Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:12, курсовая работа
Описание работы
Обретение Казахстаном суверенитета и признание его полноправным членом мирового сообщества ставит перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации. Одним из таких механизмов является таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики Республики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретает более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей. С началом реформирования в Республике Казахстан экономических и политических отношений возникает и реализуется новая демократическая концепция таможенной системы. По сути, впервые за долгие годы таможенная система создается не вопреки, а на базе мировой традиции, многовекового международного и отечественного опыта, что дает возможность рационального использования всего "набора инструментов" таможенного регулирования, накопленного мировой и казахстанской практикой. Новый статус страны настоятельно требовал пересмотра и осуществления соответствующих радикальных изменений в организации управления экономикой, правовом обеспечении ее развития, организации налоговой, таможенной, финансово-кредитной и внешнеэкономической деятельности. От масштабов, уровня, структуры и эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности во многом зависит создание условий для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, насыщенность внутреннего рынка и экономическая безопасность страны. Особенности структуры национального производства, потребления и внешней торговли, неравномерность уровня экономического развития отдельных секторов хозяйства и регионов Казахстана требуют комплексного подхода к разработке механизма внешнеторгового регулирования, совершенствованию методологических основ его функционирования, усилению роли таможенных органов в разработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Таможенная служба Казахстана в условиях переходного периода экономики должна стать реально действующим и весьма эффективным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Все это обусловливает необходимость совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенной системы как одного из ее важнейших элементов. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что либерализация и интенсификация зарубежных связей Казахстана, постоянный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, значительные экспортно-импортные потоки товаров обусловили необходимость разработки принципиально нового подхода к механизму таможенного регулирования внешнеэкономического комплекса и повышению эффективности таможенного администрирования в стране. Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность таможенной политики РК, значение деятельности таможенных органов, а также рассмотреть организацию таможенного дела в РК, включающую следующие вопросы: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК, определение таможенной стоимости, начисление таможенных пошлин, таможенное оформление, таможенные платежи, таможенный контроль.
Содержание работы
Введение 1. Таможенная политика Республики Казахстан 1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК 1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК 2. Организация таможенного дела 2.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК 2.1.1 Определение таможенной стоимости 2.1.2 Начисление таможенных пошлин 2.2 Таможенное оформление 2.3 Таможенные платежи 2.4 Таможенный контроль 3. Анализ деятельности таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года Заключение Список литературы
- вертолетов гражданских и частей
и принадлежностей для гражданской
авиации – с 20 (5) % до 0%;
- мыла – с 0% до 10%;
- отдельных видов лесоматериалов
– с 10% до 5%.
В целях обеспечения строительными материалами
отечественных предприятий строительной
индустрии Правительством принято 26 июля
2007 года постановление Правительства
Республики Казахстан № 630 "О внесении
изменений в постановление Правительства
Республики Казахстан от 14 августа 2006
года", которым изменены таможенные
пошлины на импорт:
- цемента – с 5% до 0%;
- битума нефтяного – с 5% до 0%;
- строительных блоков из облегченного
бетона - с 15% до 0%;
- проката плоского, арматуры –
с 5% до 0%.
В целях стабилизации цен на внутреннем
рынке нефтепродуктов принято постановление
Правительства Республики Казахстан от
15 февраля 2007 года № 114 "О внесении изменений
и дополнений в постановления Правительства
Республики Казахстан от 15 октября 2005
года № 1036 и от 14 августа 2006 года № 765".Данным
решением Правительства Республики Казахстан
актуализированы ставки таможенных пошлин
на экспорт нефтепродуктов в соответствии
с ценами на мировых рынках на сырую нефть.
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 20 октября 2007 года № 976 установлен
временный запрет на экспорт семян подсолнечника
и подсолнечного масла, а также снижены
импортные таможенные пошлины до 0% на
подсолнечное масло и другие виды масел,
в том числе рапсовое, соевое сафлоровое.
Данное постановление принято в целях
стимулирования ввоза масла растительного
в страну и обеспечения населения данным
видом товара по доступным ценам.
В целях систематизации ставок таможенных
пошлин и обеспечения их соответствия
принципам и правилам Всемирной торговой
организации разработано и принято постановление
Правительства Республики Казахстан от
28 декабря 2007 года № 1317 "О Таможенном
тарифе и Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности Республики Казахстан".
Постановление предусматривает установление
одинаковых ставок таможенных пошлин
в рамках групп товаров, обладающих схожими
характеристиками, отвечающим экономическим
интересам отечественных производителей
и потребителей путем:
- стимулирования ввоза, не производимого
в республике оборудования и
сырья, и обеспечения адекватной
защиты, прежде всего, интересов
отечественных сельскохозяйственных
переработчиков;
- минимизации возможностей для
таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности
манипулировать таможенными кодами.
Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности Республики Казахстан приведена
в соответствие с обновленной версией
(2007 года) Гармонизированной системы описания
товаров.
Приказом Министра индустрии и торговли
Республики Казахстан от 26 сентября 2007
года № 284 утверждены Правила изменения
таможенных пошлин, разработанные в целях
придания транспарентности таможенно-тарифному
регулированию. Правилами определены
порядок и сроки изменения таможенных
пошлин, порядок рассмотрения заявок отечественных
товаропроизводителей на изменение ставок
таможенных пошлин, механизм разработки
и представления заключения на Межведомственную
комиссию Республики Казахстан по вопросам
торговой политики и участия в международных
организациях.
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 16 ноября 2007 года № 1040 сняты
ограничения на экспорт лома цветных металлов
автомобильным транспортом.
В целях стабилизации цен на основные
продовольственные товары на внутреннем
рынке и обеспечения населения необходимым
объемом продуктов питания постановлением
Правительства Республики Казахстан от
6 февраля 2008 года № 112 "О внесении дополнений
и изменения в постановления Правительства
Республики Казахстан от 14 августа 2006
года № 765 и от 28 декабря 2007 года № 1317"
снижены ставки таможенных пошлин на ряд
наиболее значимых продовольственных
товаров. Вместе с тем снижение таможенных
пошлин на импортируемую продукцию сократит
затраты субъектов частного предпринимательства,
занимающихся ввозом и реализацией продовольственных
товаров, таких как:
- сахар (снижение таможенной пошлины
с 30%, но не менее 0,12 евро за 1 кг
до 10%);
- рис (снижение таможенной пошлины
с 20%, но не менее 0,07 евро за 1 кг
до 10%);
- колбасные изделия (снижение таможенной
пошлины с 25%, но не менее 0,4 евро
за 1 кг до 10%);
- молоко (снижение таможенной пошлины
с 15% до 5%);
- сыры и творог (снижение таможенной
пошлины с 15%, но не менее 0,3 евро
за 1 кг до 10%);
- масло (снижение таможенной пошлины
с 20 до 10%);- маргарин (снижение таможенной
пошлины с 15%, но не менее 0,12 евро
за 1 кг до 10%);
- рыба (снижение таможенной пошлины
с 10% до 0%);
- фрукты и овощи свежие (снижение
таможенной пошлины до 0%).
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 28 января 2008 года № 75 "О
внесении изменений и дополнения в ППРК
от 15 октября 2005 года № 1036" увеличены
экспортные ставки таможенных пошлин
на нефтепродукты с 83,3 до 123,3 и с 55,5 до 82,2
долл. США за 1000 кг., а также увеличен период
мониторинга мировых цен на сырую нефть
до 3 месяцев.
Разработанный Министерством проект
постановления "О внесении дополнений
и изменений в постановление Правительства
Республики Казахстан от 28 декабря 2007
года № 1317", предусматривающий снижение
таможенных пошлин на ряд следующих товаров:
фармацевтической продукции (с 5% до 0%),
проволоки из железа или стали (с 5% до 15%),
ваты из текститьных материалов и изделий
из нее (с 5% до 15%), семян рапса (с 5% до 0%),
маслосемян рапса (до 15%, но не менее 40 евро
за 1 тонну до 0%) сроком на 9 месяцев внесен
на рассмотрение в Канцелярию Премьер-Министра
Республики Казахстан 3 марта 2008 года.
По ряду наиболее значимых продуктов
питания с 1 января 2009 года истекли сроки
сниженных ставок таможенных пошлин при
ввозе на территорию Казахстана. С учетом
прогнозов по производству и потреблению
основных продовольственных товаров необходимо
рассмотреть вопрос целесообразности
либо продления, или, наоборот, повышения
ставок таможенных пошлин. С учетом того,
что импорт дешевых товаров может захлестнуть
наши рынки, а это отразится на наших производителях.
Импорт товаров при высоком уровне инфляции
и девальвации нацвалют в соседних странах
может негативно отразиться на внутреннем
рынке Казахстана.
Владимир Школьник, министр индустрии
и торговли РК, отметил на селекторном
совещании Правительства в январе 2009 г,
что таможенная политика Казахстана в
отношении импорта и экспорта товаров
будет скорректирована. Мнения аналитиков
относительно повышения таможенных ставок
расходятся. По словам Талгата Акуова,
президента Независимой ассоциации предпринимателей,
такая мера не улучшит положения отечественных
товаропроизводителей, а только отрицательно
скажется на потребителях из-за повышения
цены вследствие повышения пошлин.
Аналогичного мнения придерживается
и Мунавара Палташева, исполнительный
директор Форума предпринимателей Казахстана.
По ее словам, повышение таможенной пошлины
- это не метод стимулирования отечественного
производства. В свое время правительство
пошло на снижение ставки таможенных пошлин
ввиду определенной сложившейся ситуации,
и это было сделано правильно. Сейчас они
возвращают их на прежний уровень, либо
решают вопрос об их повышении. Возможно,
правильно вернуть ставки на прежний уровень,
но их нельзя повышать. Повышение пошлин
не даст того эффекта, который необходим.
По словам Петра Потапова, генерального
директора АО "Vita", повышение таможенной
пошлины поможет отечественным товаропроизводителям,
но непонятно, на сколько это будет актуально.
Перед новым годом было заявление президента
Казахстана о том, что с 2010 года Россия,
Беларусь, Казахстан будут входить в единое
экономическое пространство. Повышение
пошлин противоречит общеполитическим
движениям. По мнению эксперта, производители
при таком раскладе могут оказаться в
выигрыше, но отношения с соседними странами
могут испортиться.
По мнению аналитиков, такой способ борьбы
с конкурентами не повышает конкурентоспособность
отечественного товара. Важно соблюдать
баланс интересов.
1.2 Значение деятельности таможенных
органов в реализации таможенной
политики РК
Таможенные органы Республики Казахстан
- государственные органы, в пределах своей
компетенции участвующие в реализации
таможенной политики и непосредственно
осуществляющие таможенное дело в Республике
Казахстан, оперативно-розыскную деятельность
в соответствии с законодательством Республики
Казахстан об оперативно-розыскной деятельности,
а также выполняющие иные полномочия,
предусмотренные законодательными актами
Республики Казахстан (ст. 16 Таможенного
кодекса РК).
Согласно ст. 17 Кодекса единую систему
таможенных органов Республики Казахстан
составляют:
- уполномоченный орган;
- территориальные подразделения
уполномоченного органа по областям
(городам республиканского значения,
столице);
- таможни;
- таможенные посты;
- контрольно-пропускные пункты
на таможенной границе Республики
Казахстан;
- специализированные таможенные
учреждения.
Таможенные органы имеют соответствующую
таможенную инфраструктуру.
Функции уполномоченного органа:
- ведет таможенную политику
в Республике Казахстан;
- разрабатывает и утверждает
нормативные правовые акты;
- осуществляет руководство таможенными
органами;
- разрабатывает и создает информационные
системы, системы передач данных,
технических средств таможенного
контроля, а также средств защиты
информации в соответствии с
законодательством Республики Казахстан;
- осуществляет лицензирование
и контроль за деятельностью
лицензиатов в пределах компетенции;
- осуществляет таможенное администрирование
в соответствии с таможенным
законодательством Республики Казахстан;
- осуществляет таможенный контроль
за перемещением через таможенную
границу Республики Казахстан
товаров и транспортных средств;
- обеспечивает на постоянной
основе своевременное информирование
участников внешнеэкономической
и иной деятельности в сфере
таможенного дела, в том числе
об изменениях и дополнениях
в таможенном законодательстве
Республики Казахстан.
Деятельность таможенных органов строится
на принципах (ст. 18 Кодекса):
- законности;
- обеспечения права на защиту
и равенства перед законом, уважения
и соблюдения прав участников
внешнеэкономической и иной деятельности
в сфере таможенного дела;