Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран в торговле с Республикой Беларусь и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
- Обобщить практику предоставления Республикой Беларусь тарифных преференций в отношении наименее развитых стран, включая предоставления тарифных преференций в рамках Таможенного союза;
- Рассмотреть возможные этапы совершенствования механизмов предоставления тарифных преференций.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

Правилу прямой поставки также  отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при  выполнении следующих условий:

товары были поставлены с  территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки  и оставались под таможенным контролем  при их проведении;

товары с момента их отправки на выставку или ярмарку  не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

товары ввозятся на единую таможенную территорию таможенного  союза в том же состоянии, в  котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений  состояния товаров вследствие естественного  износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные  импортером на выставках или ярмарках, при выполнении некоторых условий, прописанных в соответствующем  документе. [2]

В соответствии со ст. 59 Таможенного  Кодекс Таможенного союза в подтверждение  страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления  документов, подтверждающих страну происхождения  товаров. Такими документами являются:

  • декларация о происхождении товара;
  • сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении  товара представляет собой заявление  о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом  или отправителем в связи с  вывозом товаров, при условии, что  в нем указаны сведения, позволяющие  определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Сертификат о происхождении  товара - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товаров  и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

В настоящее время существуют 3 вида сертификатов:

  1. Формы СТ-1, который применяется для импортных товаров из стран зон свободной торговли и стран Таможенного союза;
  2. Формы «А» – необходим для импорта из наименее развитых и развивающихся стран;
  3. Общей формы – во всех иных случаях.

В удостоверение происхождения  товара из наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Срок применения указанного сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата  на государственный язык. Фактическое  количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное  в сертификате, более чем на 5 процентов. В случае утраты сертификата принимается  его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения  небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 дол. США) представления сертификата  не требуется. В этом случае экспортер  может декларировать страну происхождения  товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. В  случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности  заявленных сведений о происхождении  товара таможенный орган вправе потребовать  представления сертификата о  происхождении товара. [2]

Еще одним (четвертым) условием предоставления тарифных преференций  является наличие определенной информации относительно компетентных органов, уполномоченных заверять декларации-сертификаты о  происхождении товара по форме "А" в развивающихся или наименее развитых странах.

Комиссия таможенного  союза получает от развивающихся  или наименее развитых стран, в отношении  которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса и  оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.

Итак, предоставление тарифных преференций, предусмотренных статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, возможно только в случае совокупного выполнения всех вышеперечисленных условий.

 

 

Глава 4. Решение  проблем и совершенствование  предоставления тарифных преференций. Особенности дальнейшего развития системы преференций

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как  экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает  государства идти на создание зон  свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда  их экономические преимущества далеко не предопределены. Более того, геополитические  соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые  если и смогут принести экономический  эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений  между развитыми странами, носят  достаточно жесткий характер. Они  позволяют исключать из льготного  режима "чувствительные" секторы  экономики лишь в течение периода  поэтапного создания зоны свободной  торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. При этом, чем  прозрачнее граница между участниками  интеграционной группировки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Республикой Беларусь и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность таможенных органов.

Наиболее типичными нарушениями  такого рода на практике являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение  правил определения происхождения  товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

    1. предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;
    2. предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

Ежегодный ущерб  для белорусского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов.

Республика Беларусь предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза, странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также наименее развитым странам из числа развивающихся в рамках схемы Общей Системы преференций.

В настоящее время пользователями белорусской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам - бенефициарам единой схемы тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (например, Европейским Союзом). Республика Беларусь также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако простое исключение каких-либо стран из списка пользователей  оказало бы неблагоприятное воздействие  на весь комплекс политических и торгово-экономических  отношений с ними. Такой шаг  оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО.

Наряду с составлением списка товаров, попадающих под условия  предоставления преференций, необходимо проработать вопрос о порядке  определения уровня конкурентоспособности  конкретной продукции из стран-пользователей  схемы преференций на предмет  возможного вывода ее из-под действия указанной схемы. Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядка внесения изменений в этот список, так как  нельзя исключить возможность обращения  той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо предусмотреть  и критерии включения того или  иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в единую схему тарифных преференций, утверждение  списка товаров, на которые они распространяются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией  и Казахстаном.

Внесение существенных изменений в белорусскую схему тарифных преференций политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учётом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этом достаточно широкий страновый охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию единой схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, который соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках единой схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства.

В настоящее время, когда функционирование таможенного союза только налаживается, создание действенного механизма таможенного сотрудничества приобретает решающий характер. Представляется целесообразным, прежде всего, централизовать координирующие функции такого сотрудничества в одном совместном органе, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная информация. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенное дело – это  один из базовых институтов любой  экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики  к рыночной. Это прямо относится  к Республике Беларусь: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Республика Беларусь, находясь в самом центре Европы, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Реализация государственной целевой программы предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:

  • совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся государственному бюджету таможенных платежей;
  • развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.

Понятие тарифных преференций можно сформулировать следующим образом – это преференциальные пошлины, устанавливаемые государством для некоторых товаров из наименее развитых стран или стран, образующих вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли или таможенный союз.

Наиболее важным является выявление основных элементов этой системы. На сегодняшний момент она  включает в себя три элемента:

  1. перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций ТС;
  2. перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций ТС;
  3. список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

Для постепенного преобразования таможенно-тарифного регулирования  в механизм для создания условий  экономического роста в настоящий  момент созрело ряд предпосылок, которые постепенно реализуются посредством реформирования тарифной политики.

Информация о работе Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД