Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Ставки таможенных сборовза таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ (ст.357.10 ТК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)(гл. 21 НК РФ) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Как правило, НДС и акцизы уплачиваются при импорте товаров в страну. Смысл этого правила состоит в том, что товар, попадая на территорию другого государства, подвергается нормам национального налогового законодательства, предусматривающего, в частности, и уплату косвенных налогов.
Акцизы(гл. 22 НК РФ) имеют определенное сходство с НДС, но отличаются индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам, а также тем, что уплачиваются не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром. Согласно ст. 143, 179 НК РФ, НДС и акцизы уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в соответствии с ТК РФ. И поскольку ТК РФ различает среди лиц, перемещающих товары и транспортные средства, юридических и физических лиц, они при совершении внешнеторговых операций признаются налогоплательщиками.
При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 днейсо дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Согласно ст. 183 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с учетом особенностей:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, – с момента принятия заявления от плательщика о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, – с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика (ст.332 ТК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 19 ст. 11 ТК РФ).
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.358 ТК РФ).
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
1) имеющих устойчивый характер;
2) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
3) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и влияющих на общее экономическое развитие страны;
4) затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (п.2 ст.358 ТК РФ).
Реализация таможенными органами своих полномочий в области проводимого ими таможенного контроля осуществляется в предусмотренных законом формах.
Согласно ст.366 ТК РФ формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары (ст.362 ТК РФ).
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.
Осуществление, таможенного контроля строится на системе специальных принципов.
Принцип законности означает, что все действия участников таможенного контроля не должны противоречить таможенному и иному законодательству Российской Федерации, а также международно-правовым нормам. Таможенные органы обязаны здесь придерживаться постулата «все, что не разрешено законом, – запрещено».
Принцип уважения прав и свобод субъектов ВЭДвыражается в уважении должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 365 ТК РФ убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду неполученный доход. В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.
Принцип выборочного таможенного контроля представляет собой использование должностными лицами только тех форм, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля, либо освобождение от них не означает, что субъекты ВЭД могут не выполнять требования, установленные нормативными актами.
Принцип гуманности означает возможность применения в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба транспортным средствам, лицам.
Принцип оперативности заключается в установлении ФТС России сравнительно коротких сроков для производства всех форм таможенного контроля.
Принцип сотрудничества с таможенными органамииностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов ВЭД, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.
Принцип эффективности состоит в том, что таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками ВЭД, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и профессиональными объединениями (ассоциациями).
Целями осуществления таможенного контроля являются:
1) обеспечение соблюдения норм таможенного, налогового, административного, уголовного законодательства;
2) охрана государственной и общественной безопасности экономических интересов России;
3) защита общественного порядка;
4) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;
5) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;
6) предупреждение неправомерных деяний субъектов внешнеэкономических отношений;
7) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками, т. е. вероятностью несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Валютный контроль в области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений.
В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле» (с посл. изм. и доп.) (далее – Закон о валютном регулировании)валютные операции определяются как операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности (п.9 ст.1 Закона о валютном регулировании).
Валютное регулирование – это детальное закрепление в различных нормативных и иных правовых актах порядка вступления лиц в валютные отношения, изменения и прекращения ими таких отношений.
Валютное регулирование включает в себя валютные ограничения, предусматривающие соответствующие меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.
Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование – это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии валютным законодательством и иными федеральными законами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ст.5 Закона о валютном регулировании).
Таможенные органы в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;
4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
5) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п.1 ст.23 Закона о валютном регулировании).
Таможенные органы обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.