Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа
Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
- Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
- Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.
В 1964 году на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП) в отношении импорта в целях содействия экономическому развитию и индустриализации развивающихся стран. В 1968 году Общая система преференций была официально одобрена в рамках ЮНКТАД и стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран. Она вступила в силу 1976 году.
Суть Общей системы
преференций состоит в
Практически все развитые
страны в той или иной форме
реализуют преференциальные условия
в отношении импорта из развивающихся
и менее развитых стран. В настоящее
время действуют системы
При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать определенные условия: вводить их без дискриминации и воздерживаться от требования взаимности. Со своей стороны страны, получающие преференции – страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность – воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем реэкспорта товаров, происходящих из третьих стран. [7]
Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году таможенные преференции были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.
В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. По соглашению стороны автономно определили перечень таких стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер предоставляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.
Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран.
В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках Общей системы преференций.
2.3. Единая система преференций Таможенного союза
В соответствии со статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, подписанного в городе Москве 25 января 2008 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется единая система тарифных преференций таможенного союза.
Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» это льгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Преференциальный режим
– особый льготный экономический
режим, предоставленный одним
Следует различать такие понятия: внешнеэкономические преференции (льготы) и таможенные преференции. Здесь они соотносятся как целое и часть.
Следует различать таможенные и тарифные преференции. Понятие таможенных преференций шире.
Тарифные преференции – специальные предпочтения (преимущества), которые страны-импортеры предоставляют странам-экспортерам в области уплаты таможенных пошлин.
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде:
Предоставление тарифных преференций напрямую связано со страной происхождения товаров. [6]
Республика Беларусь имела собственную автономную систему преференций, пользователями которой являются развивающиеся и наименее развитые страны. В соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 года №14 «Об установлении тарифных преференций» преференциальный режим в отношении определённых в данном декрете товаров применяется независимо от предоставления той или иной стране (территории) режима наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.
За последние годы национальная система преференций Республики Беларусь весьма расширилась и усложнилась. Появление законодательной базы позволило четко устанавливать порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.
С 1 января 2010 года в связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях содействия экономическому подъему наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяется единая система тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с «Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза» от 12 декабря 2008 года перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией Таможенного союза.
В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утверждены:
Сравнительный анализ указанных перечней развивающихся и наименее развитых стран с аналогичными перечнями, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь N 14 показал, что в перечнях стран, утверждённых Решением Таможенного союза фигурирует большее количество государств.
Сравнительный анализ перечней
товаров, происходящих и ввозимых из
развивающихся и наименее развитых
стран, при ввозе которых
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Перечень товаров, происходящих
и ввозимых из развивающихся и
наименее развитых стран, при ввозе
которых предоставляются
При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. [3]
Глава 3. Особенности и условия предоставления тарифных преференций
3.1.Развивающиеся и наименее развитые страны как получатели тарифных преференций
Наименее развитые страны – НРС – это официальный термин, употребляемый в рамках ООН.
На сегодняшний день к числу наименее развитых стран ООН относит 48 стран мира. Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). [11]
В ходе обзора перечня наименее развитых
стран Экономический и
Для включения в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения не должна превышать 75 миллионов человек.
В 2009 году в НРС проживало
11% населения мира. Однако они занимали
только 0,6% мирового ВВП. Средний ВВП
составлял в этих странах 438 долларов
на душу населения. Средняя ожидаемая
продолжительность жизни
Решением Комиссии Таможенного
союза от 27 ноября 2009 года утвержден
список наименее развитых стран, в отношении
которых применяется
Информация о работе Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД