Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Декларировать товары вправе декларант либо таможенный брокер по поручению декларанта.
По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре ВЭД при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре ВЭД с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза – наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.
При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческих целей, их декларирование производится одновременно с предъявлением товаров таможенному органу, за исключением товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в несопровождаемом багаже.
Транспортное средство регистрируется компетентными органами государства путем внесения сведений о транспортном средстве, его собственнике в соответствующий реестр. В силу того, что транспортные средства, подвергнутые операциям по переработке, приобретают статус товара, таможенное оформление их должно производиться по правилам гл. 14 ТК РФ установленным для декларирования товаров, с подачей таможенной декларации, представлением необходимых документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, и уплатой причитающихся таможенных платежей.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным п.1 ст.124 ТК РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной формесведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;
4) сведения о товарах:
а) наименование;
б) описание;
в) классификационный код товаров по Товарной номенклатуре ВЭД;
г) наименование страны происхождения;
д) наименование страны отправления (назначения);
е) описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
ж) количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;
з) таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей:
а) ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
б) применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и др. (п.3 ст.124 ТК РФ).
Согласно ст.135 ТК РФ если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени (ст.136 ТК РФ).
Кодированию подлежат сведения:
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, отправителе и получателе товара;
3) сведения о товарах и транспортных средствах;
4) данные об исчислении таможенных платежей и т. д.
Положение п. 1 ст. 124 ТК РФ о возможности подачи таможенной декларации в электронной форме принято в развитие положений п.8 ст.63 ТК РФ, предусматривающих возможность представления в электронной форме документов, необходимых для таможенного оформления. Также подача иных документов в электронной форме предусмотрена п.4 ст.72 ТК РФ (документы, представляемые при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации), п.7 ст.81 ТК РФ (транзитная декларация). Декларирование товаров в электронной форме впервые было регламентировано Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ФТС России от 29 июля 2002 г. N 801.
В качестве декларанта имеют право выступать лица, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации (п.1 ст.126 ТК РФ).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:
1) физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами;
3) иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
4) иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;
5) иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (п.2 ст.126 ТК РФ).
Если товар перемещается через таможенную границу на основании внешнеэкономической сделки, декларантом является российское лицо, заключившее такую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. Если товар ввозится на таможенную территорию Российской Федерации или вывозится с этой территории не в рамках внешнеэкономической сделки, декларантами могут быть:
1) лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (например, физические лица, перемещающие товары для нужд, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности; иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации представительства, официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств и организаций и др.);
2) иное лицо, выступающее в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством и (или) ТК РФ для совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, юридически значимых действий от собственного имени (например, иностранные перевозчики).
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе (п.1 ст.127 ТК РФ):
1) осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
2) с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
5) представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;
2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату (п.2 ст.127 ТК РФ).
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (или электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
1) таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ);
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления;
6) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК РФ должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме (ст.132 ТК РФ).
По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.
Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:
1) если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
2) если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
3) если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации (ст.133 ТК РФ).
Согласно ст.134 ТК РФ по обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.
Отзывтаможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.
При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв (п.1 ст.134 ТК РФ).
Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем) (ст. 139 ТК РФ).
Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции.
Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).
Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.
Лицо может быть допущено к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера лишь при соблюдении определенных условий и включения его в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются: