специалиста  по таможенному оформлению и  возобновление действия аттестата,  таможенные сборы за таможенное  оформление, плата за информирование  и консультирование, плата за  принятие предварительного решения,  плата за участие в таможенных  аукционах. [16, с.44]

     В целях  развития отечественного потребительского  рынка необходимо постоянно следить  за составом и структурой товарного  импорта, чтобы вовремя пересматривать  отдельные номенклатурные позиции  и регулировать (увеличивать или  уменьшать) импортные таможенные  пошлины. Например, рынок России  перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде  и др. По этим позициям следует  увеличивать таможенные пошлины.  Это будет способствовать развитию  отечественного производства и  реализации отечественных товаров. 

     Таким образом,  внешняя торговля, регулируемая  таможенными органами, играет важную  роль в формировании потребительского  рынка Российской Федерации и  его отдельных сегментов, что  является главной экономической  задачей на данный момент развития  государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности  государства, затрагивающий комплекс  интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их  материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом  надо обдуманно, тщательно взвесив  взаимосвязи интересов, тенденции  их изменения. Главным в таможенной  политике является:

     -установление  оптимальных размеров импортно-экспортных  пошлин;

    -своевременный  пересмотр установленных тарифов  в связи с изменением ситуации  на внутреннем и внешнем рынках;

     -определение  коэффициентов увеличения или  снижения уровня таможенных тарифов  по каждой номенклатурной группе  товаров;

     -более активное  использование лицензирования, квотирования  и сертификации товаров. 

     Для решения  задач и проблем, стоящих перед  таможенными органами страны, необходимо:

     -постоянно  повышать квалификацию специалистов  таможенных органов, особенно  тех из них, кто разрабатывает  и обосновывает проекты изменений  ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу РФ;

     -увеличить  аппарат, занимающийся научными  исследованиями и разработкой  методических рекомендаций по  совершенствованию таможенной политики  и повышению эффективности работы  таможенной системы страны;

     -усилить контакты (наладить тесные связи) РФ  с Минфином РФ, другими заинтересованными  министерствами и ведомствами,  реальным сектором экономики,  регионами. [21, с.167]

     Необходимо  также думать и долгосрочной  перспективе таможенной дела. Важно  обеспечить разумный баланс между  тремя основными функциями таможни  - фискальной, регулирующей и защитной.

     Надо четко  понять: от кого какие рынки  защищать. Например, если в стране  существует дефицит каких либо  сырьевых ресурсов, то необходимо  создавать условия для сохранения  определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только  таможенными мерами нашу отечественную  промышленность не защитить. Необходима  конкурентоспособность продукции. 

     Внешняя торговля  традиционно играет важную роль  в развитии экономики любого  государства. Один из основных  рычагов, с помощью которого  государство влияет на внешнюю  торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз  и вывоз конкретных товаров,  можно решать самые разные  проблемы: наполнять доходную часть  государственного бюджета, поддерживать  отечественных производителей, насыщать  внутренний рынок определенными  товарами, создавать благоприятные  условия для экспорта отечественной  продукции, что является важнейшими  экономическими задачами страны. [10, с.391]

     Действующее  российское законодательство позволяет  применять практически все известные  в мировой практике меры таможенного  (тарифного и нетарифного) регулирования  внешней торговли. Выбор же тех  или иных мер зависит от  целей, которые ставит государство  перед таможенной службой.

     Вопрос правильного  определения целей таможенной  политики важен, конечно, для  любого государства. Но для  России он важен вдвойне. Это  объясняется и огромной общей  протяженностью ее границ, и фактической  "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

     У таможенной  политики есть три ключевые  функции - фискальная, регулирующая  и защитная. В принципе все  они одинаково важны для экономики.  Но на практике предпочтение  сегодня, к сожалению, отдается  лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы  таможня рассматривается почти  исключительно как фискальный  инструмент, а вся таможенная  политика строится на ужесточении  таможенного контроля и усложнении  таможенных процедур.

Информация о работе Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач