Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа
Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения.
.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….
1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11
1.3.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26
2.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе……………………………26
2.2. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..…31
2.3.Направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50
В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.
Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку.
В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии с ТКТС и Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Из данного определения следует, что оперативно-розыскной деятельностью может заниматься только узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом.
Данный вид государственной деятельности регулируется в своей основе законом. Нормативные акты в этой области, издаваемые руководителями ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью, не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.
Как указано в законе, оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен негласный характер.
К гласной форме оперативно-розыскной деятельности прибегают в тех случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.
Оперативно-розыскная деятельность близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.
В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.
В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Прокуратура выступает как орган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подлежат обязательному исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.
Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе руководителя ФТС РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Нормативные акты в области оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:
1) проводить гласно и негласно
оперативно-розыскные
2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД;
3) использовать в ходе
4) использовать в целях
5) создавать предприятия, учреждения,
организации и подразделения, необходимые
для решения оперативно-
В соответствии с ТКТС и пунктом 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре ФТС РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ФТС РФ.
Другие подразделения ФТС РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.
Принципами оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.
Ст.3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" называет следующие принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов деятельности. Сущность этих принципов такова:
1. Принцип законности состоит
в том, что должностные лица, осуществляя
оперативно-розыскные
Согласно ч.9 ст.5 указанного закона оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением данного закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.
2. Принцип уважения прав и
свобод человека состоит в
защите указанных ценностей от
противоправных действий
3. Принцип конспирации
4. Принцип сочетания гласных
и негласных методов
Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов вытекают из общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать следующим образом:
1) выявление, предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений, отнесенных
к компетенции таможенных
2) получение упреждающей
3) оказание помощи органам
4) розыск лиц, скрывающихся от
органов расследования и суда
и уклоняющихся от уголовного
наказания за преступления, а
также розыск без вести
5) добывание информации о
6) участие в совместных
7) оказание помощи международным
таможенным организациям, иностранным
таможенным органам и полиции
в борьбе с контрабандными
операциями и по другим
8) обеспечение собственной
9) обеспечение безопасности
10) выявление, предупреждение и
пресечение фактов коррупции
и других должностных
Оперативно-розыскные подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных органов.
Указанные задачи оперативно-розыскные подразделения решают на основе всесторонней оценки оперативной обстановки.
Оперативная обстановка - это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения или оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает в себя: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств, специфику решаемых оперативных задач и т.д.
К основным элементам оперативной обстановки относятся: преступная деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности, деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов; среда, в которой она осуществляется.
Таможенный Кодекс Таможенного Союза, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и другие положения.
Нарушениями таможенных правил признаются: