Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
- Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
- Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

В 1964 году на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП) в отношении импорта в целях содействия экономическому развитию и индустриализации развивающихся стран. В 1968 году Общая система преференций была официально одобрена в рамках ЮНКТАД и стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран. Она вступила в силу 1976 году.

Суть Общей системы  преференций состоит в предоставлении странам преимуществ по доступу  их товаров на рынки развитых стран. Были разработаны меры по устранению тарифных барьеров, оговорены основные мероприятия по оказанию помощи в структурной перестройке экономики, утверждены новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин.

Практически все развитые страны в той или иной форме  реализуют преференциальные условия  в отношении импорта из развивающихся  и менее развитых стран. В настоящее  время действуют системы преференций  в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, и т.д.

При предоставлении преференций  развитые государства должны соблюдать  определенные условия: вводить их без  дискриминации и воздерживаться от требования взаимности. Со своей  стороны страны, получающие преференции  – страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность – воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем реэкспорта товаров, происходящих из третьих стран. [7]

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся  государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся  странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в  форме полной отмены пошлин на все  товары. В 1972 году таможенные преференции  были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. По соглашению стороны автономно определили перечень таких стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер предоставляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения  товаров, пункты административного  сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения  о сертификации происхождения товаров  по форме принятой в рамках Общей  системы преференций.

 

2.3. Единая система  преференций Таможенного союза

 

В соответствии со статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, подписанного в городе Москве 25 января 2008 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией  в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется единая система тарифных преференций таможенного союза.

Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальный режим  – особый льготный экономический  режим, предоставленный одним государством другому без распространения  на третьи страны. Применяется в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз.

Следует различать такие  понятия: внешнеэкономические преференции (льготы) и таможенные преференции. Здесь они соотносятся как целое и часть.

Следует различать таможенные и тарифные преференции. Понятие таможенных преференций шире.

Тарифные преференции – специальные предпочтения (преимущества), которые страны-импортеры предоставляют странам-экспортерам в области уплаты таможенных пошлин.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде:

  • освобождения от уплаты пошлины;
  • снижения ставки пошлины;

Предоставление тарифных преференций напрямую связано со страной происхождения товаров. [6]

Республика Беларусь имела собственную автономную систему преференций, пользователями которой являются развивающиеся и наименее развитые страны. В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 года №14 «Об установлении тарифных преференций» преференциальный режим в отношении определённых в данном декрете товаров применяется независимо от предоставления той или иной стране (территории) режима наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

  За последние годы национальная система преференций Республики Беларусь весьма расширилась и усложнилась. Появление законодательной базы позволило четко устанавливать порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.

С 1 января 2010 года в связи  с началом функционирования Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  в целях содействия экономическому подъему наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяется единая система тарифных преференций Таможенного союза.

В соответствии с «Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза» от 12 декабря 2008 года перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией Таможенного союза.

В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

Решением Комиссии Таможенного  союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании  Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утверждены:

  • Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
  • Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Сравнительный анализ указанных  перечней развивающихся и наименее развитых стран с аналогичными перечнями, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь N 14 показал, что в перечнях стран, утверждённых Решением Таможенного союза фигурирует большее количество государств.

Сравнительный анализ перечней товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются  тарифные преференции, показал их абсолютную идентичность в части классификационных  кодов по ТН ВЭД. При этом выявленные несоответствия в наименованиях некоторых товарных позиций перечней не принимаются во внимание, так как товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД, наименование товара приведено только для удобства пользования.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей  единой системы тарифных преференций  и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень, применяются  нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и  наименее развитых стран, при ввозе  которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией Таможенного союза. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых  предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня  не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  и условия предоставления тарифных преференций

3.1.Развивающиеся и наименее развитые страны как получатели тарифных преференций

Наименее развитые страны – НРС – это официальный термин, употребляемый в рамках ООН.

На сегодняшний день к числу  наименее развитых стран ООН относит 48 стран мира. Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). [11]

В ходе обзора перечня наименее развитых стран Экономический и Социальный Совет ООН использовал для  определения наименее развитых стран  следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области  развития (КПР):

  1. критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года (менее 750 долл. США для включения в перечень, свыше 900 долл. США для исключения из перечня);
  2. критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образования; грамотности взрослого населения;
  3. критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ) на основе показателей:
  • нестабильности сельскохозяйственного производства;
  • нестабильности экспорта товаров и услуг;
  • экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);
  • концентрации товарного экспорта;
  • негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения);
  • доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

Для включения в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных  критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения  наименее развитых стран, т.е. принципом  признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения  не должна превышать 75 миллионов человек.

В 2009 году в НРС проживало 11% населения мира. Однако они занимали только 0,6% мирового ВВП. Средний ВВП  составлял в этих странах 438 долларов на душу населения. Средняя ожидаемая  продолжительность жизни составляет 50 лет. Включение в эту группу дает определенные преимущества наименее развитым странам по сравнению с  другими развивающимися странами, а  именно – льготные условия получения  финансовой помощи на нужды развития; преференциальный доступ на рынки; техническую  помощь по программам ООН, а также  ряд других льгот. [7]

Решением Комиссии Таможенного  союза от 27 ноября 2009 года утвержден  список наименее развитых стран, в отношении  которых применяется преференциальный режим. На сегодняшний момент в него входит 49 стран, которые характеризуются преимущественно традиционной структурой экономики, строящейся на докапиталистических производственных отношениях, с крайне низким уровнем дохода на душу населения, огромными социальными проблемами.

Информация о работе Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД