Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:08, реферат
Таможенные органы имеют право в исполнении решений высших федеральных органов издавать указы управления по вопросам таможенного дела, которые обязательны для исполнения иными ведомствами, юридическими и физическими лицами, имеющими отношения к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенные органы также являются органами осуществляющими охрану урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного ,международного , гражданского и иных отраслей правоотношений, которые возникают в процессе взаимоотношений между участниками ВЭД и должностных лиц таможенных органов по вопросам перемещения товаров о транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Введение...................................................................................................................2
1. Понятие и виды таможенных правонарушений...............................................3
1.1Нарушение таможенного законодательства , как основание привлечения к ответственности.......................................................................................................3
1.2Уголовные правонарушения в таможенном деле и ответственность за них.............................................................................................................................8
1.3Административные правонарушения в таможенном деле и ответственность за них..........................................................................................11
Дисциплинарные проступки в таможенном деле........................................14
2. Анализ совершаемых правонарушений в таможенном дел.........................16
2.1 Причины и условия правонарушений в таможенном деле.........................16
2.2 Статистика совершаемых правонарушений в таможенном деле...............19 3. Проблемы борьбы с таможенными правонарушениями...............................26
3.1 Проблемы борьбы с таможенными правонарушениями и перспектива развития законодательства о таможенных правонарушениях..........................26
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников...................................................................31
2.2 Статистика совершения правонарушений в таможенном деле.
В 2010 году деятельность таможенных
органов Российской Федерации по
производству дознания, неотложных следственных
действий, расследованию дел об административных
правонарушениях осуществлялась в условиях
создания Таможенного союза. Также значительное
влияние на правоприменительную практику
оказали изменения уголовного законодательства
в части повышения крупного размера для
целей статей 188, 193 и 194 УК РФ и решение
Конституционного Суда РФ об использовании
таможенной стоимости перемещаемых через
таможенную границу товаров физическими
лицами для личного пользования при решении
вопроса о наличии состава контрабанды.
В 2010 году таможенными органами Российской
Федерации возбуждено 4116 уголовных дел
(в 2009 году – 5757). Увеличение количества
возбужденных уголовных дел отмечено
в регионе деятельности Уральской оперативной
таможни, а также в Центральной энергетической
таможне. Наибольшее количество возбужденных
в 2010 году уголовных дел, как и ранее, приходится
на таможенные органы Центрального (929),
Северо-Западного (695), Приволжского (579)
таможенных управлений.
В структуре таможенных преступлений
более 90% в общем количестве возбужденных
уголовных дел составила доля «Контрабанды»
(в 2010 году -87%). По статье 188 УК России возбуждено
3719 уголовных дел (в 2010 году 5032)(2).
В связи с уклонением
от уплаты таможенных платежей (статья
194 УК России) возбуждено 137 уголовных дел
(в 2010году – 257), удельный вес которых от
общего числа возбужденных таможенными
органами уголовных дел составил 3,3%.
По статье 193 УК РФ «Невозвращение
из-за границы средств в иностранной
валюте» возбуждено 260 уголовных
дел (в 2009 году – 420).
Общая стоимость товаров и транспортных
средств, незаконно перемещенных через
таможенную границу Российской Федерации,
составила 11 млрд. рублей, сумма неуплаченных
таможенных платежей – 672,5 млн. рублей.
Не возвращено из-за границы средств в
иностранной валюте на общую сумму 84,8
млрд. рублей. Предметами преступлений,
квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще
всего являлись: наркотические средства,
психотропные и сильнодействующие вещества.
уголовных дел – 950;
средства наземного транспорта – 495;
товары народного потребления – 485;
лес и лесоматериалы – 437;
продукты питания–173.
По подозрению в совершении
преступления в отчетном периоде
задержано 380 лиц. К 100 лицам применялась
мера пресечения в виде заключения
под стражу. В суды с обвинительными
актами направлено 451 уголовное дело.
По 252 уголовным делам постановлены
обвинительные приговоры.
Как видно по данным
ФТС РФ количество преступлений в сфере
таможенного дела в 2010 году по сравнению
с 2009 сократилось, однако по-прежнему контрабанда
занимает большую долю совершенных таможенных
преступлений(2).
Рис.1 Динамика выявления таможенными
органами
контрафактной продукции в 2007 – 2011 годах
Абсолютное большинство
преступлений коррупционной направленности,
совершаемых в таможенной сфере,
выявляется подразделениями таможенных
органов по противодействию коррупции
(подразделениями собственной
По всем фактам нарушений
должностных обязанностей проводятся
служебные проверки, принимаются
дисциплинарные меры, предпринимаются
меры по устранению причин и условий,
способствующих нарушениям. За 11 месяцев
2011 года по инициативе подразделений
по противодействию коррупции (подразделений
собственной безопасности) таможенных
органов проведены 534 служебные проверки,
по результатам которых к
Таможенная служба постоянно
совершенствует защиту прав интеллектуальной
собственности. За 11 месяцев 2011 года таможенные
органы выявили почти 10 млн. единиц
контрафактной продукции. Предметами
правонарушений чаще всего являются
одежда, обувь, алкогольная продукция,
кондитерские изделия. Таможенными
органами за девять месяцев 2011 года возбуждены
850 дел об административных правонарушениях,
из них – 824 дела по статье 14.10 КоАП РФ
(незаконное использование товарного
знака) и 26 дел по части 1 статьи 7.12 КоАП
РФ (нарушение авторских и
В 2011 году таможенными органами осуществлен контроль за перевозкой в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Таможенного союза: таможенными органами отправления - более 1,7 млн. партий товаров, таможенными органами назначения - более 2,4 млн. партий товаров. При этом процент недоставки товаров традиционно не превысил 0,01 %.
В 2011 году таможенными органами проведено 8 819 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 5 247 мероприятий в форме таможенной проверки.
Основными направлениями проведения таможенного контроля после выпуска товаров являлись контроль достоверности заявления таможенной стоимости (21,8 %), контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ТС (16,3 %), соблюдение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами (12,3%), контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (9,8 %), соблюдение мер нетарифного регулирования (8,2 %), соблюдение требований таможенного законодательства лицами, включенными в реестры (3,6 %).
По результатам проведенных проверочных мероприятий: доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 2,6 млрд. рублей, взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму свыше 1,8 млрд. рублей. Процент взыскания таможенных платежей, штрафов составил 71,9 %, что на 32,5 % больше аналогичного показателя прошлого года.
За 2011 год по результатам проверочной деятельности подразделениями таможенной инспекции таможенных органов возбуждено 7 508 дел об АП. Назначено наказаний в виде штрафов (с учетом дел, возбужденных в предыдущих периодах) на сумму 338,7 млн. рублей, взыскано – 135,6 млн. рублей, что на 17 % больше, чем в 2010 году. Доля взысканных штрафов составляет 40 % в общем числе назначенных в 2011 году наказаний и выросла по сравнению с 2010 годом на 27%.
Рис. 2 Результативность проведения проверочных мероприятий
в 2010-2011 годах.
За 2011 год по материалам таможенных проверок возбуждено 260 уголовных дел (221 дело − по ч. 1,2,3 ст. 188 (контрабанда, совершенная организованной группой лиц) УК РФ, 22 дела − по ч. 4 ст. 188 УК РФ и 14 − по ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) УК РФ).
Таможенными органами при проведении таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с иными контролирующими и правоохранительными органами проведено 1 114 проверочных мероприятий, в результате которых доначислено таможенных платежей, штрафов на сумму 155,6 млн. рублей, взыскано − 67,4 млн. рублей.
Кроме того, передано в иные контролирующие и правоохранительные органы 2 327 материалов по результатам проведения проверочных мероприятий, по которым доначислено 133,1 млн. рублей, возбуждено более 600 дел об АП и 13 уголовных дел, отказано в возмещении НДС налоговыми органами на сумму 83,9 млн. рублей.
Вывод: становление и развитие институтов
государственной власти усложняют задачи
специальных органов управления по обеспечению
поступления в бюджет таможенного союза денежных
средств. Многие субъекты правоотношений
стремятся избежать уплаты налогов, платежей,
таможенных сборов, таможенных платежей,
поэтому в целях предупреждения и пресечения
правонарушений органы государственной
власти принимают весь спектр защитных
мер соблюдения законодательства участниками
В структуре таможенных преступлений более 90% в общем количестве возбужденных уголовных дел составила доля контрабанды, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, также большая доля преступлений составляет коррупция.
При изучении таможенных
- расширение прав предприятий различных форм собственности и сняты многие из ранее существовавших ограничений;
- расширение таможенной границы,
- экономическая и социальная нестабильность, повышает уровень коррумпированности должностных лиц;
- пробелы в законодательстве.
Глава 3 Проблемы борьбы с таможенными правонарушениями
3.1 Проблемы борьбы
с таможенными
Таможенные преступления посягают на национальные интересы России, ее экономическую безопасность, особенно в условиях активизации попыток других стран завоевать или взять под контроль российский рынок, значительного роста зависимости России от импорта продовольствия и экспорта сырьевых товаров, низкой конкурентоспособности российских товаров, монопольного положения во внешней торговле ряда хозяйственных субъектов. Таможенные органы играют стратегическую роль в экономическом развитии страны. Проблемы борьбы с таможенными преступлениями многообразны и остры, подвержены изменениям. Распад СССР, оставление наиболее хорошо оснащенных в техническом и кадровом отношении таможен в сопредельных государствах, прозрачность российских границ, приватизация, активное включение России в систему международной торговли, либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД), появление множества участников ВЭД, часто не имеющих достаточного опыта международной торговли, разрушение прежней системы ведомственного и вневедомственного контроля – все это вызвало значительный рост числа таможенных преступлений, их общественной опасности и необходимость усиления борьбы с этими преступлениями, поиска путей построения новой системы таможенного контроля, усиления этого контроля и надзора за исполнением законов таможенными органами в целях выявления и предупреждения рассматриваемых преступлений. С образованием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана расширились и границы, на которые будут направляться вновь и вновь преступные посягательства в сфере таможенного дела. В связи с чем возникает необходимость укрепления границы, применения новых средств и способов борьбы с таможенными преступлениями. Не стоит забывать и о законодательной базе. Пусть таможенное законодательство и претерпело уже большое количество изменений, однако уголовное законодательство РФ (в части таможенных преступлений) содержит по-прежнему только позиции касающиеся определения ответственности и наказания только при нарушении режима таможенной границы РФ(14).