Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения.
.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….
1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11
1.3.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26
2.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе……………………………26
2.2. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..…31
2.3.Направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 265.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6

1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….

1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11

1.3.Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18

2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ  И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26

2.1. Деятельность таможенных  органов Российской Федерации  в правоохранительной сфере на  современном этапе……………………………26

2.2. Анализ динамики таможенных  правонарушений в экономической  сфере и роли таможенных платежей  в структуре доходов федерального  бюджета………………………………………………………………………..…31

2.3.Направления совершенствования  оперативно-розыскной деятельности  таможенных органов Российской  Федерации по обеспечению экономической  безопасности……………………………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время таможенные органы Российской Федерации осуществляют деятельность в качественно новых условиях: функционирует Таможенный союз (далее – ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – РФ), создается Единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), формируется принципиально новое национальное законодательство, существенно влияющее на решение задач, стоящих перед этими органами.

Активное внедрение новых информационных технологий, связанных с удаленным выпуском товара, электронным декларированием, обязательным предварительным информированием таможенных органов о ввозе товаров на территорию ТС и других инноваций минимизирует участие таможенных органов России в процессе выпуска товаров и позволяет значительно сократить время, отведенное на таможенный контроль. Например, в 2012 г. в результате применения процедуры обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию ТС автомобильным транспортом, время, отведенное таможенным органам для осуществления государственного контроля, сокращено до 53 мин., а доля деклараций на товары со сроком выпуска один день составила 99,9%.

В условиях значительного сокращения времени на осуществление таможенного контроля и либерализации российского законодательства основным способом получения информации о правонарушениях в сфере таможенного дела становится оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД).

Так, в период 2009–2012 гг. по материалам оперативно-розыскных подразделений (далее – ОРП) ежегодно возбуждалось более 70% от общего количества уголовных дел, возбужденных таможенными органами РФ. В результате расследования этих преступлений в 2009–2011 гг. задержано (изъято) имущества и материальных ценностей на сумму более 2 млрд. руб., в 2012 г. – более 1,27 млрд. руб. В то же время в 2012 г. доля ввезенных товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ, в общем количестве ввезенных товаров составила 2,29% от общей стоимости товаров, оформленных в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (6,305 млрд. долл. США).

В настоящее время ОРД осуществляется таможенными органами государств – членов ТС в соответствии с законодательством об ОРД государств-членов ТС, что фактически определяет ее проведение таможенными органами РФ исключительно на российской территории.

Указанное обстоятельство в ряде случаев существенно затрудняет реализацию таможенными органами РФ упреждающей оперативно-розыскной информации о преступных деяниях в момент пересечения товарами таможенной границы ТС, так как таможенный контроль при их ввозе на территорию России осуществляется, как правило, таможней другого государства. Кроме того, перевод ряда противоправных деяний, связанных с товарной контрабандой, из категории уголовных преступлений в административные правонарушения не позволяет таможенным органам РФ организовать ОРД в целях получения упреждающей информации о данных противоправных деяниях, а значит, и своевременно пресекать их. Подобное положение дел способно значительно сократить поступление информации о противоправных деяниях в сфере таможенного дела, что может снизить эффективность деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России и оказать негативное влияние на полноту собираемости таможенных платежей и поступления их в федеральный бюджет.

В современных условиях активное участие таможенных органов России в международных и межведомственных оперативно-профилактических и иных мероприятиях, совместных специальных таможенных операциях по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела предъявляют особые требования к организации их ОРД. В связи с этим основные усилия ОРД таможенных органов должны быть направлены на добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ, прежде всего, в целях обеспечения полноты поступления таможенных платежей и иных финансовых средств в доходную часть федерального бюджета.

Учитывая изложенное, тема исследования является актуальной, своевременной и значимой.

Объект исследования научно-исследовательской работы является правоохранительная деятельность таможенных органов.

Предметом исследования выступают таможенные правонарушения в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета.

Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие, признаки  и задачи правоохранительной  деятельности таможенных органов;

- исследовать механизм  осуществления данной деятельности  таможенных органов;

- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;

- указать на проблемные  вопросы темы исследования и  проследить возможные пути их разрешения.

.

В основу исследования положены такие методы, как сравнительно-правовой, системно-структурный, общенаучный, исторический.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на пункты, заключения, списка используемых источников и исследованной литературы.

Первая глава научно-исследовательской работы рассматривает такие вопросы: понятие, сущность и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ, дознание в таможенных органах и оперативно-розыскная деятельность.

Во второй главе исследуются направления правоохранительной деятельности таможенных органов (вопросы развития и взаимодействия с другими правоохранительными структурами) и практика осуществления правоохранительных функций (борьба с нарушением таможенных правил).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

    1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства

 

По мнению исследователей, в действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз [20, С. 5].

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях [18, С. 34].

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Более того, ст. 12 Федерального закона от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» прямо относит таможенные органы к таковым.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК ТС таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз [2, С. 3].

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [6, С. 242].

Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Более детально порядок осуществления таможенными службами экспортного контроля урегулирован Приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» [6, С. 243].

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333). Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности РФ – развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. С момента вступления в силу ТамК РФ в 2003 году защита интеллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением через таможенную границу РФ контрафактной продукции стали новой функцией таможенных органов. Глава 38 ТамК РФ наделила таможенные органы полномочиями по принятию защитных мер, направленных на пресечение незаконного ввоза (вывоза) контрафактной продукции непосредственно при ее таможенном оформлении и таможенном контроле [2, С. 5].

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является энергетическая безопасность. Статистика выявленных таможенными органами в этой сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе.

К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность Государственной границы РФ, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например на российско-белорусской границе. В связи с формированием Таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке. С созданием Таможенного союза значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство [11, С. 77].

Информация о работе Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства