Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;
2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
3) обеспечение уплаты таможенных платежей;
4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. рублей (ст.140 ТК РФ).
Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит:
1) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя);
2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей;
3) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены (п.1 ст.140 ТК РФ).
Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.
При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК РФ. При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе (ст. 143 ТК РФ):
1) предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;
2) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таможенный режимпредставляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений (п.22 ст.11 ТК РФ).
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.
Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ (ст.156 ТК РФ).
Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (ст.157 ТК РФ)
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения этого таможенного режима в соответствии с ТК РФ.
При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (гл. 31 ТК РФ), представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей.
Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, возлагается на декларанта (ст.161 ТК РФ).
Начало действия таможенного режимапри ввозе товаров – момент пересечения таможенной границы Российской Федерации. При вывозе товаров таможенный режим начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля.
Прекращение действия таможенных правил,так называемая таможенная очистка, устанавливается для каждого таможенного режима самостоятельно. Например, режим экспорта завершается возвратом товаров в страну. При ввозе товаров в страну таможенный режим прекращает свое действие с момента выпуска для свободного обращения.
Согласно ст.163 ТК РФ выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.164 ТК РФ).
Согласно ст. 155 ТК РФ в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются такие виды таможенных режимов, как основные, экономические, завершающие и специальные. Основные режимы (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит) устанавливаются законодательными нормами большинства стран мира. Экономические – призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства. В их числе – режимы переработки, доменный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад). Завершающие таможенные режимы (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) применяются, в целях приведения сторон в первоначальное состояние либо устранения возможности пропуска внутрь страны «нежелательных» товаров. Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров. Для специальных режимов характерны отдельные ситуации, требующие налогового послабления в таможенной сфере. Это – временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов.
По функциональному признаку режимы подразделяются на стандартные и особенные. Стандартные режимы наиболее распространены и применяются для большинства перемещаемых товаров. К ним относя: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, транзит, временный ввоз, временный вывоз. Все остальные режимы являются особенными.
По организационному критерию режимы могут быть разрешительнымии уведомительными.В области таможенного дела применение ряда режимов возможно только при наличии разрешения таможенных органов (международный транзит, временный ввоз, таможенный склад, режимы переработки). Если для помещения товаров под определенный таможенный режим специального разрешения не требуется, такой режим считается уведомительным.
По продолжительности действия режимы классифицируются на постоянные и временные. Постоянные режимы не предусматривают в числе требований соблюдение определенных сроков. Таковы выпуск для внутреннего потребления, беспошлинная торговля, экспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, а также иные специальные режимы. Временные режимы ограничены определенным сроком, например, в режиме таможенного склада товар может находиться не более трех лет.
Исходя из целей таможенного дела режимы дифференцируются на фискальные, защитные, стимулирующие и льготные. При этом один итот же режим может сочетать в себе элементы нескольких видов. Фискальные таможенные режимы в числе прочих преследуют цели пополнения федерального бюджета. К таким режимам относятся выпуск для внутреннего потребления и экспорт. Защитные режимы ограничивают доступ иностранных товаров на внутренний рынок, охраняют интересы отечественных производителей, ограждают российского потребителя от некачественной продукции. Таковы выпуск для внутреннего потребления применение сертификации как условие ввоза товаров, временный ввоз, уничтожение. Применение стимулирующих режимов необходимо для активизации оборота внешней торговли. Это и выпуск для внутреннего потребления, и беспошлинная торговля, и свободная таможенная зона, и свободный склад, и временный вывоз, и экспорт. Льготные режимы в качестве одного из условий применения предусматривают предоставление льгот, чаще всего выражающихся в освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также в неприменении мер нетарифного регулирования. К льготным режимам можно отнести реимпорт, таможенный склад, беспошлинную торговлю, свободную таможенную зону, свободный склад, реэкспорт.
В зависимости от направления движения режимы могут быть экспортными, импортными и смешанными.
Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе (ст.165 ТК РФ). Кроме того, субъектом ВЭД должны быть выполнены иные требования и условия, установленные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами. К их числу можно отнести обязательное зачисление экспортером на счет в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.
ТК РФ содержит перечень условий, соблюдение которых является обязательным для помещения товаров под таможенный режим экспорта (ст.166 ТК РФ). Структурно эти условия выглядят следующим образом:
1) уплата вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК РФ;
2) соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
3) выполнение иных требований и условий, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
По запросу лица, поместившего товары под таможенный режим временного вывоза, таможенный орган разрешает изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в соответствии с таможенным законодательством, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения либо вывезенные в таможенном режиме экспорта.
При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Производится это в целях избежания двойного налогообложения при выборе данного режима. Порядок возмещения сумм налога определен в ст.176 НК РФ.
В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если связанные с этим меры проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;
8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
Если для остальных товаров использование при декларировании неполной или периодической таможенной декларации возможно только с разрешения таможенного органа, то в отношении экспортируемых товаров их использование обусловлено лишь одним желанием декларанта. При этом в отличие от общего предельного срока для представления недостающих сведений в неполную таможенную декларацию, равного 45 дням, предельный срок в отношении российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, составляет восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Таможенный контроль за экспортируемыми товарами прекращается в момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации при вывозе.
Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.167 ТК РФ).
Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту (ст.169 ТК РФ).
Перегрузка транзитных товаров с транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция. Если транзитные товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа.