Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью научно-исследовательской работы является исследование таможенных органов как субъекта правоохранительной деятельности, и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития оперативно-розыскных функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения.
.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………….
1.2. Важнейшие задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства……………………11
1.3.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы………………………………………………………………18
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ В ОТРАЖЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………….26
2.1. Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе……………………………26
2.2. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета………………………………………………………………………..…31
2.3.Направления совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности……………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 265.58 Кб (Скачать файл)

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом  РФ “О таможенном тарифе”, другими  законодательными актами и международными  договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных  режимов) через таможенную границу  РФ товаров и транспортных  средств;

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного  контроля и таможенного оформления  товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения  таможенными платежами и уплаты  их, предоставления таможенных льгот  и пользования ими.

Субъектами ответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

- физические лица (по достижении  ими к моменту совершения правонарушения  шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если в их  служебные обязанности в момент  совершения ими правонарушения  входило обеспечение выполнения  требований актов законодательства  РФ по таможенному делу и  международных договоров РФ, контроль над исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение  одного таможенного правонарушения  допускается привлечение юридических  лиц к административной ответственности  и физических лиц - к административной  или уголовной ответственности.

2. Юридические лица в отличие  от физических и должностных  лиц, которые могут быть привлечены  к ответственности за нарушение  таможенных правил только при  наличии умышленной или неосторожной  вины, привлекаются к ответственности  только при наличии признаков  объективной стороны. Субъективная  сторона здесь роли не играет  и, следовательно, доказыванию в  процессе производства по делу  о нарушении таможенных правил  не подлежит.

Правоохранительные подразделения таможенных органов ежедневно обеспечивают безопасность и защиту экономических интересов Российской Федерации.

Каждый год число уголовных дел, возбуждаемых дознавателями Федеральной таможенной службы России, возрастает. Это свидетельствует как о позитивных тенденциях в правоохранительной деятельности таможенных органов, так и о том, что криминальная активность в сфере внешнеэкономической деятельности не идет на спад.

Проблемные вопросы правоохранительной деятельности таможенных органов, требующие разрешения, таковы:

- недостаточно осуществляется  информационно-аналитическое обеспечение  правоохранительной, в том числе  оперативно-розыскной, деятельности  таможенных органов Российской  Федерации.

- остается низким уровень взаимодействия  оперативных подразделений таможенных  органов Российской Федерации  с другими правоохранительными  и контролирующими органами.

Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Планируется развитие следующих направлений деятельности таможенных органов:

а) обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и заявление таможенной стоимости);

б) международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

в) проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;

г) борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ФТС России и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела - весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального вниманиях. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.

Важнейшим фактором эффективности работы правоохранительных органов является организация системного противодействия угрозам экономической безопасности государства, разработка стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.

Проблемы проведения оперативно-розыскной деятельности

 

Среди первоочередных организационных и практических мер, направленных на активизацию работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений, является укрепление взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Повышение эффективности использования оперативных сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов, налаживание эффективного взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб других государств обеспечит совершенствование работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической безопасности осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

 

    1. Анализ динамики таможенных правонарушений в экономической сфере и роли таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета

 

Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [2, С. 6].

Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением.

Так, в 2011 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2010 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2009 году (4423). По итогам 2011 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2010 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2009 году (70 129). Экспертизы по делам об АП составили 23%, на долю экспертиз по уголовным делам приходится 6% от общего количества экспертиз, выполненных по постановлениям таможенных органов. Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных по обращениям правоохранительных и иных государственных органов, в общем объеме работ составила 1,8%. Всего по результатам проведенных экспертиз на стадии таможенного контроля в 2011 году выявлено более 100 000 фактов правонарушений в сфере таможенного законодательства, что в 5 раз больше, чем в 2010 году. По результатам проведенных экспертиз возбуждено более 1 180 дел об АП и более 670 уголовных дел, что на 6% превышает данный показатель 2010 года. Экономический эффект, полученный на основании результатов экспертиз в 2009 году, составил 13,53 млрд. рублей, что на 41% превышает соответствующий показатель 2010 года [6, С. 245].

В 2010 году таможенными органами организованы и успешно проведены мероприятия по пресечению контрабанды валютных ценностей, ювелирных изделий, вооружения, военной техники, продукции и технологий двойного назначения, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных материалов, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, а также объектов дикой флоры и фауны, находящихся на грани исчезновения. По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 «Контрабанда» УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел, в 2009 году составила 91% (4026 дел), в 2010 - 93,1% (4194), в 2011 году - 93,2% (4647). При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2009 году было возбуждено 845 уголовных дел, в 2008 - 750, в 2007 году - 758 дел. Только в 2010 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу РФ, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов [6, С. 246].

Статистика выявленных таможенными органами в экономической сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе. Так, в 2010 году по фактам незаконного перемещения энергоносителей таможенными службами было возбуждено 27 уголовных дел, в 2011 и 2012 годах – 96 и 98 соответственно.

Сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу. Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания, за исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве дел об административных правонарушениях (с 82 % в 2012 году до 85 %к 2020 году); доля выявленных оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов правонарушений в области таможенного дела в общем количестве правонарушений, выявленных таможенными органами (с 70 %в 2012 году до 81 % к 2020 году) [3, С. 1].

В структуре таможенных пошлин ввозные пошлины занимают порядка 15–20%, а в структуре доходов федерального бюджета всего 5–6% (таблицы, Приложение 2 и 3) [4, С. 1].

Динамика вывозных и ввозных таможенных пошлин приведена в таблице (Приложение 4) [4, С. 1].

Однако даже незначительное снижение ставок ввозных таможенных пошлин будет способствовать уменьшению доходов федерального бюджета в объемах от 200 до 300 млрд руб. в год. Так, до ратификации договора о вступлении в ВТО в первоначальном проекте федерального бюджета на 2012 г. планировалось увеличение поступлений от ввозных таможенных пошлин до 803,8 млрд руб. (или на 15,7% выше, чем в 2011 г.), а в 2013 г. — до 911, 8 млрд руб. (или на 13,4 % выше, чем 2012 г.) за счет роста налогооблагаемых объемов импорта и роста курса доллара США по отношению к рублю. 
Однако в соответствие с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.», обнародованными Минфином 18 июля 2012 г., из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд руб., в 2014 г. — на 256,8 млрд руб., в 2015 г. — на 365,9 млрд руб. Однако в соответствие с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.», обнародованными Минфином 18 июля 2012 г., из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд руб., в 2014 г. — на 256,8 млрд руб., в 2015 г. — на 365,9 млрд руб. [4, С. 1].

Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на экспортные товары сократит доходы федерального бюджета в 2013 г. на 21,8 млрд руб., в 2014 г. — на 33,5 млрд руб., в 2015 г. — на 47,3 млрд руб. Свой вклад в сокращение доходной базы федерального бюджета внесет и снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров. В результате в 2015 г. прогнозируемые потери составят 9,3 млрд руб., в 2014 г. — 10 млрд руб., в 2015 г. — 10,9 млрд руб.

Информация о работе Таможенные органы как субъекты обеспечения экономической безопасности государства